К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Безопасность и широкие возможности: как Дания стала лучшей страной для женщин

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Дания уже несколько лет подряд сохраняет статус лучшей страны для женщин в рейтинге Джорджтаунского института по делам женщин, мира и безопасности. Авторы исследования используют 13 метрик, опираясь на три основных индикатора — вовлеченность женщин в жизнь страны, соблюдение их прав и обеспечение безопасности. Forbes Woman рассказывает о том, как Дания добилась таких высоких результатов и какие проблемы там все еще сохраняются

Дания с 2023 года возглавляет рейтинг «Женщины, мир и безопасность» (WPS index) — над ним работает команда Джорджтаунского университета в Вашингтоне при участии норвежского Института исследований мира. Первая редакция рейтинга вышла в 2017 году.

Составители подчеркивают, что их рейтинг — единственное комплексное исследование вовлеченности женщин в жизнь страны, обеспечения их прав и безопасности. Вовлеченность оценивается по доступности образования и положению женщин на рынке труда, их представленности в парламенте, а также доступу к мобильной связи и финансовым услугам. Метрика «Обеспечение прав» учитывает наличие дискриминационных норм, доступ к правосудию, уровень материнской смертности и предпочтение рождения сыновей в семьях. Безопасность же измеряет риски насилия со стороны партнера, политического давления на женщин, а также долю жительниц страны, находящихся вблизи зон вооруженных конфликтов — то есть в пределах 50 км от них (в 2024 году число таких женщин в мире выросло до 676 млн, это на 74% больше, чем в 2010-м).

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Что делает Данию лидером

В стране, чья территория занимает север полуострова Ютландия, несколько сотен островов Датского архипелага и не покидающую передовицы мировых СМИ Гренландию, живут 6 млн человек. На 100 000 рождений в Дании приходится всего четыре материнских смерти, а на 100 рожденных девочек в стране регистрируют 105,6 рождений мальчиков — близко к среднемировому показателю (105 мальчиков на 100 девочек). 

 

В Дании по закону запрещена дискриминация по половому признаку. В 1999 году в правительстве страны появилось Министерство гендерного равенства: его задачей стало укрепление и продвижение равного участия мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни и противодействие дискриминации. Министерство, которое с 2024 года входит в структуру Министерства окружающей среды, борется с сексизмом в молодежных сообществах, следит за распределением полов на руководящих постах в госсекторе, выделяет деньги на поддержку молодых отцов в декрете и продвигает инициативы, направленные на повышение безопасности.

Законы, уравнивающие мужчин и женщин в правах, в Дании начали принимать еще в середине XIX века. Так, с 1857 года незамужним датчанкам стали выдавать торговые лицензии наравне с мужчинами, и  у них появилось право наследования. Право самостоятельно распоряжаться своим доходом датчанки получили в 1880 году — ранее муж имел право единолично управлять совместной собственностью. Изменение законодательства продвигало Датское женское общество, а ключевой вдохновительницей реформы имущественных прав стала одна из лидеров этой организации, активистка Северин Кассе. С 1872 по 1876 год общество открыло три школы для женщин: курсы подготовки банковских служащих, школу рисования и воскресную школу для работающих женщин. Сегодня женщины в стране финансово самостоятельны: по данным Джорджтаунского института, 100% жительниц страны старше 15 лет имеют доступ к деньгам на банковском счете (своем собственном или общим с родственниками) и пользуются мобильными финансовыми сервисами. 

 

Королевство предоставляет женщинам широкие возможности в образовании. В рейтинге гендерного равенства Всемирного экономического форума 2025 года Дания занимает первые места по доступу представителей обоих полов к среднему и высшему образованию. Сейчас датчанки в среднем посвящают обучению более 13 лет. Женское образование в Дании начало развиваться в XVIII веке: в 1787 году в Копенгагене открылась первая в стране средняя школа для девочек. В 1875 году женщины получили доступ к университетскому образованию, и спустя десять лет Нильсина Нильсен получила диплом врача в Копенгагенском университете, став первой датчанкой с высшим образованием. Помимо медицинской практики, Нильсен активно боролась за права женщин (в том числе секс-работниц) и участвовала в создании Ассоциации за избирательные права женщин в 1889 году.  

Ассоциация и другие организации в защиту прав женщин добились своего за год до смерти Нильсен: 5 июня 1915-го на улицы Копенгагена вышли тысячи ликующих горожанок, которые отмечали внесение поправок в Конституцию страны — с этого дня датчанки получили право голосовать на выборах и избираться в парламент. Спустя три года девять женщин (всего кандидаток было более 40) впервые были избраны в парламент Дании. К 2026 году женщины занимают 79 из 179 мест в парламенте королевства, дважды в истории страны они возглавляли правительство. В 2011-м на этот пост на четыре года заступила Хелле Торнинг-Шмитт, с 2019-го и по настоящее время высшим исполнительным органом власти руководит Метте Фредериксен. В 41 год она стала самым молодым премьер-министром в истории страны. 

