Максим Повтарев, «Мегасклад»: «Спрос на хранение вещей почти не зависит от кризисов»

— Что такое селф-сторадж? Как вы пришли в этот бизнес?
— Селф-сторадж — это аренда индивидуальных кладовых для хранения вещей. Клиенты — от частных лиц до малого бизнеса — арендуют боксы на гибких условиях, получая безопасное и доступное пространство для хранения того, что не помещается дома или в офисе.
Я столкнулся с необходимостью хранения вещей во время переезда в 2020 году. После покупки новой квартиры оказалось, что десятки коробок с вещами некуда складывать — встроенная кладовка была забита под завязку, а жилое пространство превратилось в склад.
Попытка купить кладовку поблизости обернулась шоком: цены в Москве доходили до 160 тыс. рублей за квадратный метр.
Имея 27-летний опыт в недвижимости, я начал искать альтернативу. Так было найдено помещение 230 кв. м по цене 20 тыс. за кв. м. После перевозки собственных вещей в новую квартиру 200 «квадратов» оказались свободными — именно тогда родилась идея создать ячейки для тех, кто хочет хранить вещи, но не готов покупать кладовку за огромные деньги.
— Каковы перспективы селф-сторадж в России?
— У нас один из самых устойчивых форматов коммерческой недвижимости. В отличие от офисов или ретейла, спрос на хранение вещей почти не зависит от кризисов. Люди продолжают переезжать, ремонтировать квартиры, открывать малый бизнес — и им всегда нужно где-то хранить имущество.
Каждый год полтора–два миллиона россиян переезжают между городами, создавая спрос на временное хранение. 40% клиентов селф-сторадж — предприниматели, складирующие товары, оборудование или свой архив.
Российский рынок отстает от развитых: в США на человека приходится 1 кв. м площади складов индивидуального хранения, в России — менее 0,015 кв. м. 70% россиян вообще пока не знают о том, что могут арендовать ячейку для хранения своих вещей.
Для роста российского рынка есть драйверы. Это урбанизация: в России среднее жилье в два–три раза меньше, чем в Евросоюзе, активные переезды и рост потребления. К 2030 году российский рынок селф-сторадж вырастет в пять–семь раз, до 30–40 млрд рублей. Появятся две–три федеральные сети, доля онлайн-заказов достигнет 80%.
— Чем занимается ваша компания? Что получает франчайзи, сотрудничая с вами?
— «Мегасклад» создает инфраструктуру для хранения. Мы не зарабатываем на стройке, только на аренде. Франчайзи получает готовую экосистему: IT-платформу, включающую CRM, автоматизацию аренды и платежей, доступ к единой системе бронирования, рекламу, партнерские программы, локальное продвижение. Пошаговые инструкции по выбору помещения, адаптацию приобретенной недвижимости под кладовые и оптимизации затрат. Помощь в согласованиях с МЧС и Роспотребнадзором. Регламенты безопасности, клининга и обслуживания объекта. А также — проверенных подрядчиков, обучение команды, обмен опытом с другими франчайзи, возможность масштабирования по России под единым брендом.
Тогда как самостоятельный запуск требует 6–12 месяцев на изучение нюансов и будет стоить для вас на 80–150% дороже. Мы поможем избежать до 30% потерь ваших площадей благодаря правильному планированию пространства склада.
Франчайзи получает прозрачную смету без скрытых наценок. Все технологии и процессы упакованы в готовые решения — от проектирования до маркетинга. Мы ориентированы только на российский рынок и намерены стать национальным оператором, который объединит тысячи кладовых по стране под единым стандартом качества.
— Какие помещения подходят для ваших складов?
— Мы работаем с неликвидом: подвалы, паркинги, промзоны, гаражи. Для нас важна высота потолков от 2,2 м, влажность до 60%, температура от +5°C, наличие рядом парковки. Например, в подмосковном Серпухове мы преобразовали цоколь 105 кв. м за 2,4 млн рублей в объект с доходом 146 тыс. рублей/месяц. Франчайзи из Казани запустил объект на 108 кв. м с инвестициями 3,9 млн рублей. Через 6 месяцев он вышел на ежемесячный доход в 168 тыс. рублей с заполняемостью 85%.
— Сколько платят франчайзи? На какие доходы рассчитывать?
— Паушальный взнос — 490 тыс. рублей. Инвестиции в запуск — 2,5–6 млн рублей. Роялти — 20% от оборота. Окупаемость — 2–3 года. Объект 150–200 кв. м в городе-миллионнике может приносить 250–400 тыс. рублей/месяц дохода, чистая прибыль — 130–220 тыс. рублей/месяц.
— Сколько у вас складов? Какие планы на ближайшее будущее?
— Сейчас у нас 29 объектов в 9 регионах. У нас есть склады в том числе в Москве и Московской области, Казани, Калуге, Пензе, Мурманске и Волгограде. За год мы открыли 21 объект и рассчитываем еще открыть более 50 объектов к концу 2025 года, более 100 — в 2026-м, и более 200 — в 2027 году.
