К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Высокая гибкость без «длинной воли»: как помочь подростку найти свое призвание

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Поколения нулевых и десятых (также известные как зумеры и Альфа) все чаще отказываются от привычных принципов собственного развития: они не готовы работать «долго и упорно ради стабильности», их траектория — «быстро и не важно как, ради успеха». О том, как работать с молодыми поколениями и помогать им ставить цели, рассказывает Екатерина Лукша, руководитель методологического отдела Всероссийского движения «Вдохновители», которое помогает мотивировать подростков на поиск собственного пути

Поиск призвания и неумение сделать первый шаг

Привычный паттерн поведения как «Я выбрал профессию, вкалываю с утра до вечера, зарабатываю деньги и ставлю цели» — уходит. У поколения нулевых (также известных как поколение зумеров — термин, используемый в социологии для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. — Forbes Life) в том числе есть большой интерес к экологической компоненте в их деятельности, когда работа начинает приносить удовольствие. У них много внимания на себя, фокус на свое состояние, на интересы и возможности. Это приводит к тому, что молодые люди начинают тщательно выбирать. Причем поколение нулевых, представители которого выходят или уже вышли на работу, выбирают по-особенному. Теперь они больше склонны к прощупыванию среды, пониманию своей миссии и призвания. Истории о том, что работа — это ежедневный труд ради какого-то блага для себя и своей семьи, уже нет. Но нет и долгосрочных стратегий: «А зачем я все это делаю?» В массе своей есть интерес реализовывать текущие желания, быстрые потребности, интересы в моменте, возможность, с одной стороны, заработать, с другой — комфортно жить, с третьей — реализовывать потребности в развитии и позиционировании себя здесь и сейчас.

Совершенно иное отношение к самореализации и заработку — у поколения Альфа (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала — середины 2010-х годов по середину 2020-х годов. — Forbes Life). Среди их сверстников стали появляться те, кто уже имеет заработок: реселлеры, стримеры, тик-токеры и другие обладатели быстрого капитала. Стало естественным, что о заработке уже задумываются даже первоклассники. Они пытаются понять и осознать все, на чем можно заработать. И при этом их история — не про работу, а про обеспечение себя необходимым ресурсом, потому что слово «работа» они не воспринимают как должность, обязанности, набор навыков и т. д. Они смотрят на это как на «О! У меня вот это получается, это нравится мне и, кажется, будет нравиться другим, значит, на этом можно зарабатывать».

Если раньше люди разделяли работу, хобби и призвание, то зумеры и Альфа хотят соединить все в одном. В противном случае  они не стремятся выходить в заработок вообще. Сейчас запрос другой — как можно быстрее начать действовать, реализуя себя в удовольствии со своим интересом и зарабатывая на этом деньги. Это подтверждают наши исследования. Например, 74,6% подростков уже имели опыт самостоятельного заработка, а 50,4% из них заработали первые деньги в промежутке от 11 до 14 лет. 

 

Важно понимать: эти поколения выросли в достатке. Поэтому шаг из той комфортной среды, где за них кто-то берет ответственность, до шага, где я сам могу и хочу что-либо делать, — вот это как раз одна из западающих частей. Мы получаем ребят совершенно с другой заряженной логикой на то, как им двигаться в жизни дальше. У них большая потребность на самостоятельность, на поиск того, что им важно. Но при этом отсутствует среда и навыки, позволяющие сделать первый шаг. 

Сложно говорить, что это выученная беспомощность, но это так. За них очень много решали, а не помогали формировать личную позицию. Но, по мнению 72% школьников, их родители недостаточно ориентируются в многообразии современных специальностей, в связи с чем большинство учащихся (64%) рассказали, что нуждаются в помощи при выборе будущей специальности, об этом говорят данные совместного опроса Центра социологических исследований молодежи «14-35» и Всероссийского движения «Вдохновители». В итоге — это «взрослые» подростки, которые до 25-30 лет могут не попробовать себя ни в одной из сфер, потому что им все время дают готовое решение, которое часто не совпадает с их собственными желаниями. 

 

Проблемы, которые изменят нас: гибкость без умения преодолевать

Не стоит думать, что такие изменения в мышлении юного поколения пройдут для нас незамеченными. С одной стороны, у поколения нулевых и Альфы очень высокая гибкость и ориентированность на себя. С другой стороны, у них нет так называемой длинной воли. Это то, что характеризует, например, предыдущие поколения: достижение, дохождение до вершины, ожидание результата на длительном промежутке. Такие критерии позволяют запускать большие системные изменения, долгосрочные программы. А гибкость современного молодого поколения приводит к тому, что там, где нужно приложить усилия и находиться какое-то время в зоне дискомфорта, где нужно ставить себе задачи на развитие, вот этого, к сожалению, у них нет. 

Они скорее могут перестроиться, найти новую деятельность, новую нишу, куда-то себя пойти развивать, но преодоления у них нет. А на самом деле — дело в балансе. Потому что в мире будущего экономике нужно и то, и другое. Но перекос, который сейчас есть от желания быстрых денег и легкой самореализации, может привести к тому, что наши экономические процессы станут поверхностными и очень нестабильными. Быстрые сборки, пересборки в маленьком масштабе — это терпимо, но когда это делается в масштабе больших государств, больших организаций, когда нужно удерживать некоторые практики, производственную культуру и выдерживать большую нагрузку, чтобы добиться результата, — с этим сложности.

От быстрого к долгому: как родители могут помочь подростку 

  • Дать пространство доверия

Внутри каждого человека есть запрос на серьезность. Важно дать такой опыт молодому человеку из поколения зумеров или Альфа, чтобы он попробовал новые для себя направления: науку, производство, экологию, ветеринарию, медицину. Тут от родителя требуется дать пространство доверия. Он не должен обесценивать интерес и попытки ребенка, его вопросы, а должен дать ему ощущение его собственной значимости внутри новой для него сферы. Потому что независимо от того, чем бы занимался молодой человек, поддержка взрослого искренним интересом, безоценочным, не патерналистским, а именно дружеским, партнерским, наставническим интересом играет очень большую роль. Чем подкупают быстрые профессии, быстрые заработки, блогинг и прочее? Тем, что там очень быстрая система отклика публики. Вот эта поддержка и интерес в виде лайков, в виде репостов, комментариев, она закрывает эту потребность. А если этого нет в других зонах, если там только то, что ты не справляешься, не можешь, не делаешь, не выполняешь ожиданий, то молодой человек и не пойдёт в это.

 
  • Не пытаться предопределить будущее

Здесь первое, что не нужно делать родителю, — это заставлять и предлагать будущее, которого, возможно, нет и не будет; предлагать выбирать из своего опыта, из своего взгляда на то, как будет развиваться мир, и пытаться объяснить ребенку, что так хорошо и так правильно. 

  • Отказаться от позиций старшинства и опыта

Второе, что не нужно делать родителю, — объяснять, что «я знаю лучше и понимаю лучше». Да, есть опыт, который полезен, которым родитель может поделиться, как он выбирал. Но сказать: «Я знаю, что будет, потому что у меня так уже было» — нечестно, потому что в том мире, в котором мы сейчас живем, мы не жили никогда. И ответа про то, что надо сделать, чтобы правильно сформулировать свое будущее, его нет. 

  • Поддерживать в том числе ошибочные начинания и создать поддерживающую среду

А с точки зрения того, что нужно делать — это искать то, что созвучно своему внутреннему интересу, своим потенциалам, способностям, навыкам, и максимально пробовать. Потому что часто мы отказываемся от возможности, просто на нее не смотря. Это не один разговор на вечер, после которого все решается, это система разговоров, это культура внутри семьи, которая, с одной стороны, сплотит вас, а с другой стороны, поможет ребёнку и взрослому разговаривать, выстроить культуру диалогов о будущем.

Также рекомендация родителю, что делать: поддерживать даже ситуацию того, что если ребенок ошибется и у него не получится, то это нормальный опыт, который просто нужно помочь пережить. Поэтому поддерживать — обязательно, даже когда ошибка, даже когда негативный опыт. 

И еще что важно для родителя: как можно больше интересоваться тем, как развивается мир. Постараться выйти за пределы обычной сферы своей жизни, круга общения, контента, постараться посмотреть на другие зоны, другие сферы, пообщаться с другими людьми, читать современную литературу про науку, смотреть дайджесты, следить за открытиями, за развитием технологий для того, чтобы быть в курсе, в каком мире вообще мы живем. Это поможет в познании мира молодым человеком.

 

Это подтверждают данные из методологии, которую мы создаем в рамках проектов движения «Вдохновители», в том числе флагманского  проекта «Маршрут Вдохновения». До 75% подростков, которые были погружены в поддерживающую среду, стали понимать, чем они хотят заниматься в дальнейшей жизни. Детям важна среда, где есть взрослые, которые делятся опытом не в назидательный логике. 

Как говорить с подростком

Понятно, что каждый родитель хочет обеспечить ребенку какое-то базовое образование, на котором он сможет зарабатывать деньги. Но здесь есть ловушка, которую, к сожалению, мы взяли с собой из XX века, из нашего даже более раннего прошлого, что нужно как-то обеспечить свое будущее, в котором должно быть не голодно, не холодно. И лучше сразу договориться на берегу, выбрать что-то такое, что стабильно в любом случае обеспечит будущее. Но есть проблема. Она связана с тем, что в такой постановке будущего может не оказаться вообще. Потому что немотивированные и потерянные молодые люди, не выбравшие свое место в жизни, могут не создать это будущее в принципе. И это главный экзистенциальный вызов. Родитель, который предлагает юноше или девушке вместо раскрытия потенциала и поиска себя, некоторую гарантию будущего, оказывает в этом плане медвежью услугу, потому что этого будущего нет именно из-за того, что очень быстро меняется мир. Мы не можем сказать с абсолютно точной уверенностью, что та или иная профессия через 30 лет будет обеспечивать человека и он будет себя чувствовать хорошо, комфортно. Мы не можем сказать, что он будет жить в той же социальной среде, в которой жил, и практики его жизни, и образ его жизни будут такими же.