Откаты и неидеальное прошлое

В своих выступлениях глава правительства Дании регулярно поднимает вопросы соблюдения прав женщин. В 2020 году, обращаясь к участникам сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Фредериксен обратила внимание на то, что достигнутый в мире прогресс в обеспечении гендерного равенства ставит под угрозу пандемия коронавируса. Женщины в Дании сильнее мужчин ощутили ее влияние: это было связано как с ростом домашнего насилия из-за карантина, так и с тем, что женщины чаще мужчин выбирают работу в здравоохранении и сфере заботы о пожилых людях.

 

В 2025 году Фредериксен первой из датских политиков публично извинилась перед жительницами Гренландии, которым в 1960-х годах против их воли устанавливали противозачаточные спирали. Вплоть до середины 1970-х власти Дании проводили на территории острова политику принудительного контроля рождаемости, чтобы ограничить там численность коренного населения, из-за чего пострадали не менее 4500 женщин.

«Я приношу извинения девочкам и женщинам, которые подвергались систематической дискриминации только потому, что они гренландки. Им был причинен как физический, так и психологический вред. Простите, что подвели вас», — сказала Фредериксен. Это заявление вызвало позитивную реакцию в датском обществе. «Это большой шаг», — отметил адвокат, представляющий интересы пострадавших женщин. Весной 2026 года Министерство здравоохранения Дании начнет принимать заявления от пострадавших на выплату компенсаций — по 300 000 крон (около $46 000).   

Есть к чему стремиться

Дания традиционно входит в число самых безопасных стран мира, а жительницы королевства гордятся тем, что могут чувствовать себя спокойно на улице даже ночью. По данным рейтинга WPS, в стране нет давления на женщин со стороны властей и отсутствуют риски, связанные с близостью к вооруженным конфликтам (однако из-за угроз Трампа аннексировать Гренландию этот риск может появиться). Лишь 3,3% женщин в Дании подвергаются насилию со стороны партнера — это один из лучших показателей в мире (впрочем, тут стоит отметить: число регистрируемых преступлений зависит не только от уровня преступности, но и от того, доверяют ли пострадавшие полиции и обращаются ли за помощью, так что этот показатель не идеален). 

При частоте распространенности преднамеренных убийств 1:100 000 населения (в пять раз ниже среднемирового значения) в стране с начала 2026 года (после публикации статистики за 2025-й) развернулась дискуссия о том, почему женщины в последнее время составляют половину жертв, ведь  на протяжении нескольких десятилетий убийства женщин составляли лишь треть от всех убийств в стране. Десять из 16 убитых женщин, предположительно, погибли от рук бывших или текущих партнеров, из-за чего возобновился и разговор о законе о фемициде. Его продвигает левоцентристская партия «Альтернатива»: ее представители настаивают, что фемицид — убийство женщины на почве гендерной ненависти — должен быть выделен в отдельную статью Уголовного кодекса. Активисты полагают, что этот шаг позволит лучше оценить масштаб проблемы, ускорить расследования таких преступлений и усилить меры профилактики.

Обращение в парламент с требованием рассмотреть эту инициативу подписали более 1000 граждан, однако власти пока не спешат давать закону зеленый свет. Как объяснил министр юстиции Петер Хуммельгорд, законодательство должно быть одинаковым для всех граждан независимо от пола. В этом вопросе с ним солидарны и некоторые организации, занимающиеся защитой прав женщин. Так, в кризисном центре Danner и центре исследований Kvinfo предупредили, что доказать гендерную мотивацию преступлений в суде будет крайне тяжело. Вместо этого они выступают за ужесточение наказаний по делам о домашнем насилии, его профилактику и улучшение сбора данных о преступлениях на гендерной почве. 

 

Хотя в Дании нет отдельного закона о домашнем насилии, в 2014 году страна присоединилась к Стамбульской конвенции о предотвращении преступлений в отношении женщин и насилия в семье. Международные эксперты отмечают, что Дании, как и другим участникам конвенции, еще предстоит пройти долгий путь: они обращают внимание на пробелы в подготовке сотрудников правоохранительных органов и отсутствие системных стратегий по предотвращению убийств со стороны партнеров.   

Еще один вопрос, который регулярно поднимают датские феминистки и правозащитники, касается экономического неравенства. По оценке ВЭФ, женщины в Дании имеют на 25% меньше возможностей в экономике, чем мужчины, разрыв в оплате труда в стране сохраняется на уровне 12%. В исследовании 2025 года, посвященном гендерному равенству в крупном бизнесе Дании (в выборке 1000 компаний), говорится, что женщины занимают около 21% мест в советах директоров, среди топ-менеджеров их доля составляет 10%, а среди генеральных директоров — всего 9%. При этом еще в конце 2024 года парламент принял закон, который обязывает крупные публичные компании следовать цели по достижению равного представительства женщин и мужчин на руководящих постах (женщины должны составлять не менее 40%).

Неравенство все еще сохраняется и дома: женщины каждый день тратят на домашние обязанности и уход за ребенком на час больше мужчин. Так что, хотя Данию по праву можно назвать лидером в достижении гендерного равенства, активистки и правозащитницы продолжают свою работу. «Мы справедливо гордимся тем, чего достигли, но всегда будем стремиться к большему: к большей свободе, большей искренности и возможности по-настоящему быть собой», — заявляет в статье «Быть датчанкой» журналистка Джозефин Бастхоф.