К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино

Кадр из фильма «Супермен» Джеймса Ганна
Кадр из фильма «Супермен» Джеймса Ганна
11 июля в мировом прокате вышел новый «Супермен» Джеймса Ганна от компании DC. Первый уикенд оказался для релиза очень удачным: у фильма впечатляющие сборы и восторженная критика. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает про путь Супермена со страниц комиксов на большой экран

Новый проект режиссера Джеймса Ганна про героя в красном плаще добирался до больших экранов более десяти лет. Еще после выхода в 2013 году «Человека из стали» пошли первые разговоры о потенциальном расширении киновселенной DC. Тогда роль уроженца планеты Криптон должен был вновь исполнить Генри Кавилл. Но жизнь внесла в студийные планы свои коррективы: время шло, собравшая под своей эгидой различных супергероев DC (от Бэтмена в исполнении Бена Аффлека до Чудо-женщины в исполнении Галь Гадот) «Лига справедливости» Зака Снайдера прошла через производственный ад, и к 2020 году пыл продюсеров поостыл. DC Studios окончательно отказалась от первоначальных планов по расширению существующей киновселенной, но сошлась на развитии вместо нее новой.

 В начале зимы 2022 года Джеймс Ганн, постановщик и сценарист хитовых «Стражей Галактики», второго «Отряда самоубийц» и сериального «Миротворца», объявил о работе над сценарием нового «Супермена». Через полгода он был закреплен за проектом в качестве режиссера — Ганн перешел на сторону DC после своего громкого увольнения из Marvel: в 2018 году студия расторгла с ним сотрудничество из-за его старых постов в соцсети X (ранее Twitter, заблокирована в России) конца нулевых, в которых он позволял себе оскорбительные высказывания. На волне обсуждений Ганн неоднократно извинился за публикации, признав, что сожалеет о написанном, но студийные боссы были непреклонны.

Кадр из фильма «Супермен» с Дэвидом Коренсветом и Рэйчел Броснахэн

Зато с Ганном были готовы работать их прямые конкуренты в DC. К весне 2023-го будущий «Супермен» лишился подзага «Наследие», а главные роли получили Дэвид Коренсвет («Голливуд», «Пэрл») и звезда «Удивительной миссис Мейзел» Рэйчел Броснахэн — она играет журналистку и возлюбленную супергероя, Лоис Лейн. К началу 2024-го стартовали съемки дорогого (бюджет $225 млн) и масштабного перезапуска франшизы. Дополнительной нагрузкой на Джеймса Ганна ложились не только кассовые, но и репутационные ожидания студии — DC явно хотели вернуть себе пальму первенства после череды не самых удачных релизов.

 

По итогу дебютного прокатного уикенда полет нового «Супермена» проходит неплохо. За неполные четыре дня фильм уже заработал $220 млн: это на $100 млн больше, чем изначально предполагали эксперты. У картины были и обнадеживающие сборы предварительных показов — $22,5 млн, показатель лучше, чем, например, у «Барби» Греты Гервиг, заработавшей в итоге $1,5 млрд. «Супермену», чтобы считаться успешным, необходимо собрать за все время проката не менее $700 млн.

Также фильм заслужил восторженные отзывы критиков и зрителей. От первых у него 83% одобрения, от вторых — 93%. СМИ сравнивают «Супермена» Джеймса Ганна с «Железным человеком» 2008 года, заложившим фундамент для успешнейшей медиафраншизы «Мстители» (свыше $27 млрд общих сборов). Аудитория отмечает веселый дух фильма, баланс драмы и комедии, а также верность традиционной истории Супермена, который через 13 лет отпразднует столетний юбилей. 

 

Рождение героя

Однако можно и по-другому посчитать возраст Супермена: в 1933 году он впервые появился на страницах комикса в виде суперзлодея. Писатель Джерри Сигел и его друг-иллюстратор Джо Шустер придумали злодея-телепата, которого сделали таковым научные эксперименты. Бездомный Билл Данн после принятия уникального лекарства получил возможность читать чужие мысли, контролировать сознание людей и был наделен даром ясновидения. Однако эффект длился недолго, и когда он пропадал, Данн оставался обессиленным и обозленным на весь мир.

«Власть Супермена» — рассказ, написанный Джерри Сигелом и иллюстрированный Джо Шустером

В таком виде был опубликован первый короткий иллюстрированный рассказ. Но затем Сигел и Шустер решили двигаться в сторону менее мрачной истории: им хотелось развивать героя в традиционном для комикса развлекательном ключе. Поэтому в последующей реинкарнации Супермен оказался наделен невиданной физической мощью, а его кожа не пропускала пули. Но главная перемена заключалась в смене образа: из антагониста он превратился в героя. Все потому, что Джерри Сигел был уверен — положительные супергерои популярней у читателей. 

Так к 1938 году сформировался концепт Супермена, каким мы его знаем сегодня: уроженец планеты Криптон, которого отправили ради спасения на Землю биологические родители, где он был воспитан супругами-землянами. В миру его звали Кларк Кент — это был микс имен экранных звезд того времени, Кларка Гейбла и Кента Тейлора. И он работал журналистом в вымышленном городе Метрополис. В редакции Кларк знакомится с коллегой и будущей возлюбленной Лоис Лейн, чей образ был вдохновлен Джоанн Картер, женой Джерри Сигела. 