Поэтому не надо пытаться создать некоторый опыт или процесс, в котором 100% одна конкретная профессия якобы обеспечит будущее. Нет. На самом деле обеспечивают человеку будущее понимание собственных сильных сторон, возможностей развития и опыт обучения в разных средах, некоторый навык адаптивности к тому, что будет происходить, и возможность применять свои знания. Поэтому важно при выборе и совершении первого действия с точки зрения похода во взрослую жизнь исходить из интересов, возможностей, склонностей, способностей ребенка, какая база будет для него максимально продуктивной, чтобы он дальше мог стартануть в разные сферы, независимо от того, как меняется мир.

В этом плане смещается фокус с выбора профессии на всю жизнь, на выбор базы, от которой молодой человек дальше может подниматься вверх в профессиях независимо от сценариев мира, в которых находится. Вместо попадания в некие ожидания экономики, сам определись с тем, а кто ты? Что ты можешь и что у тебя есть с точки зрения твоего потенциала? Чтобы ты мог включаться в процессы и легко адаптироваться к: пандемии, к геополитическим изменениям, к экономическим кризисам, к технологическим скачкам.

 

Пробовать вместе с ребенком, давать ему возможность знакомиться с разными профессиями, с разными типами деятельности, с разными культурами. Потому что кому-то подходит сидение в офисе, а кому-то — экшен на заводе. Это нормально. Родителю очень важно давать пространство и возможность выбирать. Хочет подросток пойти попробовать, что такое программист? Супер, пусть идет и пробует. Хочет он попробовать посмотреть, что такое быть врачом? Отлично, пусть идет и смотрит. И родитель должен максимально помочь ему в этом: сходить с ним, исследовать это, почитать, посмотреть, чтобы ребенок максимально понимал, что это такое. И чем больше потом он будет пробовать сам, тем легче ему будет сделать выбор. Потому что большая ошибка, когда ребенок все время слушает-слушает-слушает родителя, находится в одной какой-то парадигме и понимает, что, уже даже сдав ЕГЭ и подав документы на разные направления, он не может выбрать, потому что не знает это на ощупь. 

Руководство к действию

  • Совместно прописать сильные и слабые стороны родителя и ребенка

Есть такая практика про сильные и слабые стороны личности, когда родитель и ребенок за определенное время прописывают каждый самостоятельно свои сильные стороны, свои слабые стороны, ограничения (что мне не подходит, что мне не нравится, что у меня не получается и куда я не хочу) и зоны роста (это то, что у меня сейчас еще нет, но я могу это получить, я хотел бы это получить, хотел бы развить у себя эти навыки и знания). После того как ребенок расскажет про свои интересы, родитель может написать списки людей, которые потенциально из его круга могут быть полезны молодому человеку для общения о будущем. 

  • Вовлекать в круг общения ребенка других значимых взрослых

К сожалению, не все родители понимают, что у них есть большой потенциал значимых людей рядом, которые могут включиться и передать какой-то опыт. Но после того как родитель поймет, что интересно и что важно ребенку, надо попытаться понять, кто из знакомых может в этом помочь. Не всем родителям легко в целом входить в эту логику горизонтального общения. И также родителю может быть некомфортно, что появятся какие-то другие значимые взрослые в жизни ребенка, которые будут влиять на его решения. Поэтому очень важно, чтобы родитель, который хочет помочь своему чаду найти себя, разрешал это. Потому что мир гораздо сложнее, и есть те сферы, которые нравятся вашему чаду, а вы в них просто не можете дать квалифицированный ответ или совет.

  • Заниматься практикой первого шага

Также, чтобы ребенок лучше адаптировался и появилась практика первого шага, можно воспользоваться еще одной практикой: когда все члены семьи пишут на бумажках простые желания, которые можно сделать, и складывают эти записки в один мешок. И каждый день или каждую неделю (какой промежуток — это для себя определяет сама семья) они вытаскивают наугад по одной бумажке и исполняют желания того члена семьи, чья бумажка выпала. Это игровая командообразующая практика для выстраивания доверия и опыта, что мечты или желания могут сбываться. Потому что очень часто проблема родителя и ребенка не в том, чтобы поговорить о будущем, а в том, чтобы помочь сделать его достижимым, причем общими усилиями. 

 
  • Совместно выходить за пределы привычного опыта

И также обязательно вместе посещайте выставки, дни открытых дверей в компаниях, в вузах, на форумах, будьте везде, где представлена та сфера, которая интересна ребенку, а еще интересна самому родителю или может стать интересна, будь то технологии или современное искусство. Рецепт полноценного развития молодого человека на самом деле прост: в любом возрасте нужно выходить за пределы своего привычного образа жизни и обязательно знакомиться с миром и его достижениями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+