К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мировой феномен и интеллектуальное разочарование: как создавалась «Игра престолов»

Мировой феномен и интеллектуальное разочарование: как создавалась «Игра престолов»
В десятилетнюю годовщину сериала «Игра престолов» Forbes Life вспоминает, как создавалась одна из самых масштабных и прибыльных киновселенных современности

«Игра престолов» войдет в историю как один из самых масштабных проектов нашего времени. Общий бюджет шоу составил почти $1,5 млрд, траты оказались оправданными: на первом сезоне HBO заработал $171 млрд, прибыль постоянно росла, и последний, восьмой, сезон принес уже $525 млн. За восемь лет с выхода сериала канал смог привлечь 50 млн новых зрителей. Шоу стало самым популярным проектом HBO (раньше эту позицию занимал сериал «Клан Сопрано»), поэтому Вестерос и его жители — золотая жила для канала, а также для Джорджа Мартина, чья литературная сага «Песнь льда и пламени» легла в основу сериала. D 2017-м Forbes оценивал его состояние в $15 млн. Потенциально «американский Толкиен» может заработать еще больше на будущих спин-оффах.

Как возникло королевство Вестерос

Мартин начал писать еще ребенком, а в школе открыл для себя произведения Джона Толкиена — это открытие, как позднее признавался сам Мартин, просто «взорвало его мозг». В 1970-е годы Джордж начал публиковать свои рассказы в журналах, в 1977 году издал первый роман «Умирающий свет» — научно-фантастическую историю о фестивале на приближающейся к апокалипсису планете.

В 1983 году Мартин готовился к публикации четвертого романа «Шум Армагеддона». Издатели заверили Джорджа, что он станет его первым бестселлером. Роман действительно получил положительные оценки критиков, а Стивен Кинг впоследствии заявил, что «Шум Армагеддона» — это лучшее, что он читал об американской поп-музыке. Но неожиданно для автора и издателей читатели встретили книгу холодно. «Вместо того чтобы вывести меня на новый уровень, это [публикация романа «Шум Армагеддона»] почти разрушило мою карьеру», — говорил позднее Мартин.

 
Больше всего издателя впечатлило это пьянящее переплетение секса и власти

С карьерой писателя, казалось, было покончено. Мартина пригласили стать сценаристом в Голливуде. Спустя несколько лет, в 1991 году ему неожиданно пришла в голову сцена: мальчик становится свидетелем казни, а затем находит в снегу волчат.

Из этого образа родилась история королевства Вестерос, раздираемого гражданской войной. За основу Мартин взял реальное историческое событие — войну Алой и Белой розы в Англии. В 1993 году рукопись «Игры престолов» попала к редактору британского издательства HarperCollins Джейн Джонсон. Она пришла в восторг: «Текст был резким, остроумным и динамичным, диапазон персонажей — все они были живыми — поражал воображение. Построение мира впечатляло. Но больше всего впечатляло это пьянящее переплетение секса и власти».

 
Изначально Мартин задумывал «Песнь льда и пламени» как трилогию, но во время работы Мартин понял, что слишком объемный сюжет не уместится в три части.
Изначально Мартин задумывал «Песнь льда и пламени» как трилогию, но во время работы Мартин понял, что слишком объемный сюжет не уместится в три части.·Liam McBurney·PA Images via Getty Images

Американский Толкиен 

Летом 1996 года «Игра престолов» была опубликована. Тираж составил около 5000 экземпляров в твердом переплете. Выход романа не стал сенсацией. На одну из встреч с поклонниками пришел только один человек — сам Джордж Мартин, но со временем читатели стали рассказывать друг другу про роман. По словам Джонсон, «рекомендации из уст в уста вскоре распространились среди фанатов, как лесной пожар».

Изначально Мартин задумывал «Песнь льда и пламени» как трилогию, но во время работы понял, что слишком объемный сюжет не уместится в три части. Было решено, что «Песнь льда и пламени» включит в себя семь книг.

