«Мне не нужно кланяться мужу»: что на самом деле делала принцесса Диана в Рождество на сцене Королевской оперы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Впервые за много лет в Королевской опере Лондона не состоится рождественский вечер — традиционно особенный и атмосферный. Так, изюминкой 1985 года стал танец-сюрприз принцессы Дианы для мужа — этому эпизоду посвящена серия в четвертом сезоне сериала «Корона». Forbes Life рассказывает, как все происходило в реальности

В отличие от некоторых других эпизодов «Короны», подлинность которых подвергается сомнению, событие, показанное в девятой серии четвертого сезона Avalanche («Лавина»), действительно имело место в декабре 1985 года на рождественском вечере для «друзей театра Ковент-Гарден».

Танцевальный номер под хит Uptown Girl придумал тогдашний премьер Королевского балета Уэйн Слип по просьбе принцессы. Она хотела преподнести его в качестве рождественского подарка принцу Чарльзу. Правда, в отличие от публики мужу подарок не понравился — в этом сериал тоже не погрешил против истины.

Сюрприз для принца

Рождественские вечера в Ковент-Гардене всегда проходили непринужденно, по традиции гостей ожидало немало сюрпризов: то премьер балета споет фальцетом оперную арию, то известный тенор исполнит балетное адажио под смех зала. В праздничных капустниках не брезговали принимать участие и аристократы. Однажды Чарлз и Диана выступали там в 1984 году, изображая Ромео и Джульетту, а Чарлз пел комические куплеты.

Но сюрприз для рождественского вечера 1985 года, готовившийся в строжайшем секрете, был куда изысканнее. На этот раз Диана решила примерить на себя роль балетной примы. Хотя с балетной карьерой у принцессы Дианы не сложилось, — при росте  178 см аристократка могла рассчитывать разве что на роли гренадерш, — а лыжная травма прервала ее короткую карьеру педагога по танцам. Все это не помешало ей с триумфом выступить на сцене Королевского театра в рождественский вечер — она восемь раз выходила на поклоны под овации зала, который вначале принял Диану за ее двойника.

Дворцы, алмазы и скакуны: самый полный гид по активам королевы Елизаветы II

Несколькими неделями ранее она привела в восторг гостей Белого дома в Вашингтоне во главе с президентом Рейганом, станцевав фокстрот с Джоном Траволтой под музыку к фильму «Бриолин». Позже голливудский киноактер вспоминал этот танец как один из самых потрясающих эпизодов в своей жизни. Сама принцесса, которую американская пресса назвала «королевой диско», правда, мечтала о другом партнере. Она хотела танцевать с Михаилом Барышниковым, в то время самым знаменитым балетным танцовщиком в мире.

Пусть не с Барышниковым, но с премьером балета Диана все же станцевала. Несмотря на невысокий рост 157 см, англичанин Уэйн Слип, ставший партнером принцессы в ее номере-сюрпризе, высоко котировался в балетном мире. На ведущего солиста Королевского балета ставили хореографы Фредерик Аштон, Кеннет Макмиллан и Рудольф Нуреев. Просьба Дианы привела Уэйна в восторг, а как профессионал, он высоко оценил ее раскованный и уверенный танец. «Она была очень музыкальна», —  говорил танцовщик о Диане. Миниатюрный Слип и рослая Диана исполнили номер под популярную песню Билли Джоэла Uptown Girl. Песню выбрала сама Диана, впоследствии она так и подписывала открытки Уэйну: «Your uptown girl» («Твоя девушка из высшего общества»).

«Уэйн переживал, что невзначай может уронить будущую королеву Великобритании, но сама Диана сияла от восторга»

Смесь балета, джаза и канкана вызвала разные эмоции у присутствующих. Публика сначала не поверила своим глазам, увидев Диану на сцене в открытом белом платье, делающую махи ногами не хуже танцовщицы кабаре, а поверив, пришла в экстаз. Уэйн переживал, что невзначай может уронить будущую королеву Великобритании, но сама Диана сияла от восторга и готова была повторить номер на бис. Однако она ни разу не поклонилась в сторону королевской ложи, где сидел принц Чарльз, а это была освященная веками традиция. «Мне не нужно кланяться мужу»,— коротко ответила Диана Слипу на его предложение.

О чем думал принц Чарльз, сказать трудно. Хотя вид будущей королевы Великобритании в облегающем платье, исполняющей на сцене в свете софитов нечто в стиле Боба Фосса (известного созданием довольно провокационных танцев), навряд ли пришелся по вкусу консервативному принцу. Присутствующие отметили его кислый вид на приеме после концерта.

Королева танцев

Диана с детства с удовольствием занималась балетом, делала успехи (в отличие от общеобразовательных предметов, где не блистала), как-то раз она даже завоевала первое место на школьном танцевальном конкурсе. Но слишком высокий рост и аристократическое происхождение не позволили Диане всерьез думать о профессии балерины. Не сложилось у нее и с карьерой преподавателя танцев. При помощи матери она устроилась педагогом родовитых малышей в знаменитой балетной студии Бетти Вэйкани в Лондоне. Здесь многие поколения британской аристократии, включая будущую королеву Елизавету и ее сестру Маргарет Роуз, вместе с бальным этикетом постигали балетные азы по системе Чекетти. Однако серьезная травма колена на лыжном курорте положила конец трехмесячной педагогической карьере Дианы, перед которой уже вскоре замаячила карьера совсем другого рода.

Танец сопровождал ее всю жизнь, успокаивая и вселяя уверенность в себе. Как вспоминала балетный педагог будущей принцессы Анн Аллан из Английского национального балета (его патроном впоследствии стала принцесса), танец помогал ей расслабиться и доставлял истинное наслаждение. По словам знавших Диану людей, она ежедневно отводила не менее 40 минут на балетную разминку. Но не только танец помогал ей в мрачные моменты в жизни — еще была музыка. В семейном дуэте Дианы и Чарльза роль знатока и ценителя серьезной классической музыки отводилась интеллектуалу-принцу, а музыкальные вкусы принцессы считались поверхностными и попсовыми. На самом же деле ее музыкальные пристрастия куда более разнообразны.

«Пренебрежительно к ней относились даже слуги». Как новая книга про принца Гарри и Меган Маркл переписывает историю «Мегзита»

От Боба Дилана до Чайковского

В 2004 году на блошином рынке в английском графстве Чешир за £6 была продана случайно обнаруженная коллекция из 19 пластинок. Когда-то они принадлежали школьнице Диане Спенсер. Каждый виниловый диск имел ее собственноручную подпись (очевидно, в целях сохранности в условиях проживания в пансионе). Наряду с альбомами тогдашних поп-кумиров Боба Дилана и Джона Денвера, там обнаружились пластинки с балетной музыкой Петра Чайковского и Сергея Прокофьева, «Ромео и Джульетта», опера Жоржа Бизе «Кармен».

Мендельсон, Бетховен, Сибелиус — произведения этих композиторов вошли в ее жизнь с ранних лет, оба родителя хорошо разбирались в музыке и имели обширную фонотеку. Школьная подруга Люси Коутс вспоминала, что Диана любила музыку не меньше, чем балет. Учитель музыки в школе считал, что она могла бы добиться лучших успехов, если бы была более уверена в себе. Но тем не менее, если девочке нравилась какая-то фортепианная вещь, она могла разучивать ее часами, как, например, один из любимых ею славянских танцев Антонина Дворжака.

На выставке в Букингемском дворце, посвященной 20-летию трагической гибели принцессы, среди экспонатов, выбранных сыновьями Дианы, была представлена ее коллекция компакт-дисков. Среди них — «Реквием» Джузеппе Верди. Для многих посетителей это стало открытием, а ведь знаменитая месса имела для нее особое значение. Именно вердиевский шедевр слушала еще не имевшая статуса невесты Диана в тот вечер, когда принц Чарльз впервые пригласил ее в театр. В течение своей короткой жизни она слушала «Реквием» неоднократно, и его звуки провожали ее в последний путь.

В коллекции Дианы нашлось много дисков с записями итальянского тенора Лучано Паваротти. С Паваротти ее связывала многолетняя дружба и даже сотрудничество. Певец активно участвовал в кампании принцессы Ди по запрещению противопехотных мин. Есть фотография, где насквозь промокшая принцесса стоит рядом с Паваротти после благотворительного концерта в Гайд-парке. В тот день шел проливной дождь, но зрители, в том числе и Диана, не открывали зонтов, чтобы дать возможность каждому увидеть выступление знаменитого тенора.

«Любовь к популярной музыке делала «народную принцессу» гораздо ближе и понятней всех других членов королевской семьи»

Музыка сопровождала Диану везде: в машине, в наушниках на прогулке, дома за роялем. В книге «Личный дворецкий» Пол Баррелл вспоминал, как Диана, одетая по-домашнему, с еще мокрыми после ванной волосами, играла на рояле в гостиной отрывки из фортепианного концерта №2 Сергея Рахманинова, отрешенно закрыв глаза.

Getty Images
Getty Images

Концерт Рахманинова не один раз вспоминался в связи с именем Дианы. Во время официального визита в Австралию принц и принцесса Уэльские блеснули своими музыкальными талантами. Принц Чарльз провел несколько раз смычком по виолончели, а Диана сыграла отрывок из знаменитого концерта. Неизвестно, как отнесся бы к ее исполнению сам композитор (хотя он известен лояльностью к непрофессионалам и с удовольствием слушал, например, исполнение одной из своих прелюдий мультипликационным мышонком Микки-Маусом), но музыкальный фрагмент в исполнении Дианы облетел весь мир, вызвав восторги зрителей.  

Конечно, Диана, подобно сотням тысяч своих сверстниц, увлекалась Duran Duran и Eagles, преклонялась перед Томом Джонсом и Брайаном Адамсом. Среди компакт-дисков на выставке в Букингемском дворце посетители увидели альбомы Дайаны Росс, Лайонела Ричи и Селин Дион. С друзьями (но не с мужем) она посещала концерты рок-звезд и однажды шокировала свою королевскую свекровь кожаными легинсами, в которых появилась на одном из концертов, где ее и заснял фотограф.

Она дружила со многими рок- и поп-звездами, в том числе с Элтоном Джоном. Незадолго до своей собственной гибели она утешала Джона в связи со смертью итальянского дизайнера Джанни Версаче, а всего через несколько недель певец прощался с «английской розой» песней «Свеча на ветру» в Вестминстерском аббатстве.

Принцесса предпочитала мюзиклы операм. «Призрак Оперы» Эндрю Ллойда Веббера Диана смотрела множество раз, в машине она с удовольствием слушала и пела популярные арии из его произведений в долгих поездках из Лондона в Хайгроув и обратно. Правда, неизвестно, действительно ли она записала на видео одну из песен мюзикла на сцене лондонского Вест-Энда в качестве подарка Чарльзу, как это показано в сериале «Корона». Ее любовь к популярной музыке разделяли миллионы людей по всему миру, и это делало «народную принцессу» гораздо ближе и понятней всех других членов королевской семьи, включая мужа, который гордился своими интеллектуальными вкусами и презирал музыкальные вкусы жены.

Дополнительные материалы

29 лондонских квартир и особняков богатейших россиян