К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Великое увольнение и тотальное выгорание: главные карьерные тренды 2021 года

Кадр из фильма «Стажер»
Великое увольнение и переход на гибридный формат, дефицит IT-кадров, карьерные тайм-ауты, мультизанятость и HR-гостинг — Forbes Life рассказывает о главных событиях и трендах 2021 года на рынке труда

«Великое увольнение»

По данным Департамента труда США, этим летом более 4 млн человек добровольно ушли с работы, а число вакансий на рынке превысило 10 млн. Чтобы справиться с дефицитом кадров, американские работодатели начали упрощать требования к кандидатам: например, теперь многие отказываются от сложных собеседований и не спрашивают дипломы. К примеру, сеть магазинов косметики The Body Shop больше не проверяет у соискателей биографию и тест на наркотики, а логистическая компания UPS нанимает сезонных рабочих за 10 минут. 

Этот тренд уже называют «великим увольнением» (англ. Great Resignation). Пандемия и дистанционная работа привели к тому, что все больше сотрудников готовы бросить свое нынешнее место и попробовать что-то новое. Многие вынуждены пойти на это еще и потому, что цифровизация наступает все активнее и их профессия уходит в прошлое.  

38% зумеров ожидают повышения уже спустя полгода. Если этого не происходит, они теряют интерес 

В России во втором квартале 2021-го тоже побили рекорд: 2,06 млн увольнений по собственному желанию — для этого сезона это самый высокий показатель с 2013 года. Однако это не значит, что все повально решили искать себя или сделать передышку. Часть переходят на новую работу, другие меняют статус на самозанятых либо выбирают теневой сектор. Кроме того, многие занимались нелюбимым делом, работой, которая не соответствовала их внутренним интересам и потребностям. А пандемия всего лишь вскрыла эту проблему. На Западе этот феномен получил название YOLO-экономики (от англ. You Only Live Once — живем один раз).

 

Чаще уходят молодые: среди американцев в возрасте от 25 до 40 лет примерно треть планируют искать новую работу после пандемии. На российском рынке ситуация аналогичная. За время пандемии молодежь поняла, что сидеть в офисе вовсе не обязательно: можно работать на фрилансе, самому выбирать клиентов, и ты всегда будешь востребован. По данным кадрового агентства Unity, 38% зумеров ожидают повышения уже спустя полгода. Если этого не происходит, они теряют интерес к задачам и лояльность к компании. 

Старое новое выгорание

Выгорание — актуальная проблема в 2021 году: по данным опроса сервиса «Доктор рядом», 50% россиян сталкивались с выгоранием на работе, а 47% испытывают эмоциональное истощение. Чаще всего от выгорания страдают молодые специалисты 25-28 лет. Самый высокий уровень стресса — в креативной индустрии, страховании, здравоохранении, банках, медиа и гостиничном бизнесе. По данным hh.ru, 49% готовы сменить работу из-за выгорания.

Главные причины профессионального выгорания кроются в сокращении личных контактов и снижении качества общения. С началом пандемии и переходом на дистанционную работу эти тенденции усугубились, а само содержание работы стало менее значимым без социального контекста. В итоге 45% испытывают отчуждение по отношению к коллегам, а 48% работают на автомате, при полном опустошении. 

57% опрошенных hh.ru винят в своем состоянии руководство. Зарубежные IT-гиганты уже озаботились этим. Например, Microsoft в рамках программы Perks Plus выплачивает сотрудникам $1200, которые те могут потратить на все, что поможет улучшить их физическое, психическое и финансовое состояние. Google ввел дополнительные выходные и неделю без совещаний. LinkedIn отправила большинство сотрудников в недельный оплачиваемый отпуск. 

Российские компании, кажется, тоже наконец признали проблему выгорания как легитимную. Чтобы поддержать сотрудников, в Aviasales, VK и SkyEng внедряют корпоративные программы психологической поддержки. В «Яндексе» водителям такси теперь оплачивают программу переобучения IT-специальностям. А «Сбер» в этом году впервые ввел для всех сотрудников  саббатикал (Sabbatical — с англ. «творческий отпуск») — карьерный тайм-аут, он же неоплачиваемый отпуск от одного до 12 месяцев с сохранением места и должности. В Академии труда и социальных отношений предложили доплачивать сотрудникам, которые сталкиваются с повышенным стрессом на работе. В то же время данные говорят о том, что 61% российских работодателей ничего не делают для профилактики выгорания.

 

Война за IT-таланты 

2021-й уже называют «годом айтишников»: спрос на них подскочил до небывалых высот, а работодатели устроили охоту за крутыми специалистами. 61% из 15 000 опрошенных HR-специалистов зарубежных компаний признались, что их главная проблема — поиск квалифицированных разработчиков и IT-инженеров. 

В России, по данным Минцифры, не хватает от 500 000 до 1 млн IT-специалистов. Небывалый спрос на них подстегнул массовый переход компаний к цифровой трансформации и развитие экосистем. Количество пилотных проектов в крупнейших компаниях в 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% из них использовали решения с искусственным интеллектом. Ожидается, что к концу 2023 года цифровая трансформация затронет 40% российской экономики. При этом до конца 2021 года из России могут уехать до 15 000 кадров. Корпорации и стартапы оказались примерно в равном положении: им одинаково не хватает квалифицированных кадров, чтобы развивать IT-продукты. 

Самая ожесточенная борьба по-прежнему идет между IT-гигантами — «Яндексом», «Сбером» и VK. Но теперь к ним присоединились банки, которые развивают digital-направления, — такие как Альфа-банк и «Тинькофф». Компании готовы многократно переплачивать: например, платить разработчикам больше 400 000 рублей в месяц при средней зарплате в отрасли в 119 000 рублей. Иногда IT-специалист получает больше, чем топ-менеджеры компании. Но и это не всегда помогает. Зарубежные компании начали нанимать российских разработчиков для удаленной работы онлайн, и даже без релокации для многих такие предложения выглядят очень заманчиво. 

Гибридные форматы как новая реальность 

Гибридный формат — это сочетание удаленного и офисного режимов работы, который стал особенно популярен в период пандемии. В США 70% компаний заявили о том, что теперь такой формат станет для них новой нормой. Это выглядит хорошим способом вернуть сотрудников с удаленки: 49% руководителей и 42% обычных сотрудников испытывают тревогу перед выходом в офис. 

В России на такую модель согласны перейти 53% компаний. 66% считают, что она эффективнее, чем полностью удаленный режим, а 62% ждут, когда появятся соответствующие нормы в трудовом праве. Гибридный формат уже внедрили корпорации в сфере ретейла, IT, банкинга. Среди них — X5 Group, Альфа-банк, «Яндекс», «Сбер». 

Работа с личных устройств ставит под угрозу данные компаний, которые все чаще утекают в сеть

Гибридный формат, скорее всего, останется с нами надолго: 53% сотрудников хотят придерживаться его и после пандемии. Но у него есть минусы, с которыми компании столкнулись уже сейчас. Во-первых, в офисе по-прежнему хотят работать новые сотрудники, которым нужна адаптация в коллективе, и те, у кого есть дети,— чтобы спокойно заниматься рабочими вопросами. Второй важный момент — это систематические переработки: многие стали больше работать в нерабочее время и даже в выходные. Это приводит к выгоранию, о котором мы поговорили выше. Наконец, работа с личных устройств ставит под угрозу данные компаний, которые все чаще утекают в сеть. 

Мультизанятость 

The Wall Street Journal выяснил, что в период удаленки многие начали все чаще совмещать основную работу с другими проектами. Это становится нормой в IT-отрасли: появился даже специальный сайт на эту тему. Его запустили два IT-специалиста, которые в пандемию сами начали работать в нескольких местах. На сайте делятся советами о том, как совмещать две или больше работ, распределять нагрузку и решать проблемы с начальством. Как правило, сотрудники скрывают от работодателя, что работают где-то еще. Некоторые даже умудряются присутствовать одновременно на двух онлайн-встречах. 

В России все больше людей получают дополнительный доход в качестве самозанятых: если в конце 2020-го их было 1,6 млн человек, то к концу 2021-го — 3,3 млн. Сервисы для самозанятых запустили Альфа-банк, ВТБ и власти Москвы, и только в Москве доля самозанятых среди трудоспособного населения составила 10%. Согласно исследованию, одна из главных причин перехода на этот режим — это подработка. Закон не запрещает совмещать обычную «пятидневку» с самозанятостью или ИП, а нанимать таких сотрудников можно через специальные платформы и компании-посредники.

Машины против людей

Кейс компании Xsolla, когда основатель «единорога» уволил 150 своих сотрудников по итогам анализа их «невовлеченности» в работу, наделал много шума — российские специалисты всерьез озаботились проблемой конкуренции с ИИ. В России уже есть решения для анализа персонала, а технологии на базе ИИ позволяют отследить нелояльных сотрудников. Вопрос этичности подобных методов все еще остается открытым, но то, что они могут будут применяться крупными компаниями все чаще, не вызывает сомнений. Недавнее исследование Gartner показало, что 17% организаций используют искусственный интеллект в своих HR-функциях, а еще 30% планируют начать это делать в 2022 году.  Во многом на это повлиял массовый переход на удаленку, когда невозможно осуществить непосредственный контроль за деятельностью сотрудника на рабочем месте.

Amazon также использует алгоритмы для оценки эффективности персонала. Они рассчитывают, когда сотрудникам можно отойти на обед или даже в туалет, справляются ли они с нагрузкой и заслуживают премии или штрафа. Это приводит к систематическим переработкам и массовым увольнениям, а также протестам сотрудников. Но компанию это, похоже, не сильно беспокоит: она все активнее заменяет живых сотрудников роботами — в качестве грузчиков, сортировщиков и курьеров. К ним у алгоритмов претензий нет, а сами роботы ни на что не жалуются. 

 

«Старикам» здесь не место  

Эйджизм среди работодателей все еще никуда не делся: сотрудникам 50+ крайне сложно найти работу, если только это не топ-менеджеры или узкие специалисты. 28% работодателей в России не готовы даже рассматривать соискателей предпенсионного возраста. За рубежом ситуация не лучше: в США у соискателей 55+ на поиски работы уходит до 8 месяцев, а в Великобритании более 1 млн сотрудников 50-65 лет вынуждены завершать карьеру еще до пенсии. В среднем по странам ОЭСР, куда входит и Россия, в год нанимается не более 12% людей в возрасте 55-64 лет.

Одна из причин этого — цифровое неравенство. Пандемия ускорила цифровизацию даже самых консервативных отраслей. Теперь большую часть работы приходится выполнять онлайн, а обмен задачами происходит в мессенджерах или таск-менеджерах. Кроме того, рынку сейчас нужны IT-специалисты, которых гораздо больше среди молодежи. Вместе с тем молодых специалистов на рынке становится все меньше из-за снижения демографических показателей. По данным Росстата, доля сотрудников в возрасте от 20 до 29 лет неуклонно сокращается последние четыре года. 

Идеей возрастной диверсификации уже всерьез обеспокоились англичане и признали пожилых сотрудников ценными как для работодателей, так и для общества. В США работников в категории 50+ назвали необходимой составляющей для восстановления национальной экономики, ежегодный рейтинг компаний Financial Times, распределяя места в «турнирной таблице», учитывает наличие возрастных работников в штате. В России возрастной баланс пока, пожалуй, распространяется на более консервативные, промышленные отрасли, где люди редко переходят с одной работу на другую, и сотрудники с многолетним опытом могут передать его молодому поколению.

Гостинг 

Гостинг (от англ. ghost, «призрак») — внезапное прекращение любых коммуникаций без объяснения причин. На рынке труда явление оформилось в тренд еще пару лет назад и теперь набирает силу: если в 2019-м о гостинге со стороны соискателей сообщали 18% работодателей, то в 2020-м — уже 28%, причем 7% исчезают после первого рабочего дня. В России, по данным hh.ru за текущий год, в первые же дни уходят 64% сотрудников. 

Работодатели жалуются, что с началом пандемии кандидаты стали пропадать еще чаще, при этом никаких рычагов влияния в этом случае нет. Даже если сотрудник уходит после первого рабочего дня, компания ничего не может ему предъявить. Одна из главных причин такого поведения — множество вакансий, которые дают соискателям иллюзию огромного выбора. Чтобы удержать потенциального сотрудника, компании стараются как можно скорее озвучить оффер: тогда меньше шансов, что его перехватят конкуренты. 

 
93% соискателей признались, что представители компании просто пропадали на самых разных этапах

Но со стороны работников картина еще печальнее: 77% соискателей сообщают о гостинге со стороны потенциального работодателя, в 10% случаев — даже после устного оффера. В опросе LinkedIn 93% соискателей признались, что представители компании просто пропадали на самых разных этапах. 60% россиян расстраивает, что компании даже не просматривают их резюме.

И тут пандемия тоже усилила тенденцию. За время локдаунов отлаженные процессы по поиску и найму начали рушиться, а из-за дефицита работников на эйчаров давят с удвоенной силой. При этом кандидаты охотнее появляются на разных этапах собеседований, если работодатель общается и дает обратную связь. 

Кажется, теперь сотрудники все сильнее диктуют свои условия на рынке труда. Они больше не готовы работать на одном месте годами, легче меняют сферу деятельности, предпочитают удаленку и совмещают несколько работ. Но одновременно они становятся все более уязвимы: больше устают и выгорают, страдают от эйджизма и теряют работу из-за цифровизации. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+