
Теория привратника
В июле 2021 года редакцию одного из самых авторитетных медицинских журналов The Lance обвинили в сокрытии важной информации о COVID-19: редакторы не сразу опубликовали данные о том, что коронавирус передается от человека к человеку. Этот кейс может служить примером «гейткипинга»: термин (gate «ворота» + keeping «хранение») означает контроль доступа к информации, осуществляемый определенными людьми, так называемыми привратниками/стражниками.
«Гейткипинг также называют «теорией привратника», так как именно привратники отфильтровывают информацию перед ее распространением, — уточняет Павел Степанцов, социолог, сооснователь исследовательского агентства Synopsis Group, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН. — Механика гейткипинга работает двухтактно: сперва происходит отбор информации (фильтрация), затем подсвечивание ее релевантности в соответствии с целями и ценностями сообщества».
«Гейткипинг существовал еще со времен античности, — рассказывает Илья Стахеев, философ, публицист, приглашенный преподаватель Института медиа НИУ ВШЭ. — Идеи о привилегированном доступе к истине были высказаны еще в диалоге Платона «Государство», где лишь «посвященные» решают, что следует знать массам, тогда как «прочие видят только тени».
Само понятие «привратника» (англ. gatekeeper) ввел психолог Курт Левин в 1943 году, когда изучал оптимизацию питания семей в условиях Второй мировой войны. Он использовал этот термин в отношении домохозяйки, которая решает, что купить в магазине и подать к столу. Левин пришел к выводу, что она становится тем самым «привратником», который контролирует то, что остальные члены семьи будут есть.
Концепция гейткипинга впоследствии была расширена до уровня СМИ. Так, в 1950 году профессор Бостонского университета Дэвид Уайт применил термин при исследовании роли редактора. «Наш «привратник» — мужчина около 45 лет, который после примерно 25 лет работы журналистом (и репортером, и редактором-копирайтером) теперь стал редактором утренней газеты с тиражом около 30 000 экземпляров в городе с населением 100 000 человек. Его работа — выбирать из лавины новостных сообщений то, что 30 000 семей прочтут на первой странице утренних газет». Как выяснил Уайт, редактор отклонял примерно 90% материалов, руководствуясь личным выбором: он отдавал предпочтение живым историям, а не сухим новостям с изобилием цифр.
В сфере бизнеса «привратником» часто выступает личный помощник руководителя: он определяет, какие данные передавать начальнику, с кем назначать встречи и т. д. В семье эту функцию обычно выполняет мать: она решает, какие блюда готовить, какие игрушки покупать детям, что им смотреть по телевизору и в интернете (от 90% до 95% россиян считают, что родители должны контролировать сайты, которые посещает ребенок). Подобные ситуации встречаются и в шоу-бизнесе. Так, певица Шанайя Твейн категорически отказалась дать номер телефона ее коллеги Гарри Стайлза одному из его фанатов: Shania Twain Gatekeeps Harry Styles’ Phone Number on Chicken Shop Date — таким заголовком описал отказ журнал Rolling Stone.
Гейткипинг сегодня
«Важнейшими общественно значимыми объектами, подпадающими под определение гейткипинга, выступают СМИ, где «привратники» — это главные редакторы, PR-специалисты, продюсеры, журналисты», — подчеркивает в беседе с Forbes Life социолог Ольга Соколова, партнер аналитического агентства Digital Guru. О влиянии на мир моды главного редактора Vogue Анны Винтур даже снимают фильмы.
С развитием технологий фильтрами стали алгоритмы соцсетей и поиска: они показывают материалы определенной тематики, предлагают подписки на популярные профили, продвигают определенные взгляды, приводит примеры Соколова. От редакторов до алгоритмов, управляющих лентами в социальных сетях, — все эти «привратники» решают, какая информация будет доступна, а какая останется скрытой.
