«Яндекс» и команда: как компании из России поддерживают зарубежный спорт

Крупнейшая российская ИТ-компания «Яндекс» в августе стала титульным спонсором стамбульского футбольного клуба «Фенербахче» на сезон 2015/2016 годов. Это не первый случай, когда российские компании поддерживают зарубежный спорт. Такое спонсорство — один из самых эффективных инструментов продвижения торговых марок в мире. Кроме того, инвестиции в зарубежный спорт — действенный способ улучшить имидж бизнеса с российскими корнями в эпоху санкций. Болельщики — аудитория высокой степени лояльности: даже на фоне кризиса в отношениях РФ и ЕС немецкий «Шальке» не стал отказываться от выгодного контракта с «Газпромом», хотя такие призывы звучали. Крупнейшие российские компании и их иностранные подопечные из области спорта — в галерее Forbes.
«Яндекс»
Cпонсирует: футбольный клуб «Фенербахче»
Турецкий проект «Яндекса», стартовавший в 2011 году, стал первой попыткой поисковика навязать конкуренцию Google за пределами России. Компания планировала занять 10-20% местного рынка и запустить там около 20 своих сервисов, однако пока популярностью могут похвастать только «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Пробки».
Сегодня у ИТ-гиганта 4% турецкого рынка, а сотрудничество с «Фенербахче», 19 раз выигрывавшим чемпионат страны по футболу, призвано продвигать «Яндекс.Браузер» и поисковое приложение «Яндекса» для мобильных устройств. «Яндекс.Турция» станет титульным спонсором команды только на сезон 2015/2016, во всех матчах игроки будут носить футболки с надписью Yandex. Стоимость контракта не раскрывалась.
У «Яндекса» уже есть опыт продвижения бренда за счет спортивной сферы: в 2014 году компания выпустила специальную версию браузера для болельщиков омского «Авангарда». Аналогичные сервисы есть и у казанского «Ак Барса», минского «Динамо» и челябинского «Трактора».
«Газпром»
Спонсирует: футбольный клуб «Шальке-04», футбольный клуб «Челси», Лига чемпионов УЕФА
Руководство «Газпрома» не скрывает своей любви к футболу: среди его подопечных и чемпион России петербургский «Зенит», и один из грандов немецкого футбола «Шальке-04», и главный футбольный турнир Европы Лига чемпионов УЕФА.
Партнерство концерна с «Шальке» на фоне событий на Украине в 2014 году вызвало дискуссии в Германии: известный политик Александр Ламбсдорфф призывал клуб заняться поиском нового спонсора, а в Европарламенте звучали призывы к игрокам выходить на поле без лейбла российской компании на форме. Но сотрудничество, которое началось еще в 2007 году, слишком выгодно для обеих сторон. Клуб из Гельзенкирхена при поддержке «Газпрома» может платить по долгам (год назад их сумма оценивалась в €170 млн), покупать хороших футболистов и улучшать инфраструктуру, а российская монополия, расходуя на «Шальке» до €25 млн в год (по данным FT), — продвигать свой бренд в Европе. Весной 2014 года контракт был продлен до 2017 года, теперь «Газпром» будет тратить на немецкий проект порядка €15 млн в год.
В 2012 году компания также подписывала партнерское соглашение с клубом Романа Абрамовича — лондонским «Челси», а самый глобальный спонсорский контракт газового гиганта — сотрудничество с Лигой чемпионов. Сумма сделки, рассчитанной на период 2012-2015 гг., не разглашалась. В 2013 году «Газпром» стал еще и официальным партнером ФИФА — в преддверии чемпионата мира по футболу в России 2018 года.
«Аэрофлот»
Спонсирует: британский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед»
У самого успешного за последние двадцать лет футбольного клуба Англии было много титульных спонсоров, чьи бренды размещаются на футболках игроков, но «Аэрофлот» не из их числа. В парк российской авиакомпании, после того как в июле 2013 года она стала официальным перевозчиком «МЮ», был введен самолет в ливрее манкунианцев. Партнерство рассчитано на пять лет, это первая коммерческая сделка «МЮ» в России. «Аэрофлот» организует чартерные перевозки клуба с обслуживанием по разряду бизнес-класса. «Расцениваю это соглашение как ценный актив, который поможет продвижению нашего бренда по всему миру, а также укрепит позиции внутри России, которая горячо любит футбол и чтит великих футболистов», — говорил на церемонии по случаю подписания контракта гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Kaspersky
Спонсирует: австралийскую регбийную команду Manly Warringah Sea Eagles, австралийскую футбольную команду Collingwood Magpiesс, итальянскую команду Формулы-1 Scuderia Ferrari
В конце 2012 года фанаты команды Manly Warringah Sea Eagles, входящей в Лигу регби Австралии, обвинили ее в «прогибе под спонсора» из-за смены названия на Kaspersky Sea Eagles. «Лаборатория Касперского» через свое австралийское представительство начала спонсировать Manly Warringah Sea Eagles в 2011-м, контракт был заключен до 2015 года. Команда, которой пришлось отбиваться от нападок поклонников, объяснила, что бренд Manly Warringah Sea Eagles сохранится, а название Kaspersky Sea Eagles «будет применяться только на внутренних соревнованиях и отразит благодарность спонсору».
