К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зачем компания Rolex приобрела ретейлера часов и ювелирных украшений Bucherer

Флагманский бутик Bucherer в Женеве с надписью Rolex на крыше (Фото DR)
Флагманский бутик Bucherer в Женеве с надписью Rolex на крыше (Фото DR)
24 августа 2023 года на официальном сайте часового бренда Rolex появилась новость, которая моментально всколыхнула часовое сообщество по всему миру: группа Rolex покупает группу Bucherer, или, другими словами, часовой бренд становится владельцем собственного многолетнего ретейлера. Редактор Forbes Life Юлия Савельева рассказывает о деталях этой сделки и о ее возможных последствиях для индустрии

Любители дорогих часов отлично знают пятиэтажное здание на левом берегу Женевского озера в Швейцарии, расположенное на фешенебельной улице rue de Rhone, в доме 45. Много десятилетий на его первом этаже находится мультибрендовый бутик Bucherer, выше — офисы компании, а на крыше были расположены гигантские буквы Rolex. И такую картину можно видеть в Люцерне и многих других городах мира. Теперь Rolex становится владельцем всех этих зданий и других принадлежащих Bucherer активов. 

Официальная информация

Крупнейший мировой ретейлер часов и ювелирных украшений Bucherer представляет продукцию одного из главных производителей часов Rolex более 100 лет — с 1924 года. Теперь одна частная компания поглощает другую — и из статуса партнеров переходит в статус ее единоправного владельца. Как говорится в официальном заявлении, опубликованном  24 августа 2023 года на сайте Rolex: «Желая сохранить многолетние партнерские отношения между двумя компаниями и увековечить их совместную историю, Rolex решил приобрести Bucherer. Часовой ретейлер сохранит свое название и продолжит независимую оперативную деятельность».

Здание мануфактуры Rolex в Женеве с видом на город (Фото DR)

Финансовые условия покупки при этом не разглашаются, и ее еще официально должны одобрить антимонопольные органы Швейцарии. Скорее всего, сумма так и не будет обнародована: являясь частной трастовой компанией, Rolex никогда не публикует официальные цифры. Но главный вопрос: почему это произошло? На него коротко отвечает тот же официальный релиз: «Следуя выбору Йорга Бухерера».

 

Йорг Бухерер — 87-летний нынешний владелец компании Bucherer, внук ее основателя Карла Бухерера. У него нет прямых наследников, которым можно было бы передать бразды правления семейным бизнесом, а сам он уже готов отойти от дел. И кажется, что владельца надежнее, чем Rolex, Йорг Бухерер вряд ли смог бы найти. Он руководил компанией с 1977 года, сменив на этой должности своего отца Карла Эдуарда, а тот успел поработать еще с Гансом Вильсдорфом, основателем Rolex, который умер в 1960 году. Кстати, именно Йорг начал мировую экспансию мультибрендовых бутиков: сначала, в 1980-х, в Австрию, затем, в 1990-х, в Германию и далее по миру. И  вместе с их открытием в тех или иных географических точках там появлялся Rolex. Так что две частные компании знакомы с принципами ведения бизнеса друг друга. «Два наших бизнеса работали бок о бок, и один вносил вклад в развитие и рост другого», — подчеркнуто в официальном релизе. 

Что такое Bucherer?

Компания Bucherer была основана в 1888 году предпринимателем Карлом Фридрихом Бухерером в Люцерне как сеть магазинов, продающих часы и ювелирные украшения. И сегодня ее штаб-квартира по-прежнему находится в этом швейцарском городе. В сеть Bucherer входит более 100 торговых точек в Швейцарии и по всему миру — в США, Англии, Германии, Франции, Дании и Австрии, из которых 53 продают Rolex, а 48 — бренд Tudor, «младший брат» Rolex, который входит в ту же группу. Ретейлер также является официальным центром послепродажного сервисного обслуживания обоих брендов. В конце 2022 года Bucherer также стал партнером Rolex в запуске программы Rolex Certifiated PreOwned (CPO), то есть в продаже подержанных часов бренда с сертификацией и гарантией от самого бренда. Помимо двух главных столпов своего бизнеса, Bucherer представляет 35 других крупных часовых брендов, среди которых Breguet, Cartier, Chopard, Hermes, Monblanc, Ulysse Nardin  и Vacheron Constantin. 

 

В январе 2018 года Bucherer существенно усилила свои позиции в США, купив у инвестиционной группы Green Equity Investors IV, L.P. сеть Tourneau — на тот момент самую большую ретейлерскую сеть страны. Ее 28 магазинов в 10 штатах были преобразованы в Bucherer, и теперь этот актив тоже станет частью группы Rolex. 

Главным предметом обсуждения является то, как Rolex воспользуется тем, что получил в свои руки крупнейшего в мире часового ретейлера? И станет ли продвигать в нем свою продукцию активнее, чем прежде, и не в интересах других производителей? Ответ на этот вопрос можно будет получить только со временем.

Один из первых магазинов Bucherer в Швейцарии в начале XX века (Фото DR)

Еще один насущный вопрос: что будет теперь с двумя входящими в группу Bucherer брендами: часовым Carl F. Bucherer и ювелирным Bucherer Fine Jewellery? Оба направления начали развиваться в компании с того же 1888 года, сначала камерно, в мастерских, где исполняли частные заказы. А в 1920-х годах после того, как один сын основателя бренда, Карл Эдуард, выучился на ювелира, а другой, Эрнест, — на часовщика, эта деятельность приняла уже cерьезный производственный масштаб. Спокойная современная ювелирная классика Bucherer Fine Jewellery из золота, бриллиантов и цветных драгоценных камней сегодня не стремится в лидеры индустрии и также тихо-спокойно продается в мультибрендовых бутиках компании. А вот часовой бренд Carl F. Bucherer приложил много усилий для того, чтобы прочно войти во второй эшелон часовой индустрии и полноправно «дышать в спину» большим классическим брендам со столетней историей.  