При этом с появлением соцсетей и онлайн-сервисов каждый человек в определенной степени начинает выполнять эту функцию, погружаясь в информационный пузырь. «Мы настраиваем доступ только к той информации, которая соответствует нашим ожиданиям и убеждениям», — говорит Степанцов. А по словам руководителя отдела исследований онлайн-сервиса «Анкетолог» Александры Дортман, теперь любой пользователь самостоятельно определяет, какой контент достоин внимания и поддержки, влияя на чужое восприятие реальности: лайк превращает пост в значимый, дизлайк — в сомнительный, а игнорирование — в невидимый.
«На самом деле, гейткипинг имеет широкое распространение, — приходит к выводу Соколова. — Просто большинство из нас, сталкиваясь с этим явлением в реальности, о нем не задумывается».
В XX веке, когда газеты выходили на бумаге, а количество телеканалов и эфирного времени было ограничено, редакторы чисто технически были вынуждены отсекать лишнее, он был необходимым элементом функционирования СМИ, поясняет Forbes Life Артем Артемов, медиаменеджер, PR-технолог. Но постепенно процесс «отсеивания» стал все более приобретать черты цензуры и грань между ней и гейткипингом начала стираться. По мнению американского исследователя Калева Литару, если «цензура касается того, будет ли конкретное сообщение полезным или вредным для сплоченности общества и соответствует ли оно нуждам и желаниям элит, гейткипинг в самом широком смысле не заботится о социальном воздействии нарратива, он рассматривает только то, является ли нарратив точным и поддерживается ли он доступными доказательствами».
«Если изначально гейткипинг — техническая фильтрация информации в СМИ, то цензура — идеологически и политически мотивированный контроль над СМИ, направленный на удаление и недопущение определенной информации», — соглашается Артемов. И речь не только о газетах и журналах. В марте 2025 года были опубликованы мемуары бывшего топ-менеджера Meta (признана экстремистской организацией и запрещена) Сары Уинн-Уильямс. В своем бестселлере по версии New York Times Careless People: A Cautionary Tale of Power, Greed, and Lost Idealism она рассказала, что руководство компании думало о создании должности главного редактора в Китае, который бы цензурировал контент или закрывал сайты по запросу властей.
Белый шум
В феврале 2025 года в Vogue Business вышла статья с вопросом: теперь гейткипинг — это круто? На Лондонской неделе моды перспективные молодые бренды решили отойти от традиционных показов на подиуме и представили коллекции в эксклюзивном формате, приводит пример издание: «В эпоху, когда вирусность может привести к чрезмерной популярности, бренды пересматривают подход к эксклюзивности».
Гейткипинг может рассматриваться как положительный, так и отрицательный механизм в зависимости от контекста и мотивации. К первому клинический психолог Центра гармонии и здоровья «Будь Здоров — Нахабино» Ольга Уманова относит защиту уязвимых групп, например ограничение доступа к порносайтам для несовершеннолетних; формирование чувства принадлежности к определенной группе или сообществу, что важно для самоидентификации и самооценки; поддержание качества контента, необходимого для того, чтобы сохранить целостность сообщества и предотвратить распространение недостоверной информации, например рецензирование научных статей.
К отрицательному эффекту Уманова причисляет токсичность и элитарность, когда люди, соревнуясь за статус или эксклюзивный доступ, начинают конфликтовать друг с другом; подавление новых идей, что ограничивает области знаний или развитие сообщества; дискриминацию, которая приводит к исключению людей из сообществ или ограничению их доступа к ресурсам на основе субъективных критериев.
«Безусловно, совершенно избавиться от гейткипинга невозможно, — рассуждает Илья Стахеев. — В то же время возникает вопрос, по чьим правилам происходит фильтрация и не ограничиваются ли дискуссии в пользу определенных элит, навязывающих свое видение как нормативное».