Никто не ожидал, что они продадут более 70 млн копий более чем на 40 языках

Вслед за «Игрой престолов» Мартин опубликовал в 1998 году «Битву королей», в 2000 году — «Бурю мечей», в 2005 году — «Пир стервятников». Четвертый роман занял первое место в рейтинге бестселлеров The New York Times и The Wall Street Journal и был включен в список «100 лучших книг в жанре фэнтези всех времен» по версии журнала Time. «Мы превзошли все наши первоначальные ожидания, и вскоре все книги из серии попали в списки бестселлеров. Никто не ожидал, что они продадут более 70 млн копий более чем на 40 языках», — вспоминала Джонсон.

 

«Независимо от того, являетесь ли вы правителем Семи королевств, наследником древней династии, хранителем Севера, ваш конец может быть ближе, чем вы думаете», — говорится в исследовании, посвященном феномену популярности саги Джорджа Мартина. Ученые пришли к выводу, что реалистичность и непредсказуемость «Песни льда и пламени» и есть разгадка популярности серии.

Сегодня первое издание «Игры престолов» можно купить за $240, а экземпляр с автографом автора обойдется в $6000

В 2011 вышла пятая и на сегодняшний день последняя книга саги «Танец с драконами». В первый день появления романа в продаже были куплены рекордные 298 000 экземпляров. В то же время начал резко расти интерес к другим книгам Мартина — в 2013 году был продан 1 млн экземпляров «Игры престолов», что принесло писателю $12 млн. В 2014 году он заработал еще $12 млн на продаже книг саги в мягкой обложке. К 2019 году во всем мире продано 90 млн копий романов Мартина — сегодня первое издание «Игры престолов» можно купить за $240, а экземпляр с автографом автора обойдется в $6000.

Всплеск интереса к саге произошел в 2011 году не только из-за выхода новой части — тогда же на экраны вышел первый сезон сериала «Игра престолов».

На проработку проекта ушло четыре года. В 2009 году стартовали съемки пилотной серии, на которую HBO выделил $10 млн.
На проработку проекта ушло четыре года. В 2009 году стартовали съемки пилотной серии, на которую HBO выделил $10 млн.

«Это точно будет бомба»

Писатель долго отказывался от предложений экранизации (ему казалось, что в романах слишком много деталей и сюжетных линий, из-за чего качественный полный метр снять невозможно), пока с ним не связались сценаристы Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс. Они встретились за завтраком и так разговорились, что засиделись до ужина.

Бениофф и Уайсс предложили проект каналу HBO, но приняли его не сразу: предстояли большие расходы, а в успехе проекта не было уверенности. Бениофф рассказывал: «Мы сочинили длинное письмо. Исписали страниц пять мелким шрифтом, но все же втолковали: старые жанры на новый лад — то, что надо. Это точно будет бомба».

 
Лена Хиди, сыгравшая Серсею Ланнистер, вспоминала, что выглядела как «танцовщица из Вегаса» в мехах и с пышными волосами

На проработку проекта ушло четыре года. В 2009 году стартовали съемки пилотной серии, на которую HBO выделил $10 млн. Это была крупная сумма: в 2014 году на один эпизод в США в среднем тратили $2 млн. Однако пилот так и не вышел на экраны — по словам шоураннеров, они «допустили несколько досадных промахов, из-за чего отснятый материал оказался нелепым и скучным. Актриса Лена Хиди, сыгравшая Серсею Ланнистер, вспоминала, что выглядела как «танцовщица из Вегаса» в мехах и с пышными волосами.

В 2011 году первый сезон вышел на экраны. Пилот посмотрело 2,2 млн зрителей, а финальная серия привлекла к экранам больше 3 млн человек.
В 2011 году первый сезон вышел на экраны. Пилот посмотрело 2,2 млн зрителей, а финальная серия привлекла к экранам больше 3 млн человек.

Величайшее шоу на Земле 

HBO отказались от выпуска пилотной серии, однако самому проекту решили дать второй шанс. В новой версии Бениофф и Уайсс приняли решение уволить актрису Тэмзин Мерчант, игравшую роль Дейенерис Таргариен, и заменили ее малоизвестной Эмилией Кларк. Джейсон Момоа, сыгравший кхала Дрого, вспоминал: «Мерчант была хороша. Но, когда появилась Эмилия Кларк, меня вдруг осенило. Я понял, что до нее не мог вжиться в свою роль».