Кроме регбистов, в Австралии IT-компания помогает еще и футбольной команде Collingwood Magpiesс.
В Италии российский разработчик антивирусов спонсирует команду Формулы-1 Scuderia Ferrari, одного из лидеров самой престижной гоночной серии.
«Газпром нефть»
Спонсирует: футбольную команду «Црвена звезда»
С белградской «Црвеной Звездой» «Газпром нефть» начала сотрудничать в 2010-м, подписав контракт на пять лет после покупки 51% акций сербской нефтяной компании NIS и став крупнейшим инвестором в стране. Летом 2015-го контракт продлили еще на три года. В качестве рекламной платформы в Сербии лучше футбольного клуба сложно что-то придумать — разве что церковный алтарь, писала по этому поводу газета Financial Times. Помимо рекламных щитов на домашнем стадионе и эмблемы на форме, деньги российской компании пошли на формирование фонда для финансирования молодежной команды (€4 млн в год). Общая сумма сделки не разглашалась.
«Газпром нефть» спонсирует и культурные события в Сербии: в июле 2015 года при ее поддержке прошел фестиваль классической музыки «Большой», который организовывал известный кинорежиссер Эмир Кустурица.
«ВТБ Капитал»
Спонсирует: футбольный клуб «Левски»
В 2012 году компания «ВТБ Капитал» cтала титульным спунсором болгарского футбольного клуба «Левски» — одного из самых популярных и титулованных в стране. По сведениям СМИ, спонсор ежегодно вкладывает в команду порядка €1,5 млн.
«Роснефть»
Спронсирует: этапы кольцевых гонок WTCC в России и Китае, является генеральным спонсором заводской команды LADA Sport в текущем сезоне чемпионата FIA World Touring Car Championship.
Соглашение между нефтяным гигантом и компанией Eurosport Events - подразделением Eurosport Group, было подписано в апреле 2015 года. За контракт компания Игоря Сечина заплатила €450 тысяч, взамен получая рекламу на двух этапах чемпионата по кольцевым гонкам WTCC в июне и сентябре в России и Китае. По сообщениям СМИ, компания cоберет на них 70 VIP-гостей и получит 2,5 тысяч билетов.
Гонка на московском автодроме Moscow Raceway даже носила имя спонсора и называлась - Rosneft Race of Russia – российский этап чемпионата мира среди кузовных легковых автомобилей WTCC.
Таким образом, "Роснефть" получила статус партнера самого известного чемпионата мира по кольцевым гонкам в классе «Туринг». Сейчас в WTCC выступают машины класса Туринг (в их основе – серийные модели) с 1,6-литровыми турбированными моторами.
«СМП Банк»
Спорнсирует: программу и команду SMP Racing
Борис Ротенберг, член совета директоров «СМП Банка», увлечен автоспортом. В 2013 году он основал и стал руководителем программы поддержки автоспорта SMP Racing и одноименной команды, в которой лично выступал до последнего времени.
Ротенберг в качестве пилота команды участвовал в суточном марафоне «24 часа Дайтоны», чемпионате спорткаров Blancpain Endurance, монокубке Ferrari Challenge и Европейской серии Ле-Ман ELMS. Кроме того, его инициалы дали имя новому гоночному автомобилю BR01, который дебютировал в 2015 году на гонке Ле-Ман.
SMP Racing помогает молодым гонщикам в построении профессиональной карьеры – они следуют классической европейской гоночной школе: сначала картинг, затем «младшие» серии «Формула 4», «Формула Рено» и другие. Так, чемпион Мировой серии «Формулы Рено» 2010 года Михаил Алешин в 2014 году стал первым российским гонщиком в престижной американской «формульной» серии IndyCar. В настоящее время в программе участвует более пятидесяти пилотов.
В 2014 году команда стала победителем в Мирового чемпионата гонок на выносливость FIA WEC, а также cтала чемпионом в двух классах европейской серии Ле-Ман. В июне 2015 года команда выиграла престижный марафон "24 часа Ле-Мана" в своем классе.
Kama Games
Разработчик покерной онлайн-игры совместно с «Манчестер Юнайтед».
Это не история спонсорства, но плодотворного сотрудничества одной из самых известных британских команд «Манчестер Юнайтед» и созданной в России компании по разработке онлайн-игр. В феврале 2012 года «Манчестер Юнайтед» и разработчик социальных игр KamaGames заключили соглашение о совместном запуске серии азартных онлайн-игр, выпустили покерную игру Manchester United Social Poker, на презентации которой были главные звезды «манкунианцев» - Уэйн Руни, Джонни Эванс, Рафаэль, Тайлер Блэкетт
Впрочем, покер – хоть и азартная, как и футбол, игра, но в этом случае - социальная, в ней нет реальных денег. Зато игроки смогут выиграть различную атрибутику клуба, билеты на матчи и разные мероприятия.
Компания KamaGames была основана на Дальнем Востоке России в 2010 году, где находилась первая команда разработчиков. Теперь это глобальная компания со штаб-квартирой в Дублине, Ирландия. KamaGames работает с несколькими студиями разработчиков из России, США и Индии.
