От «Побега из Шоушенка» до сериала «Касл-Рок»: лучшие экранизации Стивена Кинга

«Побег из Шоушенка», 1994 год
Рейтинг IMDb: 9.3
Не просто лучшая экранизация произведения Кинга, а один из лучших фильмов в истории. В его основе — небольшой, но сюжетно насыщенный рассказ «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», включенный в сборник «Четыре сезона». Книга вышла в 1982 году, фильм — 12 лет спустя. Его режиссером стал Фрэнк Дарабонт, на счету которого не одна экранизация произведений «короля ужасов». Еще в 20 лет он снял первую короткометражку по рассказу Кинга «Женщина в комнате», поучаствовав в программе писателя «долларовые дети» (Dollar Baby): в 1977 году Кинг заявил, что будет давать разрешение молодым режиссерам на экранизацию его коротких произведений для студенческих проектов. Право снять фильм стоило $1, а в ответ создатели обещали без разрешения не использовать его в коммерческих целях и прислать Кингу копию видеокассеты.
В 1994 году 35-летний Фрэнк Дарабонт берется за «Побег из Шоушенка» и не просто пересказывает литературный источник, но находит для него идеальное воплощение, воспев силу человеческого духа. Этот фильм не пугает монстрами или паранормальными явлениями, а показывает обыденное зло. В конце 1940-х финансист Энди Дюфрейн (Тим Роббинс) попадает в тюрьму по обвинению в убийстве жены и ее любовника. Как и прочие заключенные, он настаивает на своей невиновности, но отстоять себя в суде ему не удается. Впереди два пожизненных срока в стенах тюрьмы Шоушенк, которой руководит жестокий начальник Сэмюэл Нортон. В ней заключенные пытают друг друга, а надзиратели издеваются над ними. Близким другом Энди становится рассудительный Ред (Морган Фриман), смирившийся с судьбой. Однако Энди готов бороться и, устав от беззакония в Шоушенке, решается на побег.
«Зеленая миля», 1999 год
Рейтинг IMDb: 8.6
На второй строчке — еще один проект Фрэнка Дарабонта, и вновь в тюремном сеттинге. «Зеленая миля» — адаптация одноименного романа Кинга, вышедшего за три года до этого. События разворачиваются в 1935 году. В центре истории — группа надзирателей блока «Е» федеральной тюрьмы «Холодная гора», где содержатся заключенные, ожидающие смертной казни. В числе последних — Джон Коффи (Майкл Кларк Дункан), обвиненный в изнасиловании и убийстве двух маленьких девочек. Обвинения вроде бы не соответствуют характеру Коффи, который также наделен способностью исцелять других.
Постепенно надзиратель Пол (Том Хэнкс), которого Коффи сумел вылечить, и его коллеги понимают, что заключенный невиновен, но препятствовать неповоротливой судебной системе им не удается. И они вынуждены по сути повторить путь убийц Христа — казнить Коффи за чужие грехи.
При всех библейских аллюзиях роман Кинга лишен религиозной назидательности. Писателю интересно исследовать мир людей, так сильно привыкших выполнять чужие приказы, что они не сразу понимают, как им действовать, столкнувшись с ошибкой системы. У фильма множество номинаций на разные премии, в том числе четыре на «Оскар», но всего три награды от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
«Сияние», 1980 год
Рейтинг IMDb: 8.4
«Сияние» Стэнли Кубрика вышло в 1980-м, через три года после публикации романа, и рассорило британского режиссера с американским писателем. Кубрик наделил сюжет собственными смыслами и трактовками. Кинг, для которого этот текст был очень личным (в образе писателя-алкоголика Джека Торранса он отчасти воплотил себя, когда испытывал проблемы с алкозависимостью и портил отношения с близкими), болезненно отнесся к вольностям режиссера.