 

В том же 1938-м Супермен впервые появился на страницах комикса Action Comics #1, который быстро превратился в успешную серию. На образ персонажа влияли социальные проблемы разных периодов: сперва Сигел сделал Супермена борцом за справедливость, бросившим вызов нечестным бизнесменам и политической коррупции. А в следующее десятилетие он уже вступал в схватку не только с суперзлодеями, но и с представителями комиксовой вариации ку-клукс-клана — радикальной расистской организацией.

Первый выпуск Action Comics 1938 года

Через полвека, в середине 1980-х, история о Супермене и образ героя были переосмыслены писателем и художником Джоном Бирном, выпустившим серию «Человек из стали». Спустя почти три десятилетия его образ вновь подвергли ревизии: в 2011 году DC Comics перезапустили франшизу, внеся корректировки во внешний вид героя: его костюм стал больше напоминать непробиваемую броню, лишившись узнаваемых красных плавок, надеваемых поверх трико.

Superman № 400 — юбилейный увеличенный выпуск 1984 года

Считается, что Сигел с Шустером, будучи потомками еврейских эмигрантов, заложили в образ Супермена подтекст: Кларк Кент чужак по происхождению во всех смыслах. Этот же нарратив подхватил Джеймс Ганн, публично отсылающий героя к образу политического эмигранта.

Его заявление вызвало разную реакцию у аудитории: от поддержки до критики (в частности, от республиканцев, поддерживающих Дональда Трампа). Ганн, чтобы снизить накал обсуждений, ответил критикам следующее: «Мне нечего сказать тем, кто множит ненависть. Но я и не хочу судить других людей. Для меня это фильм о доброте — то, к чему стоит стремиться нам всем».

Супермен в кино: успехи и провалы

До покорения киноэкрана Супермен сперва появился на радио. С 1940 до 1951 года в эфире выходило радиошоу «Приключения Супермена». Эпизоды длились от 15 до 30 минут, а всего было выпущено свыше 2000 выпусков. Главный герой говорил голосом актера Бада Колльера. Тогда же, в 1942 году, на волне первой популярности комикса и радиошоу, Владимир Набоков написал поэму под название «Сетование человека будущего», в которой от лица Супермена размышлял о своей сверхсиле и как она усложняет его жизнь. Набоков, в отличие от Корнея Чуковского, презиравшего этого супергероя, был им очарован.

 

Первое появление Супермена на экране случилось в его десятый день рождения — в 1948-м вышел черно-белый сериал с Кирком Элином в главной роли. В кадре герой носил не сине-красный костюм, который на черно-белой пленке смотрелся слишком мрачно, а серо-коричневый. Музыку к сериалу написал уроженец Москвы, композитор Михаил Бакалейников, эмигрировавший из СССР в 1926 году (он же работал над саундтреком для сериала «Бэтмен и Робин» 1949 года — другого супергеройского детища DC). А Кирк Элин вернулся к своему герою в сиквеле шоу 1950 года — «Атомный человек против Супермена».

Кирк Элин и Ноэл Нил в фильме «Супермен» 1948 года

Годом позже вышел полнометражный «Супермен и люди-кроты», в котором главную роль исполнил Джордж Ривз. Он же сыграл супергероя в сериальных «Приключениях Супермена», насчитывающих шесть сезонов и 104 серии. В 1959 году Ривз совершил самоубийство. Его смерти и разным трактовкам мотивов актера посвящена лента «Смерть Супермена» 2006 года, в которой Ривза сыграл Бен Аффлек, будущий Бэтмен из все той же вселенной DC.

После Ривза роль подхватил Кристофер Рив, чье экранное воплощение героя стало каноничным. Его он сыграл в квадрологии: «Супермен», «Супермен 2», «Супермен 3» и «Супермен: В поисках мира». Серия выходила с конца 1970-х до конца 1980-х: в ней биологического отца Супермена, Джор-Эла, сыграл Марлон Брандо, главного противника Супермена Лекса Лютора — Джин Хэкман, а сценарий к первым двум фильмам написал Марио Пьюзо, автор «Крестного отца». 

Кристофер Рив в роли Супермена

Франшиза, первая по-настоящему большая и длительная, получилась успешной. «Супермен» 1978 года при бюджете $55 млн заработал $134 млн. Продолжение при аналогичных затратах принесло уже $216 млн. А вот третий фильм, вышедший в 1983 году, ощутимо сдал позиции: снизился и его бюджет («всего» $39 млн), а за ним и доход — несерьезные для хитовой франшизы $80 млн. Четвертая и завершающая часть серии действовала по остаточному принципу: фильм стоил совсем скупые $17 млн, а принес своим создателям $36 млн.

