Беги и оглядывайся: как женщины подвергаются опасности во время тренировок на улице

Надеть свободную одежду, зашнуровать кроссовки, включить GPS-трекер, завязать волосы в пучок, проверить заряд смартфона, захватить перцовый баллончик — примерно по такому чек-листу мысленно идут женщины, собираясь на уличную пробежку. Но даже предосторожности могут не защитить от насилия.
В мае 2021 года в подмосковной Балашихе мужчина напал на 17-летнюю девушку во время ее утренней пробежки в лесу. Угрожая ножом, преступник изнасиловал школьницу. Несколько месяцев спустя другой мужчина напал на 32-летнюю Анну Полищук, которая вышла ночью на пробежку в московском районе Свиблово. Преступник хотел ее изнасиловать, а когда женщина начала сопротивляться, задушил. Мужчину задержали на следующий день, а в 2022-м приговорили к 20 годам колонии.
В 2024 году с пробежки не вернулась 43-летняя Татьяна Ершова. Через несколько дней поисков тело жительницы Владимирской области обнаружили в поле со следами насильственной смерти. По факту убийства следователи задержали подозреваемого мужчину.
Рано утром 7 октября 2025 года на юго-востоке Москвы 22-летний мужчина с ножом напал на девушку и попытался ее изнасиловать. Потерпевшая бегала в районе Лефортовского парка, ей удалось отбиться от нападавшего. Девушка сразу обратилась в полицию. Мужчину задержали на следующий день.
В США в 2016 году за одну неделю во время пробежки были убиты три женщины. Убийства не связаны между собой, тем не менее их объединяет общая проблема насилия. Жертвы бежали по привычным маршрутам в одиночестве — как обычно, как это делают многие женщины по всему миру. 22 февраля 2024 года в штате Джорджия мужчина убил 22-летнюю студентку Лейкен Райли во время ее утренней пробежки. Полиция определила, что Лейкен успела набрать номер службы спасения. Спортивные часы Райли Garmin установили, что сердце девушки перестало биться в 9:28 утра.
А в Великобритании летом 2025 года женщины-полицейские графства Суррей, выходившие в патруль под видом бегуний, за месяц арестовали 18 человек — за домогательства, покушения на изнасилование и попытки ограбления. «Одной из наших сотрудниц начали сигналить уже через десять минут [после начала пробежки], а затем всего через 30 секунд другая машина притормозила, водитель сигналил и делал [непристойные] жесты», — рассказал руководитель местного отдела по борьбе с насилием в отношении женщин Джон Вейл.
Нет безопасного пространства для бега
В 2023 году Adidas опросил 9000 бегунов из девяти разных стран и выяснил, что 92% женщин беспокоятся за свою безопасность во время уличных тренировок (по сравнению с 28% мужчин). Более трети опрошенных женщин сталкивались с физическими домогательствами и получали сексистские комментарии. Чуть меньше половины женщин (46%) потеряли интерес к бегу, пережив насилие или преследование во время тренировки.
Женщины перестают заниматься спортом в том числе из-за отсутствия безопасного места для тренировок. Согласно исследованию Asics, которое производитель спортивной экипировки провел среди почти 25 000 человек в более чем 40 странах, эта проблема особенно остро стоит в странах Латинской Америки и Африки: 52% и 65% опрошенных жительниц этих регионов отметили, что не тренируются, потому что боятся за свою жизнь.
Чтобы чувствовать подобный страх, не обязательно сталкиваться с насилием напрямую. «Хотя со мной никогда ничего серьезного не случалось, я знаю, что постоянно контролирую себя во время бега. В голове крутятся мысли: «Безопасна ли эта улица? Стоит ли мне перейти дорогу? Не слишком ли темно, чтобы бегать по этому парку?» — отмечает одна из респонденток опроса, который провело британское издание о беге Runner's World. Некоторые опрошенные признались, что из-за подобных опасений они хотя бы раз делали выбор в пользу беговой дорожки в помещении. Однако даже это не гарантирует полную безопасность. Бегунья из Лондона Лора Мюррей рассказывает, как ей вслед присвистнули во время тренировки в помещении: «Я никогда раньше не сталкивалась с подобным в тренажерном зале и была просто в ярости. Я-то в порядке, но прекрасно понимаю, почему девушки могут бояться ходить в спортзал».
Другой вариант для тренировок, который может повысить чувство безопасности, — смешанные или исключительно женские беговые клубы. Согласно отчету фитнес-приложения Strava от 2024 года, количество беговых клубов на сервисе выросло на 59% за год, а число состоящих в них женщин — на 89%. Бегать в компании единомышленниц становится все популярнее, а сети клубов расширяются: например, сообщество 261 Fearless для женских тренировок охватывает пять континентов.
В России подобные объединения тоже существуют. Женские забеги клуба «Бегаешь как девчонка» проходят в пяти городах: Москве, Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Владивостоке. Одна из его участниц Александра (она попросила не называть фамилию) рассказала Forbes Woman, что однажды на пробежке отказалась познакомиться с парнем, который проезжал мимо на велосипеде. Он развернулся, разогнался и врезался в нее, девушка получила травмы: «Несколько месяцев я не бегала, мне было страшно. Бег давал мне уверенность и ни с чем не сравнимое чувство свободы. Я не хочу позволять страху менять это, сейчас я снова продолжила тренироваться».
Защити себя сама
В сентябре 2022 года в США 34-летнюю воспитательницу детского сада и мать двоих детей Лизу Флетчер похитили и убили во время пробежки рано утром недалеко от кампуса Университета Мемфиса. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как женщину затолкали во внедорожник и увезли в неизвестном направлении. Полиция обнаружила тело Лизы в нескольких милях от места похищения.
В память о ней сотни бегунов из Мемфиса собрались, чтобы завершить маршрут Флетчер — 8,2 мили. «Наша цель — заступиться за женщин Среднего Юга и заявить, что мы имеем право безопасно бегать в любое время суток», — заявили организаторы забега. А американская бегунья Мелисса Салливан написала колонку для The Washington Post о несправедливости, с которой сталкиваются женщины во время тренировок на улице: «Я устала от того, что мне советуют записаться на курсы самообороны (я так и сделала). Я больше не собираю волосы в хвост перед пробежкой (потому что за хвост меня легче схватить). Мне надоели разумные, но непрошеные советы носить с собой перцовый баллончик, фонарик и свисток (я так и делаю). Честно говоря, кажется, что не имеет значения, что делаю я или тысячи других бегуний, которые сталкивались с домогательствами во время пробежки. Каждый раз есть вероятность, что мы не закончим свою тренировку».
При этом не все случаи сексуализированного, физического или словесного насилия предаются огласке — о многих не говорят сами жертвы. Согласно совместному исследованию Манчестерского университета и полиции Большого Манчестера и Мерсисайда в 2022 году, 95% девушек, которые столкнулись с харассментом во время пробежки, не обратились в полицию. Многие посчитали, что насилие в отношении женщин — обыденность. «Я думала, это просто часть того, что значит «быть женщиной», и следствие того, что я вышла на улицу», — ответила одна из респонденток. Некоторые потерпевшие не приравнивают такие инциденты к преступлениям, а еще часть считают их слишком незначительным делом для полиции. Те немногие, кто все же написал заявление, отметили, что полиция не смогла найти преступника.
В случае харассмента во время пробежки подать заявление в полицию все равно можно: в России бремя поиска обидчика и доказательств лежит на правоохранительных органах, отмечала в разговоре с Forbes Woman юрист Консорциума женских НПО Александра Кузнецова. Домогательства могут подпадать под статью о мелком хулиганстве (статья 20.1 КоАП РФ) или об оскорблении (статья 5.61 КоАП РФ) со штрафом в несколько тысяч рублей или арестом до 15 суток.
«То, что девушки не обращаются за помощью, не означает, что они считают насилие нормой. Просто они понимают: если пойдут в полицию и будут объяснять, что кто-то сказал им «кис-кис-кис», то над ними просто посмеются, а могут и обвинить, мол, «сама виновата», как это нередко бывает с пострадавшими от домашнего насилия. Если сообщите о преследовании, это тоже не сработает — вас не ударили и не угрожали вашей жизни физически. Степень тяжести такого опыта понимают не все. Речь не только о мужчинах — некоторые девушки тоже не считают попытки домогательства большой проблемой», — отмечает психолог Центра «Насилию.нет» (признан иностранным агентом) Влада Игнатова в разговоре с Forbes Woman.
«Женщины боятся, что их изнасилуют, убьют, что на них нападут. Мы знаем, что такое случается, пусть и нечасто, но женщины боятся. Из-за этого они принимают так много мер предосторожности», — отметила одна из авторов упоминавшегося выше манчестерского исследования, криминолог Кэролайн Майлз. Девушки берут с собой ключи (и иногда зажимают их как средство защиты между пальцами), умные часы, отслеживающие геопозицию и подключенные к интернету, персональные сигнализации, фонарики.
Влада Игнатова признает, что стопроцентной защиты не существует. «Пожалуй, самое эффективное — настроить кнопку быстрого набора на телефоне, чтобы выбранным контактам отправлялась ваша геометка как просьба о помощи. Можно держать что-то в руке, чтобы была возможность защититься, но важно помнить — газовые и перцовые баллончики могут отобрать и использовать против девушки». Она отмечает, что в отличие от физического насилия, психологической защиты от того же самого кэтколлинга (непристойных комплиментов, жестов, звуков) нет: «Неважно, в какой одежде ты бежишь, в какое время, в каком месте. Это может произойти где угодно, хоть на пробежке, хоть в метро».
Главный тренер проекта «Бегаешь как девчонка» Екатерина Гриневич добавляет, что в вопросе безопасности важен и настрой: «Выбирайте место и время для пробежки, где вы чувствуете себя спокойно. Если есть хоть малейшая неуверенность, переносите тренировку. Стоит доверять своему внутреннему чутью, не переступать через естественное чувство страха за свое здоровье». Чтобы не оказаться на месте жертвы, сегодня женщинам все еще приходится контролировать свое поведение, внешний вид, выбор маршрута и времени для пробежки.