Фильм рассказывает о семействе Торрансов, отправившихся на зимовку в отель «Оверлук», отрезанный из-за погоды от остального мира. Джек (Джек Николсон) устраивается на позицию сторожа и планирует за несколько холодных месяцев написать роман. Но ему начинают являться видения.
«Сияние» в версии Кинга было психологически сложным, но исцеляющим текстом. Кинг обличал собственную зависимость, которую сумел побороть. Кубрик считал роман иначе, сделав упор на порочности человеческой природы, склонной к насилию даже по отношению к самым близким. Фильм пусть и рассорил авторов, но понравился аудитории. А с 2018 года был включен в библиотеку Конгресса США как произведение особой художественной ценности.
«Останься со мной», 1986 год
Рейтинг IMDb: 8.1
В сборнике «Четыре сезона» был опубликован не только «Побег из Шоушенка», но и повесть «Тело», в которую в формате рассказа в рассказе вошли два ранних произведения писателя, «Стад-сити» 1969 года и «Месть Хогана-Задницы» 1975-го. В 1986 году вышла экранизация от режиссера Роба Райнера. Это история взросления четверки друзей-тинейджеров в конце 1950-х в вымышленном провинциальном городке Касл-Рок. В разгар лета пропадает их сверстник, и друзья отправляются на его поиски. В этом походе их ждет много открытий и откровений: про себя, свои семьи и окружающий мир. И, конечно, мальчикам предстоит столкнуться с опытом насилия.
«Останься со мной» — одно из самых зрелых и пронзительных произведений Кинга, в котором он исследует пограничное время в жизни подростков: детство заканчивается и впереди взрослая жизнь, к которой никто из них не готов. Режиссер Роб Райнер собрал в экранизации четырех молодых звезд: Ривера Феникса, Кори Фельдмана, Джерри О’Коннелла, Уила Уитона. Фильм идеально ухватил и воплотил настроение рассказа, со временем став частью массовой культуры. Отсылки к нему присутствуют в многочисленных сериалах: от «Эйфории» до «Очень странных дел». А в драме «Лобстер» Йоргоса Лантимоса одна из героинь просит в качестве последнего желания посмотреть «Останься со мной».
«22.11.63», 2016 год
Рейтинг IMDb: 8.1
Телевидение и стриминги тоже не обделяют вниманием творчество писателя. В 2016 году вышел сериал Джонатана Демми «22.11.63» по мотивам одноименного романа Кинга 2011 года. В нем писатель обращается к истории, но через оптику фантастического сюжета. Герой Джеймса Франко, преподаватель английского в школе, получает возможность отправиться в прошлое. Его задача — предотвратить покушение и убийство 35-го президента США Джона Кеннеди. Считается, что событие так сильно повлияло на дальнейшую историю страны и ее политический курс, что, не допустив его, странствующий во времени герой изменит судьбу мира к лучшему. Но результат операции оборачивается не успехом, а угрозой для существования мира в будущем.
В новом тысячелетии Кинг озаботился судьбой человечества и предложил пофилософствовать на тему того, что в жизни людей и общества нет незначительных мелочей. Сериал Демми передает напряжение книги писателя, в которой много динамики, поворотных моментов и ярких героев.
«Мизери», 1990 год
Рейтинг IMDb: 7.8
Еще одна экранизация режиссера Роба Райнера по мотивам одноименного романа Кинга, выпущенного в 1987 году. Слоган оскароносного фильма гласит: «Раньше Пол Шелдон зарабатывал писательством на жизнь, теперь он пишет, чтобы остаться в живых». Шелдон (Джеймс Каан), уставший от своей профессии, выживает в аварии, но ломает обе ноги. Обездвиженного героя спасает медсестра Энни Вилкс (получившая за эту роль «Оскар» Кэти Бейтс). Однако с виду добродушная героиня одержима творчеством писателя и хочет получить от него идеальный текст.
