К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Сели на ветку: Третьяковская галерея начала получать доходы от эндаумента

Фото Артема Геодакяна/ТАСС
Фото Артема Геодакяна/ТАСС
Эндаумент-фонд Третьяковской галереи, основанный Владимиром Потаниным меньше года назад, уже принес результат. На первый доход от эндаумента галерея купила работу Андрея Монастырского «Ветка»

Произведение московского концептуализма — «Ветка» Андрея Монастырского 1996 года —оказалось в музее благодаря множественным коллективным действиям. «Ветка» — первая работа, которую музей купил на деньги, полученные от дохода эндаумента. Эндаумент-фонд был основан на 100 млн рублей, пожертвованные в июне 2019 года .  Разделив взнос мецената на две части, музей сформировал два эндаумента и отдал их в управление Газпромбанку и ВТБ Капиталу. В январе 2020 года чистый доход каждого из эндаументов составил около 3 млн рублей. Одну часть направили на реконструкцию дома семьи Третьяковых. А на другую решено было купить произведение современного искусства 1990-х годов, чтобы закрыть «чудовищные лакуны» в коллекции этого периода в музее, как определила директор Третьяковки Зельфира Трегулова. На право стать первым приобретением эндаумента претендовали четыре работы. На заседании государственной закупочной комиссии всех обошла «Ветка» Андрея Монастырского.

Закончили чтение тут

Церемонию передачи работы в коллекцию музей провел как интеллектуальный квест, со множественными подтекстами. Из-за угрозы вируса мероприятие прошло в узких, но представительных кругах. Присутствовал сам художник ( в коллекции галереи хранятся его два объекта, «Пушка» и «Дышу-слышу»), галерист Елена Селина (ее ХL-галерея продала работу Андрея Монастырского музею), и ведущие специалисты Третьяковки. «Ветку» Монастырского — сухая ветка висит на фоне листа фанеры, прикрепленная к нему с помощью четырех мотков скотча, одним концом упирается в текст в рамке, посвященный музыке Веберна, — Третьяковка представила на фоне «Ветки» Иванова, эскиза к «Явлению Христа народу», символа радостной гармонии природы.

Появлению этого объекта Монастырского в коллекции Третьяковки предшествовала бурная дискуссия в фейсбуке (кто-то даже писал о том, что этот объект ни какое не искусство, не то что экспонаты в музее Фаберже), так что artguide  провел большое культурологическое  расследование на тему «Ветки» 1996 года и ее современного понимания.

 

Но всех примирили в своих выступлениях Светлана Степанова, старший научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XX века, которая напомнила, что Иванов никогда не был в Палестине, а свою «Ветку» написал в Италии, так что с документальной точки зрения у Иванова не совсем та ветка, которая должна была  быть в сюжете «Явление Христа народу», и Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений. Горлова рассказала, что когда она с сотрудниками пришла в зал Иванова монтировать «Ветку» Монастырского, смотрители спросили ее, верно ли, что эту ветку художник привез из Израиля. «И я подумала, что мы можем предположить, что эта самая ветка, которую Иванову не удалось увидеть в Израиле. Хотя это, конечно же, совсем не так, вдруг у этих двух веток нашлось  связующее звено. Ведь когда речь заходит о ветке в русском искусстве, в первую очередь приходит на ум эскиз Иванова. Его ветка одним концом связана с деревом, она примыкает к плоти, к земле, а другим концом прорывается в небо, соединяя материальное и духовное. Но что такое духовность, как не музыка? И «Ветка» Монастырского посвящена музыке Веберна, великого композитора-авангардистам, доказавшего, что музыка остается музыкой, даже если она лишена музыкальной гармонии. И в этой работе есть чувство дисгармонии: мы видим высохшую ветку (как сказала Светлана Степанова, может быть она когда-нибудь процветет как ветка библейского Аарона), которая одним своим концом прижимает листочек, посвященный музыке», — рассказала Ирина Горлова.

В своей работе Монастырский предполагает возможность размотать скотч и услышать эту музыку. Но с 1996 года, с момента создания «Ветки», таких желающих не нашлось.

«Мы понимаем, что лучше сохранить тишину, чем вызвать звук скрежета скотча. Эта тишина того же рода, что и у Джона Кейджа в его 4’33’’. И в этом точность поэтической фразы Андрея Монастырского, он останавливает зрителя, когда сообщает в своем тексте, что это будет «не та музыка», — объяснила Ирина Горлова.

Когда музей откроется после карантина, «Ветка» Андрея Монастырского займет свое место в зале Новой Третьяковки.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+