 

Казалось, что проект себя исчерпал, а история требовала внушительного перезапуска. Он случился в начале 1990-х, когда вышел сериал «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена». В России его транслировал телеканал НТВ в 2000 году. Главные роли исполнили Дин Кэйн и Тери Хэтчер («Отчаянные домохозяйки»). Проект в самом названии обозначал ключевой интерес к человеческой и романтической стороне жизни супергероя, который был озабочен сперва личной жизнью, а уже потом — судьбой мира. Сериал получился довольно удачным и как минимум подарил альтернативный взгляд на привычного супергероя в плаще: он был не только неуязвим, но по-человечески понятен и близок аудитории.

После закрытия сериала в 2001 году стартовали «Тайны Смолвиля» — шоу о взрослении Супермена, где главную роль сыграл Том Уэллинг. Проект просуществовал десять лет, благодаря чему занимает второе место среди самых длинных американских фантастических сериалов и первое среди тех, что основаны на комиксах.

Кадр из сериала «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена»

Однако пока Супермен покорял телевидение (так, в 2010-х Супермен в исполнении Тайлера Хэклина появлялся в телевизионной вселенной супергероя Стрелы), Голливуд не оставлял надежд вернуть уроженца Криптона на большие экраны. В 2006-м вышло «Возвращение Супермена» Брайана Сингера, снимавшего с начала нового тысячелетия «Людей Икс». Главную роль в фильме сыграл Брэндон Рут, роль его возлюбленной досталась Кейт Босворт, а центрального антагониста Лекса Лютора воплотил Кевин Спейси.

Ключевым отличием этой части было то, что сюжет не строился на утомительном пересказе хорошо знакомой поклонникам биографии персонажа. В фильме Сингера Кларк Кент был уже состоявшимся героем, вернувшимся на Землю после многолетнего отсутствия. Впрочем, за это время ничего не поменялось: мир все так же был в огне, Лекс Лютор оставался злодеем, Лоис старалась наладить свою личную жизнь, а земляне научились обходиться без помощи героя в плаще. Это был нетривиальный образ Супермена в кризисе: он уже не разбирался, как прежде, с собственной идентичностью и внеземным происхождением, но искал способ применить свою сверхсилу во благо человечества. 

 

Несмотря на интересный подход, зрителям и СМИ эта трактовка не особо пришлась по душе. Картина стоимостью $270 млн заработала в мировом прокате $391 млн. Критики разделились: одни хвалили новый меланхоличный образ супергероя на пороге личностного кризиса, другие считали, что эта излишняя сентиментальность навредила супергеройскому проекту, сделав такой подход слишком чуждым для канона жанра.

При этом у проекта был неплохой общий рейтинг на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes, также одна номинация на «Оскар» за спецэффекты и номинация у Кейт Босворт на антипремию «Золотая малина» за «Худшую женскую роль второго плана». По мотивам фильма вышла одноименная компьютерная игра, где героев озвучил основной актерский состав. В поддержку картины состоялся релиз мини-серии комиксов. Но в то же время изначально заявленный сиквел под конец декады был отменен.

Супермен: новая глава

Следующий внушительный перезапуск франшизы случился в начале десятых: Зак Снайдер и продюсер Кристофер Нолан выпустили в 2013-м году «Человека из стали» с Генри Кавиллом в главной роли. Проект заново пересобирал историю Супермена, рассказывая ее самого начала, но планируя играть вдолгую: авторы сразу взялись расширять вселенную, вписав ее в новую, обширную кинофазу DC. 

«Человек из стали» стоил $250 млн, а заработал почти $700 млн — достаточно, чтобы не сбавлять обороты. Новый образ Кларка Кента казался удачным: набравший внушительную физическую форму Кавилл мог играть не только мускулами, но и показывал актерский талант. Его герой был живым, рефлексирующим, мог сомневаться, ошибаться и испытывать фрустрацию в мире, который по-прежнему казался ему чуждым. На эту ревизию традиционного героя охотней отозвались зрители, нежели критики, наградившие его 57% одобрения против 75% от аудитории.

 
Кадр из фильма «Человек из стали»

Следом за «Человеком из стали» вышли самостоятельные «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (в копилке фильма четыре награды антипремии «Золотая малина») и «Лига справедливости». Эпизодически в роли Супермена Кавилл появлялся в «Черном Адаме» и «Шазам!» (хотя в последнем был задействован не сам актер, а его дублер, снятый так, чтобы подмены не было заметно).

И вот, в 2025 году новый «Супермен» Джеймса Ганна в традиционном для режиссера стиле пошел иным путем: после череды попыток наделить героя драматическим подтекстом Ганн привнес в его историю юмор и самоиронию. Супермену в исполнении Дэвида Коренсвета все еще есть о чем погрустить, но думам о месте в мире он предпочитает действие — всеми силами он старается продлить мир и не впадать в уныние. 

Супермен в трактовке Ганна ищет баланс между земным опытом и внеземным происхождением; между супергеройским долгом и жаждой простых человеческих радостей, вроде счастливой жизни с любимой Лоис Лейн. Несмотря на то, какими будут итоговые цифры по сборам на долгой дистанции мирового проката, «Супермен» Джеймса Ганна сделал то, что в 2025 году нужно многим, — послал на помощь супергероя, который не отчаивается. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+