Экономика Железного трона: «Игра престолов» как бизнес-империя

На новую пилотную серию канал снова выделил $10 млн, а после презентации дал проекту зеленый свет. Съемки первого сезона обошлись в $60 млн — одной из центральных статьей расхода стало создание реалистичного мира сериала. «Бюджет на спецэффекты был небольшим по меркам кино, но не по меркам телевидения», — рассказывала Люси Эйнсворт-Тейлор, продюсер по визуальным эффектам. В первом сезоне насчитывается 700 сцен, созданных с помощью компьютерной графики.

 
Многие зрители были так возмущены смертью главного героя, что призвали бойкотировать HBO

В 2011 году первый сезон вышел на экраны. Пилот посмотрело 2,2 млн зрителей, а финальная серия привлекла к экранам больше 3 млн человек. Самый высокий рейтинг (9,6 из 10) получил предпоследний эпизод «Баелор», в котором казнят главного героя Эддарда Старка. Гибель центрального персонажа потрясла аудиторию. Многие зрители были так возмущены смертью Эддарда, что призвали бойкотировать HBO: им казалось, что внезапная и трагическая смерть персонажа — это манипуляция их чувствами и маркетинговый ход.

Критики были в восторге. «В костюмированных драмах есть настоящее очарование, мифология сочетается со всеми элементами, которые нравятся людям: войны, честь, гордость, похоть, власти и юмор. «Игра престолов» имеет все это в избытке и подкрепляет исключительным сторителлингом, превосходной актерской игрой и потрясающими визуальными эффектами», — написал обозреватель The Hollywood Reporter Тим Гудман.

В 2017 году «Игра престолов» вошла в Книгу рекордов Гиннесса: сериал признали самым востребованным на торрент-трекерах.
В 2017 году «Игра престолов» вошла в Книгу рекордов Гиннесса: сериал признали самым востребованным на торрент-трекерах.

Эффект «Игры престолов»  

До шестого сезона бюджет одного эпизода составлял в среднем $6 млн, за исключением предпоследней серии второго сезона. Она была посвящена битве на реке Черноводной. Дэн Уайсс шутил: «Мы видели в фэнтези множество сражений на суше и довольно мало — на воде. Наверное, потому, что большинство создателей фэнтези умнее нас и знают, как их избежать». После долгих уговоров HBO выделил дополнительные $2 млн на съемку. Бюджет в $8 млн за серию оказался рекордным для «Игры престолов» вплоть до запуска шестого сезона — в нем эпизод в среднем обходился каналу в $10 млн.

Вместе с ростом затрат росла и популярность шоу. В 2017 году «Игра престолов» вошла в Книгу рекордов Гиннесса: сериал признали самым востребованным на торрент-трекерах. Первые семь сезонов имели в среднем рейтинг 8,5 из 10, а целый ряд эпизодов заработал небывало высокие оценки — например, девятая серия третьего сезона, в которой произошла «Красная свадьба», получила рейтинг 9,9 на iMDb.

 
Казалось, шоу обладает магией царя Мидаса — все проекты и идеи, связанные сериалом, чаще всего оказывались успешными

«Игра престолов» оказалась не просто одним из самых просматриваемых и любимых зрителями проектов. Шоу кардинально изменило восприятие поп-культуры и саму поп-культуру в целом — прежде всего, телевидение. «Я помню, когда моя любовь к драконам мешала заводить друзей, — заметил журналист Финн Хоган в своей авторской колонке, — Но затем на несколько прекрасных лет «Игра престолов» стала универсальным языком поп-культуры в мире. Она представила пример идеального бизнес-кейса, и студии тратят миллиарды, чтобы экранизировать другие культовые фэнтези-книги». Началась гонка за создание новой «Игры престолов» — на экраны вышли «Ведьмак» и «Тень и кость» от Netflix, а Amazon заплатил $250 млн за права на экранизацию «Властелина колец».

