ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством

Не каждая стрессовая ситуация оказывается для человека психотравмирующей и не каждая психологическая травма приводит к возникновению и развитию посттравматического стрессового расстройства. ПТСР — это специфическое нарушение, отсроченная реакция психики на тяжелое событие (или череду событий), которое выходит за рамки обычного жизненного опыта. Чтобы говорить о ПТСР, должно соблюдаться два условия: во-первых, человек пережил или стал свидетелем события, связанного с угрозой жизни. Во-вторых, это событие сопровождается интенсивным переживанием беспомощности, страха, ужаса.
Опасность для детской психики
Войны и природные катастрофы, пережитое насилие, болезнь или смерть близкого традиционно выделяют в списке ведущих факторов, влияющих на развитие у человека этого расстройства. Особую опасность оно представляет для психики ребенка. Данные многочисленных, в том числе зарубежных, исследований показывают, что неразрешенность этого травматического опыта приводит к отсроченным негативным последствиям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя социально, профессионально и личностно.
Ранее, еще в 80-х годах XX века, высказывалось мнение, что переживание психотравмирующего события детьми не приводит к существенным нарушениям их психического развития. Предполагалось, что благодаря пластичности детской психики негативное воздействие психотравмы может быть сравнительно легко преодолено без специальной психологической помощи.
Последующие исследования не подтвердили этих предположений: было установлено, что даже спустя несколько лет после психотравмы у детей и подростков сохраняются существенные психологические нарушения, интенсивность которых со временем не уменьшается. В последние десятилетия все шире изучаются последствия для детской психики различных психотравмирующих ситуаций — войн, насилия, жизнеугрожающих заболеваний и т.д.
Симптомы ПТСР у детей
Симптоматика ПТСР в целом схожа у взрослых и детей. Основные психические симптомы:
- повторное переживание психотравмирующего события в навязчивых мыслях, воспоминаниях, кошмарных сновидениях, а также боязнь засыпания (вследствие ожидания кошмаров);
- непроизвольные яркие визуализации («флешбэки»);
- потребность в тишине, сверхчувствительность к звукам, боязнь громких звуков;
- тревожность, постоянное ощущение угрозы, страх нападения;
- симптомы возрастающего возбуждения, проявляющиеся в нарушениях сна, раздражительности, трудностях концентрации внимания;
- постоянное избегание всего, что может напомнить о травме, блокировка эмоциональных реакций, оцепенение;
- недостаток позитивных эмоций;
- изменение характера: человек становится раздражительным и агрессивным, что приводит к трудностям в общении с близкими людьми;
- чувство вины перед погибшими, которое сопровождается депрессией, сомнениями в своей способности любить, верить, наслаждаться жизнью.
Вместе с тем развитие ПТСР у детей имеет ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь со спецификой психики ребенка. У детей навязчивое воспроизведение травматического случая может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживается тема или какой-то аспект травмы, — это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений.
Также у ребенка могут появиться сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Он не всегда понимает, что во сне каким-то образом отражено произошедшее психотравмирующее событие, тогда как постороннему взрослому человеку это будет очевидно. Сильные нарушения в познавательной сфере приводят к снижению успеваемости: отличники становятся двоечниками, болезненно переживая это. Возникают тревожные мысли: часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети. Кроме специфических симптомов, свидетельствующих о наличии у ребенка ПТСР, у детей можно наблюдать регрессию — «откат» к более ранним периодам развития. Например, подростки играют в «дошкольные» игры, спят с родителями.
Хуже всего, что дети не всегда могут связать изменения в поведении с фактом психологической травмы и самостоятельно распознать проблему, что может отрицательно сказаться на дальнейшем оказании психологической помощи. Поэтому от родителя или другого взрослого из близкого окружения требуется быть максимально внимательным и при подозрении на нарушения обратиться к специалисту.
Диагностика и методы лечения детского ПТСР
ПТСР у ребенка диагностируется в том случае, если длительность протекания расстройства составляет более одного месяца (МКБ-10). При этом вероятность его возникновения существенно снижается, если сразу после психотравмирующего события была оказана квалифицированная психологическая помощь или социальная поддержка.
Важно, что психолог не может поставить диагноз ПТСР, так как не обладает достаточными компетенциями. Это вправе сделать только врач-психиатр, но психолог, зная всю симптоматику этого синдрома, может предположить его наличие и для более эффективной коррекции рекомендовать обратиться к врачу. Также он может начать работать с симптомами посттравматического стрессового расстройства, используя доступные ему методы психокоррекции.