 

Чтобы четко понимать судьбу хотя бы Carl F. Bucherer, нужно знать условия сделки, а они вряд ли будут обнародованы. Можно лишь предположить, что Йорг Бухерер должным образом позаботился о двух брендах, которые его семья развивала 135 лет. В конце концов, он и сам активно участвовал во многих значимых достижениях Carl F. Bucherer: так, в 1994 году по его инициативе были разработаны революционные для того времени часы Bucherer Archimedes Perpetual Calendar с механизмом вечного календаря, который нужно было настраивать раз в 400 лет.  И в часовых кругах считается, что решение о приобретении сети Tourneau в США Йорг Бухерер принял в первую очередь для того, чтобы продвигать свой «домашний» часовой бренд на американском рынке. Как будет развиваться Carl F. Bucherer внутри группы Rolex — вопрос открытый.

Опять же, в официальном заявлении отмечается, что «группа Rolex убеждена, что данное приобретение является лучшим решением не только для ее собственных брендов, но и для всех часовых и ювелирных брендов-партнеров, а также для всех сотрудников группы Bucherer». Как гласит официальный сайт последней, число ее сотрудников — 2400 человек.

Что стоит за группой Rolex?

О состоянии дел Rolex можно узнавать лишь из финансовых данных, которые собирают бизнес-специалисты. Так, согласно ежегодному отчету The Morgan Stanley Swiss Watch Industry Report за 2022 год, бренды-локомотивы Patek Philippe, Audemars Piguet, Richard Mille и Rolex занимают 41,7% доли часового рынка. Сама компания Rolex продала 1,2 млн часов, и ее доход за прошлый год составил $10,510 млрд. 

Интересно, что основанная в Лондоне в 1905 году немецким предпринимателем Гансом Вильсдорфом и его зятем Альфредом Дави компания Wilsdorf and Davis изначально была дилерской сетью по продаже часов. Другими словами, она являлась прямым конкурентом работавшему уже 17 лет на рынке Bucherer. Но это продолжалось недолго. В 1908 году Вильсдорф зарегистрировал марку Rolex и решил переключиться на производство часов под этим брендом. В 1919 году он перенес свою штаб-квартиру и производство часов в Женеву (из-за введенной в Англии во время Первой мировой войны высокой 33%-ной пошлины на импорт комплектующих для часов из Швейцарии), а спустя год компания была официально зарегистрирована там как Montres Rolex S.A. — и стала местной, швейцарской.  

Церемония вручения самой первой премии Rolex Awards for Enterprise в 1976 году (Фото DR)

Сегодня Rolex — уникальный случай не только в часовом, но и в любом другом международном бизнесе: у частной компании нет владельца как такого, она управляется трастовым фондом. Одна половина ее прибыли идет на благотворительные цели, а другая — инвестируется в развитие и расширение бизнеса, создание новых рабочих мест и социальную заботу о сотрудниках. Это преобразование случилось еще в 1944 году, когда умерла Фрэнсис Мэй Кротти, жена Вильсдорфа, — детей у семейной пары не было, Ганс больше никогда не женился и вместо этого основал трастовый фонд Hans Wildsdorf Foundation, передав ему все свои права владения и управления Rolex. Сам он умер в возрасте 76 лет в 1960 году, и с тех пор деятельность Rolex только наращивала обороты, а сам бренд стал одним из лидеров индустрии в категории высокоточных, функциональных, долговечных спортивно-элегантных хронометров. 

 

Нынешняя покупка Bucherer попадает под вторую часть деятельности бренда и оплачена из средств, выделяемых на развитие бизнеса.

На российском рынке Rolex официально представляет крупнейший ретейлер часов и ювелирных украшений Mercury. И здесь возникает еще один аспект, который в связи с громкой сделкой взволновал всех международных ретейлеров. Помимо Bucherer, компания Rolex работала еще с 2000 партнерами по всему миру, и уже высказываются опасения , что их количество будет сокращено в пользу качества (читай — Bucherer), а значит, кто-то может потерять выгодный контракт. Хотя все тот же официальный релиз гласит: «Плодотворное сотрудничество между Rolex и прочими ретейлерами в их торговых сетях останется неизменным».

Сама группа Rolex владеет одним-единственным монобрендовым бутиком в Женеве, а все флагманские магазины в мировых столицах открываются совместно с партнерами. Так, московский бутик в здании гостиницы «Метрополь» или сочинский бутик в торговом центре «Гранд Марина» принадлежит и управляется ретейлером Mercury. Последнему в ситуации, когда он является единственным партнером группы Rolex в стране, а поставки новых моделей часов приостановлены из-за международных экономических санкций, данная сделка ничем не грозит.  

Часы Oyster Perpetual Yacht-Master 42 mm, новинка Rolex 2023 года (Фото DR)

А вот акции британского ретейлера Watches of Switzerland с 16 магазинами в Соединенном Королевстве на фоне объявленной сделки упали 25 августа на фондовой бирже на 29% и приблизились к худшим показателям за свою историю. Руководству даже пришлось выпустить официальное заявление, в котором они заверили рынок, что сделка не является стратегическим шагом Rolex в розничную торговлю, а только бизнес-решением проблемы преемственности Bucherer. И, хотя спустя несколько дней акции Watches of Switzerland уже начали потихоньку ползти вверх, шоковый эффект от новости о слиянии и поглощении еще остался.

 

И теперь часовому сообществу остается следить за дальнейшим развитием событий.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+