«Игра престолов» кардинально изменило восприятие поп-культуры и саму поп-культуру в целом — прежде всего, телевидение.
«Игра престолов» кардинально изменило восприятие поп-культуры и саму поп-культуру в целом — прежде всего, телевидение.

Влияние «Игры престолов» распространилось за пределы поп-культуры. Казалось, шоу обладает магией царя Мидаса — все проекты и идеи, так или иначе связанные сериалом, чаще всего оказывались успешными. Бренды использовали коммерческий потенциал «Игры престолов» для продвижения своей продукции.

Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки 

Разработчики игры Game of Thrones: Conquest за первый год после ее выхода смогли заработать около $125 млн. В 2019 году Adidas выпустил лимитированную коллекцию кроссовок Ultraboost Game of Thrones — дизайн каждой из шести пар обыгрывал характеры персонажей и кланов сериала. Компания Oreo сняла рекламу, в которой обыгрывались начальные титры «Игры престолов»: замки и локации из печенья создавались под музыку опенинга. В продаже появился виски Johnnie Walker в бутылках, чей дизайн был вдохновлен первой серией «Зима близко».

 
Курсы валирийского языка на платформе Duolingo прошло более 900 000 человек — он оказался популярнее вьетнамского и норвежского

Косвенно «Игра престолов» повлияла на развитие туристической отрасли. Еще с 2012 года в хорватском городе Дубровник, который «сыграл» в сериале Королевскую Гавань, заметили 10% рост турпотока. То же самое происходило с другими локациями, задействованными в шоу. Экономика Северной Ирландии к июлю 2016 года обогатилась благодаря съемкам «Игры престолов» на £150 млн.

Фанаты «Игры престолов» также начали изучать специально созданные для сериала валирийский и дотракийский языки. Курсы по выдуманным наречиям стали заработком для репетиторов — британский сайт Bark.com предлагал преподавателям валирийского оплату до £40 в час. Курсы, посвященные  изучению этого языка, на платформе Duolingo прошло более 900 000 человек — он оказался популярнее вьетнамского и норвежского.

Постепенное отхождение от литературной основы усугубилось в пятом и последующих — у шоураннеров не осталось первооисточника, на который можно было бы опираться при создании сценария.
Постепенное отхождение от литературной основы усугубилось в пятом и последующих — у шоураннеров не осталось первооисточника, на который можно было бы опираться при создании сценария.

Начало конца 

Проблемы у «Игры престолов» начались после того, как создатели сериала стали отходить от первоисточника. Третья серия четвертого сезона, по версии The Guardian, оказалось самой слабой за все время существования проекта, в том числе из-за неоднозначной сцены насильственного секса Серсеи с братом: «Это ужасное решение — переписать сцену из книг и превратить ее в изнасилование».

Постепенное отхождение от литературной основы усугубилось в пятом и последующих  — у шоураннеров не осталось первоисточника, на который можно было бы опираться при создании сценария. К 2015 году Джордж Мартин должен был закончить шестую книгу под названием «Ветра зимы», но работа над ней все еще продолжается. По словам писателя, процесс медленно продвигается из-за его популярности: «Я постоянно даю интервью. У меня есть планы на поездки. Я не пишу, когда путешествую. Я действительно должен находиться в собственном доме, чтобы спокойно писать. Большую часть моей жизни никто меня не беспокоил, но теперь меня беспокоят каждый день».

 

«Почему женщины убивают», экранизация Стивена Кинга и возвращение «Друзей»: 11 самых ожидаемых сериалов лета

Шоураннерам сериала пришлось ориентироваться на собственную интуицию и опыт, но у критиков и поклонников сериала росло недоверие к их версии истории. В преддверии долгожданной встречи двух популярных героев, Дейенерис Таргариен и Джона Сноу, обозреватель Forbes писал: «Они влюбятся? Станут врагами? Закатят драко-лютоволчью вечеринку? Кто знает? Но я должен сказать, что мне немного грустно, что это [покажет] HBO, а не Джордж Мартин. Шоу начинает страдать, потому что ему не хватает книг Мартина».

