В России запустили первую франшизу клиник доказательной психотерапии

Клиника Mental Health Center (MHC) ведет переговоры с пятью партнерами, а за два года рассчитывает открыть 15 франчайзинговых учреждений, рассказал «Forbes Франшизам» гендиректор компании Сергей Нефёдов. По его словам, к запуску франшизы компанию подтолкнули запросы из регионов от потенциальных партнеров.
Особенность концепции MHC — в объединении услуги психотерапии и психиатрии. Клиника была одним из пионеров диалектической поведенческой терапии — это метод борьбы с суицидальным поведением и пограничным расстройством личности. Также MHC активно развивает направление когнитивно-поведенческой терапии на доказательной базе. Основана клиника в 2015 году врачом-сексологом, психотерапевтом и клиническим психологом Аминой Назаралиевой и ее коллегой Дмитрием Пушкаревым. Сейчас бизнес принадлежит Назаралиевой и Алексею Свету, сообщил Нефёдов.
Примерно полгода назад MHC решила расширяться в регионах с помощью партнеров, от которых уже поступали запросы, и начала разрабатывать франчайзинговый пакет. «Нашей целью всегда было распространение в стране частных центров доказательной психиатрии, — говорит Нефёдов. — Пока у нас с этим не очень хорошо: популярная гештальт-терапия, например, не имеет доказательной базы». Специалисты MHC — профессиональные клинические психологи, подчеркивает он. Перед началом работы они обязательно проходят полугодовую стажировку и сдают экзамен на знание этического кодекса.
Похожие психиатрические услуги оказывают во многих многофункциональных клиниках, рассказывает Нефёдов. Особенно активно они стали развиваться после эпидемии ковида. Если до этого в клиниках обычно работал один приходящий психиатр, то сейчас все чаще можно найти три-пять штатных специалистов по этому направлению. Однако частных центров, которые специализировались бы на интегрированных методах помощи, включая услуги психотерапии и психиатрии, практически нет, полагает Нефёдов.
По словам Нефёдова, компания уже ведет переговоры с пятью предпринимателями, заинтересованными в открытии клиники. В основном это жители крупных российских городов, в частности Санкт-Петербурга и Махачкалы. «В Махачкале есть свои особенности, — рассказывает Нефёдов. — Там присутствует определенная стигматизация тех, кто обращается за помощью психиатров, однако наши потенциальные партнеры очень позитивно настроены».
Также у компании уже есть потенциальные франчайзи в Казахстане — в Алматы и Астане. По словам Нефёдова, пока интерес к франшизе проявляют те, кто так или иначе связан с психотерапией и психиатрией — действующие врачи и команды, у которых есть инвесторы. Но потенциально к проекту может присоединиться любой инвестор, который привлечет нужных специалистов и получит лицензию. За два года Mental Health Center планирует открыть по франшизе 15 клиник.
Для открытия центра нужны инвестиции в 8-15 млн рублей в зависимости от помещения (100 или 250 кв. м). В команду входят 11 сотрудников, среди них управляющий, два администратора и восемь специалистов. Основные расходы пойдут на ремонт помещения, но фонд оплаты труда тоже будет значительным, говорит Нефёдов. В московском центре есть специалисты, зарабатывающие около 300 000 рублей в месяц. Прием психотерапевта в MHC стоит в среднем 8000-8500 рублей, но, например, востребованный сексолог получает 55 000 рублей за прием. «Стоимость часа специалиста определяется не только рынком, но еще и экспертизой», — объясняет Нефёдов. Обычно клинические случаи требуют многомесячного лечения с еженедельными посещениями врача.
Бизнес на услугах психотерапии высокомаржинальный на фоне других на медицинском рынке, признает Нефёдов. По его словам, прибыль от клиники будет составлять 14-15% от оборота, окупаемость составит около двух лет. Целевая аудитория центров MHC — люди в возрасте 22-45 лет, подавляющее большинство — женщины и девушки.
Рынок медицинских услуг в области психического здоровья в России вырос в 2024 году по сравнению с 2023-м на 18,5%, до 20,5 млрд, а количество пациентов увеличилось на 8,9%, до 1,88 млн человек, сообщала аналитическая компания Eqiva. Исследование показало, что в России действует 255 профильных клиник, оказывающих услуги в области психического здоровья. Это частные центры, специализированные отделения в многофункциональных клиниках, платные отделения в государственных медицинских организациях. При этом особенно насыщены клиниками рынки Москвы (их там 55) и Санкт-Петербурга (37). На столичные рынки приходится 71% общего объема в денежном выражении, или 14,5 млрд рублей.
Специалисты Eqiva также подчеркивают, что около 70% россиян, пользующихся услугами психиатров, лечатся в государственных клиниках. Однако есть тенденция к росту коммерческого сектора за счет пациентов с нетяжелыми формами психических расстройств. Речь идет о депрессивных расстройствах, легких формах биполярного расстройства, невротических состояниях, расстройствах адаптации и легких когнитивных нарушениях. Некоторые пациенты начинают склоняться к коммерческим центрам, опасаясь стигматизации в процессе лечения в государственных стационарах, отмечают аналитики. Компания BusinesStat оценивала рост количества платных психиатрических приемов в России с 2020-го по 2024 год в 7% — до 46 млн. Среди факторов роста — подъем заболеваемости психическими расстройствами на фоне ковида и нестабильной обстановки.
При этом франчайзинг в сегменте психологических и психотерапевтических услуг в России пока не развит, считает основатель каталога Franshiza.ru Нина Семина. По ее данным, есть только проекты, специализирующиеся на детской нейропсихологии, а также франшизы, предлагающие услуги общей психологической поддержки.
Сейчас около десятка компаний предлагают франшизы, связанные с психотерапией. В основном это центры психологии и психологической помощи и коворкинги для психологов, а вот франшиз клиник, связанных с психиатрией, на рынке до сих пор не было, уточняет главный редактор каталога Businessmens.ru Евгений Звягин. «Все-таки у психотерапии, в отличие от психологических консультаций, в основе решение других проблем человека и другие методы», — отмечает он.
Так что планы MHC вполне реальны: предложение клиники может привлечь как команды специалистов, заинтересованных в расширении практики, так и инвесторов, подыскивающих прибыльные ниши с низким уровнем конкуренции, отмечает Семина. «Ограничения лишь в том, что в некоторых регионах России спрос на услуги психотерапевтов только формируется, — полагает она. — Однако в целом в стране есть понимание, что эти услуги необходимы человеку и в ближайшее время спрос на них будет расти. Например, раньше деменция была приговором, теперь же появляются свидетельства того, что это состояние поддается лечению в рамках доказательной психотерапии».
Медицинский франчайзинг сегодня не на самом пике спроса и растет в среднем на 10-15% в год, но клиники психотерапии могут рассчитывать и на лучшую динамику, если их правильно позиционировать, полагает Звягин. В пример он приводит центры подологии — лечения проблем ногтей и стопы. Это очень узкая специфика, но она набрала популярность среди франчайзи за счет грамотной рекламной и информационной политики франчайзеров. Тем не менее взрывного роста ждать не стоит. Медицинский бизнес на самый дешевый, а услуги психологов и психиатров стоят дорого, следовательно, франшиза будет ориентирована в первую очередь на крупные города, считает он.