В «Мизери» Кинг иронично оценивает собственное ремесло и цену популярности. Через жанр психологического триллера писатель размышляет о профессии, страхе превратиться в графомана, зарабатывающего тем, к чему больше не лежит душа. Райнер точно улавливает эту саркастическую линию, намеренно доводя историю до гротеска.
«Мистер Мерседес», 2017–2019 годы
Рейтинг IMDb: 7.8
Телевизионная адаптация 62-го романа Стивена Кинга и первая попытка автора выступить в качестве автора «крутого детектива», как он сам это описал. По сюжету отставной полицейский Билл Ходжес (Брендан Глисон) возвращается на службу из-за нераскрытого дела — жестокого убийства 16 человек. Желая продлить эйфорию от совершенного преступления, маньяк по прозвищу «Мистер Мерседес» планирует новое. Ходжесу и его коллегам необходимо опередить преступника, чтобы спасти уже не десятки, а сотни жизней.
Шоураннером сериала, просуществовавшего три сезона, выступил Дэвид Э. Келли, на чьем счету множество успешных экранизаций («Большая маленькая ложь», «Отыграть назад»). Под его руководством получился крепкий детектив, в сердце которого — противоборство двух непримиримых сил: порядка, олицетворяемого детективом Ходжесом, и хаоса, к которому стремится маньяк.
«Жизнь Чака», 2024 год
Рейтинг IMDb: 7.7
Свежая адаптация одноименного рассказа Стивена Кинга из сборника «Будет кровь» 2020 года. За экранизацию взялся Майкл Флэнаган — большой поклонник писателя, прежде уже переносивший другие его произведения на большой экран (сейчас он занят разработкой масштабной адаптации «Темной башни», которую лично одобрил и благословил Кинг). О том, что этот творческий союз успешен и продуктивен, свидетельствует не только частота совместных релизов, но и успех у зрителей. «Жизни Чака» потребовалось меньше месяца, чтобы оказаться в топе рейтинга IMDb.
Фильм структурно разделен на три части. В первой мир сталкивается с внезапным и неспешным апокалипсисом, который постепенно уничтожает планету. Во второй мы знакомимся со взрослым Чаком (Том Хиддлстон), в жизни которого происходят необратимые события. Финальная часть посвящена детству героя, и в ней все сюжетные линии сходятся в одной точке.
«Чужак», 2020 год
Рейтинг IMDb: 7.6
Мрачный триллер-детектив по одноименному роману Кинга 2018 года. В небольшом городе Чероки-Сити местного жителя обвиняют в убийстве ребенка. Часть улик указывает на его вину, но у подозреваемого есть железное алиби, что ставит полицейских в тупик. Взявшийся за расследование детектив подозревает вмешательство сверхъестественной злой силы: неуловимой и, возможно, переходящей из одного человека в другого.
«Чужак» Ричарда Прайса — еще один пример отличной адаптации первоисточника Кинга. Это компактный, но напряженный мини-сериал, в котором зритель вместе с растерянными героями пытается разобраться в природе инфернального зла. Важно, что Кинг и экранизация его книги оставляет зазор для надежды: зло вечно и ужасно, но одолимо.
«Касл-Рок», 2018-2019 годы
Рейтинг IMDb: 7.5
Название сериала отсылает к вымышленному Кингом городку, населенному героями и злодеями из разных произведений. Шоу строится на том, что многие из этих персонажей встречаются в Касл-Рок как в точке всеобщего притяжения. Это приводит к обострению всего мистического и пугающего в городе, из которого будто невозможно сбежать.
В пространстве шоу встречаются медсестра Энни из «Мизери», директор тюрьмы «Шоушенк», племянница Джека из «Сияния» и многие другие. В Касл-Рок они сами превращаются в узников. Но поскольку Стивен Кинг всегда сменяет ужас шансом на искупление, возможность исправиться есть и у этих героев. Правда, не все ей воспользуются. Проект просуществовал два сезона и был закрыт в связи с пандемией COVID-19.