На продвижение заключительного восьмого сезона «Игры престолов» было потрачено $20 млн.
На продвижение заключительного восьмого сезона «Игры престолов» было потрачено $20 млн.

«Интеллектуальное разочарование»

На продвижение заключительного, восьмого, сезона «Игры престолов» было потрачено $20 млн. Премьерную серию в США посмотрели 11,76 млн зрителей, второй эпизод — более 10 млн. Несмотря на отсутствие масштабных сражений и неожиданных поворотов, вторая серия была названа одной из лучших за всю историю сериала: критики отмечали атмосферу тревожного ожидания битвы и хвалили раскрытие характеров персонажей.

Казалось, что рекордно большой бюджет себя оправдал, но рейтинги сериала начали ползти вниз. Третья серия «Долгая ночь» — самая дорогая в сезоне — вызвала неоднозначную реакцию, в том числе из-за светового решения. Журналист Мэттью Голд отметил: «Часто картина была нечеткой, и я понятия не имел, что происходит. И не я один. Многие люди не могли разглядеть, что происходило, потому что было слишком темно». Некоторые критики также писали, что с белыми ходоками, которые представлялись самой большой и страшной угрозой на протяжении всего сериала, расправились слишком быстро. По мнению автора The Washington Post Алиссы Розенберг, конец третьего эпизода — это «интеллектуальное разочарование».

 
На портале IMDb последняя серия шоу получила самый низкий рейтинг за всю историю существования проекта: всего 5,2 из 10

Еще меньше фанатам понравилась четвертая серия «Последние из Старков», которая заработала ничтожный по меркам сериала рейтинг 6,3 — тот самый эпизод, где создатели забыли убрать из кадра стаканчик Starbucks. Эта история больно ударила по рейтингам шоу, но оказалась полезной для сети кофеен — в связке с сериалом ее упомянули на различных порталах и площадках более 10 000 раз. Бесплатную рекламу оценили в $2,3 млрд.

Сайт Bark запустил службу психологической поддержки для тех, кто не мог справиться с разочарованием из-за концовки.
Сайт Bark запустил службу психологической поддержки для тех, кто не мог справиться с разочарованием из-за концовки.

В мае 2019 года на экраны вышла заключительная серия «Железный трон» — когда началась трансляции, пользователи по всему миру стали жаловаться на сбои в работе видеосервиса HBO Go. Сайт канала был перегружен из-за большого количества желающих увидеть финал — эпизод собрал 19,3 млн просмотров и вызвал новую волну ожесточенной критики. Портал USA TODAY написал о «катастрофическом финале, который фанаты не заслужили», а сайт Bark запустил службу психологической поддержки для тех, кто не мог справиться с разочарованием из-за концовки. На портале IMDb последняя серия шоу получила самый низкий рейтинг за всю историю существования проекта: всего 5,2 из 10.

Сериал закончился — что дальше? 

Сегодня известно, что HBO готовит два приквела «Игры престолов» — один из них, под названием «Дом дракона», расскажет о Вестеросе под управлением династии Таргариен задолго до событий сериала. Проект опирается на книгу Джорджа Мартина о доме «драконьих королей»,  но скорее всего, не будет придерживаться литературной основы, что уже вызвало сомнения у некоторых фанатов вселенной.

«Прилив снимает с мели все лодки»: сможет ли HBO Max составить конкуренцию Netflix и Amazon

 

Пока рано судить о том, насколько новое шоу на основе мира «Песни льда и пламени» будет популярным. Учитывая разочарование фанатов в заключительном сезоне «Игры престолов» и их фрустрацию от ожидания нового романа Джорджа Мартина, реакция на спин-офф может быть куда более холодной, чем ожидают его создатели.

Сериалы на миллиард. Рейтинг богатейших телепродюсеров по версии Forbes

Сериалы на миллиард. Рейтинг богатейших телепродюсеров по версии Forbes

Фотогалерея «Сериалы на миллиард. Рейтинг богатейших телепродюсеров по версии Forbes»
6 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости