Гнев, зумеры и цифровой мусор: какие слова лучше всего описывают 2025 год

В 2024 году ощущение усталости от бесконечного цифрового потока было зафиксировано словом «брейн рот» (от англ. brain rot — «умственное разложение»), точно отражавшим ментальное истощение от бесконечного скроллинга. За уходящий год пользователи научились распознавать кликбейт и быстрее отсекать контент, не заслуживающий внимания, уже заранее понимая, какой рилс или ролик стоит пролистнуть. Однако медиасреда адаптируется. Когда привычные приемы перестают работать, на смену им приходят новые.
Один из них — «рейджбейт» (от анг. rage bait — «вызывающая ярость приманка». — Forbes Life). Оксфордский словарь назвал «рейджбейт» словом 2025 года, и выбор был символичным. Это контент, сконструированный так, что ваш гнев от того, что вам показали, заставляет не только несколько раз посмотреть увиденное, но еще и придать виральности контенту. Алгоритмы поощряют именно такую реакцию. Возмущение повышает вовлеченность, а вовлеченность — охваты.
Как отмечает турецко-американский социолог, профессор Принстонского университета Зейнеп Тюфекчи, алгоритмы рекомендаций постоянно повышают ставки, продвигая все более эмоционально и радикально заряженный контент, поскольку именно он дольше удерживает внимание пользователя. В итоге внимание становится наиболее ценным ресурсом цифровой среды, а раздражение — самым быстрым способом его получить. Чем сильнее ваше негодование, тем больше лайков, репостов, комментариев — и тем шире распространяется контент, тем успешнее создатель или владелец. Мы живем в эпоху, когда внимание стало самой твердой валютой, а самый быстрый способ его привлечь — вызвать гнев.
Суррогатный, но пока еще живой интернет
Но гнев не единственное, чем наполнен сегодняшний интернет. Важнейшим и, возможно, еще более повсеместным феноменом года стало понятие «слоп» ( от анг. slop — мусор, отходы). Слово, которое раньше использовалось для обозначения грязи, жижи или пищевых отходов, в 2025 году стало ключевым понятием для описания искусственного интеллекта. Настолько ключевым, что сразу два авторитетных института — словарь Merriam-Webster и журнал The Economist — назвали его словом года. По мнению редакции Merriam-Webster, этим коротким словом удачно описывается весь тот массив контента, который сегодня обрушивается на экраны пользователей.
Если в 2024 году это в основной массе были тексты различного качества, то в 2025-м добавились видео, аудио и изображения. Словом «ИИ-слоп» стали обозначать низкокачественный цифровой материал, массово создаваемый с помощью искусственного интеллекта без заботы о смысле или художественной ценности. Сгенерированные картинки, новости, где даже рядовое событие подается как феномен планетарного масштаба и огромный поток сгенерированного видео всех жанров, что заполонили ленты пользователей.
Хотя этот цифровой мусор раздражает, люди продолжают его потреблять — вероятно, в силу привычки или не замечая разницы, поскольку теперь сгенерированный контент так похож на настоящий, что отличить его очень сложно: изображения фотореалистичны, видео плавнее, звук — неотличим от настоящего, а текст изобилует фактоидами.
Программирование на ощупь
Однако ИИ все же принес в массы не только мусорный контент и раздражение. Британский словарь английского языка Collins назвал термин «вайбкодинг» (vibe coding) словом 2025 года. Этот термин озвучил в феврале 2025 года один из ведущих ученых в области машинного обучения Андрей Карпатый, соучредитель OpenAI. Буквально это означает создание компьютерного кода с помощью ИИ на основе описания задачи на обычном языке, без необходимости понимать код, знать языки программирования, архитектуру. Это удивительное явление, которое обещает простым людям, далеким от математики и инженерии, долгожданное воплощение их самых интересных проектов, причем самостоятельно, кажется, что за меньшие деньги.
Всегда хотели написать игру? Пожалуйста, сейчас это возможно. Вам не нравится, как работает ваш текстовый редактор, и вы бы хотели добавить в него новую функцию, или хотите написать бота, который будет за вас торговать на бирже? И это возможно. Однако у этого есть и обратная сторона: эйфория от такого способа программирования сменилась тяжелым «похмельем». Пока что вайбкодинг идеально подходит для создания эффектных демoверсий, но реальные проекты не выдерживают нагрузок и задач бизнеса. В конечном итоге должен быть ответственный — кто будет осуществлять технический контроль и понимать проект и код. Пользователи делятся историями о потере контроля над собственными разработками, когда каждая попытка ИИ исправить ошибку порождает каскад новых, превращая процесс в бесконечную пытку, вместо легкого времяпрепровождения.