Среди наиболее распространенных методик помощи детям с ПТСР как в российских, так и в зарубежных источниках чаще всего упоминаются два научно доказанных психотерапевтических метода. В исследованиях они показывают примерно одинаковую эффективность.
1. Когнитивно-поведенческая терапия, сфокусированная на травме (TF-CBT)
Этот метод помогает детям 3–17 лет и их родителям справиться с последствиями травмы (эмоциональной или физической). Терапия научно доказана и работает через развитие психологической устойчивости.
Как это работает?
- Ребенок должен помнить травму и уметь говорить о ней.
- Терапия помогает преодолеть страхи, тревогу и улучшает поддержку со стороны родителей.
2. EMDR (ДПДГ — десенсибилизация и переработка движением глаз)
Метод разработан в 1987 году американским психологом Фрэнсин Шапиро. Он основан на принципах нейробиологической обработки информации, согласно которым непереработанные травматические воспоминания остаются «заблокированными» в нейронных путях, вызывая повторное проживание. EMDR помогает «разблокировать» эти травматические воспоминания, которые мешают жить.
Как это работает?
- Специалист использует движения глаз, а также рук, ног и других частей тела, чтобы помочь мозгу переработать травму.
- В результате воспоминания становятся менее болезненными и негативные установки меняются.
С детьми подобные занятия обычно проходят в игровой форме. Специалист использует образы и визуализацию, чтобы ребенку было легче включиться. Так, можно сказать, что занятие — это путешествие, где каждый этап и каждое действие нужно визуализировать, проигрывать через образы.
Также при работе с симптомами ПТСР у детей очень важно включать в работу клинического психолога и, при необходимости, психиатра. Методы помощи, имеющие доказанную эффективность, можно использовать в сочетании с другими методиками, такими как арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, рекреационная терапия (с помощью игры и досуга). Эти методы особенно полезны, если ребенку сложно говорить о травме или он еще слишком мал, чтобы описывать мысли и чувства словами.
Детям и подросткам, пережившим травматический опыт, вне зависимости от используемых методик работы рекомендованы физические упражнения. Умеренная активность не только способствует улучшению физического здоровья, но и повышает самооценку, улучшает самоконтроль, а также позволяет отвлечься от тревожных мыслей.
Социальная поддержка и создание безопасного пространства
В лечении ПТСР также отмечено существенное значение так называемых «неспецифических вмешательств» — в это понятие входит, например, дружба и в целом все то, что мы называем социальной поддержкой. В последние 20 лет в зарубежном научном сообществе получила распространение трехшаговая методика терапии травмы и ПТСР, предложенная Джудит Герман. Эта модель работы включает следующие стадии: создание безопасности — реконструирование истории травмы (вспоминание и оплакивание) — восстановление связей между пострадавшими и их сообществом.
На основании этой методики в фонде «Шередарь» была разработана программа социально-психологической реабилитации для детей и подростков, пострадавших в результате военных действий или терактов, которая проводится в формате краткосрочных лагерных смен. Одним из важнейших этапов работы программы становится интеграция травмы в историю жизни ребенка или подростка: да, ее уже нельзя отменить, но у него все равно есть будущее, и оно может быть положительным.
Осознать это очень важно, так как многие люди, получившие травму, неосознанно инсценируют ситуации, в которых они оказываются в уязвимом положении. Работа специалистов направлена на то, чтобы увести детей и подростков от такого ограниченного восприятия и помочь им активно организовать свою жизнь, расширить функции «Я» при выстраивании собственной жизни. Таких программ в России пока немного, но их существование подтверждает, что есть запрос со стороны подростков и их родителей.
Содержание программы Фонда, направленной на работу с последствиями психотравмирующих событий, разработано специалистами с учетом актуальных исследований и методических рекомендаций. Сейчас Фонд проводит психологическое исследование, посвященное изменению эмоционального состояния участников после программы, в настоящий момент данные еще собираются и обрабатываются.
Однако уже можно отметить, что у участников происходит стабилизация психоэмоционального состояния, а также они получают успешный опыт социализации и коммуникации со сверстниками и со взрослыми, который могут перенести в повседневную жизнь. Тем самым у них создается первичная сеть социальной поддержки, что становится важным шагом в восстановлении, а также частично возвращается чувство безопасности и контроля над собственной жизнью.