Социолог Павел Степанцов считает, что без фильтрации информации восприятие окружающего мира было бы затруднено. «Если бы вся информация была доступна — это стало бы белым шумом, внутри которого невозможно выделить ключевые сообщения». По мнению Ольги Умановой, выдача информации порциями, как правило, более эффективна, поскольку позволяет избежать когнитивной перегрузки: «Деление информации на небольшие, логически связанные блоки облегчает ее обработку и понимание. Кроме того, такая подача может повысить мотивацию и интерес, поскольку создает ощущение достижения маленьких целей на каждом этапе».
Порционная подача информации обеспечивает более глубокое погружение в суть, дополняет слова психолога кандидат политических наук, доцент кафедры «Общественные процессы, СМИ и рекламные технологии» МГУТУ им. К. Г. Разумовского Надежда Виноградова. «Однако такая подача может стать и способом манипуляции аудитории. В частности, раскрытие только выгодной информации способно привести к формированию искаженной картины мира», — считает эксперт. По мнению Виноградовой, гейткипинг становится осмысленным, когда аудитория осознанно подходит к выбору источников информации, «включив» критическое и аналитическое мышление.
«При современном уровне технологий гейткипинг — это своего рода атавизм, так как объем и формат поступающей информации ввиду самой природы интернета просто невозможно ограничить, — полагает Артемов. — Каждый потребитель может легко найти все, что ему нужно, с помощью поисковых систем или нейросетей».
Однако уже в 2022 году около 80% людей страдали от информационной перегрузки. А в апреле 2025-го 73% россиян рассказали, что замечают за собой синдром цифровой усталости — состояние, вызванное чрезмерным использованием гаджетов и технологий. При этом 69% опрошенных отмечают и эффект FOMO (англ. Fear of Missing Out — боязнь пропустить интересное), они постоянно заглядывают в гаджеты, мониторят новости и свежие посты.
Психолог Ольга Уманова предлагает следующие методы борьбы с информационным перегрузом:
- Селективное потребление информации
Люди предпочитают доверять проверенным медиа, экспертам или платформам. Также популярность набирают подкасты, рассылки и дайджесты, предлагающие curated-контент, то есть отобранный и структурированный. «Пользователи ищут уголки интернета, где можно открывать новое, а не просто тонуть в контенте», — говорит Майя Торсеке, маркетолог социальной платформы ARCA Private Network, куда доступ возможен только по приглашениям.
При этом жители России чаще всего потребляют развлекательный контент (66% опрошенных), реже всего — информацию об экономике, финансах и инвестициях (3% опрошенных), выяснилось в ходе опроса, проведенного «Ингосстрахом» совместно с Финансовым университетом в ноябре 2024 года.
- Использование технологий для фильтрации
Инструменты для блокировки уведомлений, приложения для чтения статей без рекламы, агрегаторы новостей по темам, LLM (большие языковые модели) становятся все более востребованными.
«Информационная помойка, в которую превратился интернет и вообще все СМИ, рано или поздно приведет к осознанию того, что информацию нужно фильтровать, — считает Роман Душкин, генеральный директор IT-компании «А-Я ЭКСПЕРТ», старший преподаватель ИИКС НИЯУ МИФИ. — Реализовать это качественно можно с помощью больших языковых моделей, таких как Chat GPT. Дополнительно можно воспользоваться различными онлайн-инструментами, которые будут не только фильтровать входящие потоки по интересам, но и подвергать их обработке, в частности резюмировать содержание больших объемов книг. И такие инструменты — скорее благо, чем зло для тех, кто хочет намеренно оградить себя от избытка информации».
- Цифровая детоксикация
Многие осознают, что думскроллинг негативно влияет на их психическое здоровье, поэтому все чаще практикуют цифровую детоксикацию — временное отключение от социальных сетей, мессенджеров и новостных потоков. В целом, считает Уманова, общество стремится адаптироваться к новым условиям, пытаясь найти баланс между потреблением информации и сохранением психического здоровья. Однако этот процесс требует времени и усилий.