Есть и более тревожные данные: корпоративный сектор уже ощутил последствия ИИ-«оптимизации»: исследование MIT и Fortune показало, что 95% ИИ-пилотных проектов не принесли ожидаемой прибыли или не перешли в полноценное использование с ощутимой выгодой. Опытные инженеры увольняются, не желая бесконечно разгребать тонны мусорного кода. Производство программ и приложений — более сложная задача для нейросетей в 2025 году, чем создание видео и картинок. Но что нас ждет в следующем году — может быть к декабрю 2026-го интернет заполонит AI slop, состоящий уже из программ, полностью сгенерированных ИИ?
Больше, чем возраст: поколение Z
В этом технологически перенасыщенном контексте формируется поколение «зумеров», а сам термин «зумер» был признан словом 2025 года по версии «Грамоты.ру». Эти люди — первое поколение людей, родившееся и взрослеющее в условиях непрерывной, усиливающейся информационной нагрузки, максимальной публичной видимости и почти абсолютной эмоциональной открытости. Речь идет не столько о поколении, сколько о типе социального опыта, сформированного цифровой средой. Термин «зумер» все чаще используется не как указание на возраст, а как обозначение способа существования в условиях постоянной информационной перегрузки, публичной видимости и давления на самопрезентацию.
Это опыт жизни, в котором частное и публичное переплетаются, а идентичность формируется в режиме непрерывного отклика на внешние сигналы. Люди, относящие себя к зумерам, чаще строят свой жизненный путь, синтезируя прагматичный гуманизм и постоянное развитие. Вместо карьерного успеха ради статусности, они выбирают горизонтальные отношения и осознанность, осмысленность каждого своего выбора. Пожалуй, это первое поколение людей, настолько ярко ориентированных, в первую очередь, на поддержание ментального здоровья. Это позволяет им открыто признавать свои уязвимости, проявляющиеся в тревожности, неуверенности и выгорании — как нормальную часть человеческого опыта, без стигматизации и утаивания. Наоборот, открыто признать свою усталость, любить себя больше, чем корпорацию, — это их стиль жизни.
Информационная ссадина
Люди чувствуют все более нарастающий объем напряжения — телесного, эмоционального, новостного. Мы живем в мире, где каждый день приносит новости о кризисах, конфликтах, экологических катастрофах. Плохие новости, конечно, были и раньше, и всегда. Дело не в них, а в объеме и доступности информации. А информационный поток не дает передышки, вызывая ощущение, похожее на ссадину на коже, когда начинают падать бесконечные «пуши» и уведомления.
Это напряжение от огромного потока информации постепенно превращается в тревожность и выгорание. Не зря, видимо, именно «тревожность» стала словом года по версии издательства «Лингва». Это то, что сейчас разделяют миллиарды на планете. А рядом — выгорание. Сегодня им называют любое состояние хронической усталости: от работы, от учебы, от новостей, даже от попыток «правильно отдыхать». Выгорание — это естественная реакция на культуру перфекционизма и продуктивности, что заставляет тебя стремиться вечно к недостижимой лучшей версии себя, забывая себя настоящего. И когда «Грамота.ру» ставит «выгорание» на второе место в списке слов года, это вызывает один вопрос — почему не на первое?
Так завершается первая четверть XXI века. В начале 2000-х to google звучало как обещание свободного доступа к знанию (в 2006 году слово google было зафиксировано в Оксфордском словаре как глагол, обозначающий поиск информации в интернете, что стало признанием его повсеместного использования. — Forbes Life). Тогда технологии ИИ вызывали одновременно ожидание и тревогу. Сегодня мы живем в среде, переполненной ИИ-контентом и постоянным онлайн-шумом, где внимание и время пользователя становятся ресурсом медиакорпораций. Ирония этого пути в том, что самым дефицитным ресурсом в 2025 году оказались не вычислительные мощности и не алгоритмы, а человеческое внимание. Наиболее свободным оказывается не тот, кто потребляет больше информации, а тот, кто способен ограничивать ее поток и распоряжаться своим вниманием осознанно.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
