К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Михаил Сумбатян, IThub: «Образование и работа должны быть одним пространством»

Михаил Сумбатян (Фото DR)
Михаил Сумбатян (Фото DR)
Как остановить отток молодежи из регионов и помочь IT-специалистам трудоустраиваться прямо во время учебы? На эти и другие вопросы отвечает основатель группы компаний IThub Михаил Сумбатян. Он рассказал о своей сети колледжей, которая расширяется по всей стране благодаря франчайзингу
Реклама,
ООО «О!Хаб»

— Почему вы решили открыть колледж информационных и креативных технологий?

— Идея создания колледжа IThub родилась еще в десятые годы: тогда молодые IT-специалисты часто оказывались невостребованными. Диплом обещал многое, но за ним не стояли ни практический опыт, ни портфолио, ни реальные навыки, ожидаемые работодателями. Чего не хватало рынку? По нашему убеждению, целостной экосистемы, в которой образование и работа были бы одним пространством, а бизнес становился не просто заказчиком образования, но и наставником. На этой идее построен IThub.

С 2017 года мы развиваем модель «обучение через прикладную деятельность» — ее ядром стал работающий колледж. Затем мы стали строить целостную экосистему: школу, колледж, университет, курсы дополнительного образования, для учеников от шести лет — и без ограничений по возрасту, на всю жизнь. Пока только в Москве, в регионах по франшизе пока мы открываем только колледжи.

 

Сеть IThub насчитывает более 8000 студентов в 15 городах. Мы обучаем программированию и управлению IT-продуктом, информационной безопасности и системному администрированию, маркетингу и коммерции, дизайну, разработке игр и кинопроизводству. 

Наш главный принцип — глубокая интеграция с реальным бизнесом: каждую кафедру курирует индустриальный совет из представителей более 100 ведущих российских компаний. Благодаря этому 50–70% наших студентов начинают работать со второго–третьего курса, а порядка 90% трудоустраиваются сразу по выпуску.

 

IThub — бренд с высокой репутацией, которую подтверждают резидентство в «Сколково», топовые места в EdTech-рейтингах и получение профильных премий. Мы конкурируем за наших ребят с ведущими мировыми колледжами и создаем возможность продолжить свой профессиональный путь в России. Об этом мы мечтали на старте, а сейчас видим, что у нас получилось.

— Каковы нынешние тенденции в IT-образовании и ваши приоритеты?

— Индустрия повзрослела. Раньше охотились за гениальными технарями, которые молча пишут код. Сегодня этого мало. Самый гениальный код ничего не стоит, если его автор не может договориться с командой, презентовать идею заказчику или адекватно отреагировать на критику. Поэтому в IThub мы прокачиваем soft skills: умение общаться, работать сообща, управлять своим временем, развивать эмоциональный интеллект. И это не просто лекции, а постоянная практика в реальных проектах. 

 

Наша задача — создать среду, где каждый имеет право на ошибку, возможность заниматься тем, что для него важно. Именно поэтому студенты IThub патентуют нейросети и выигрывают международные хакатоны и конкурсы, а главное — работают в ведущих компаниях и быстро растут в своих грейдах.

Согласно нашим недавним опросам, 41% студентов пришли к нам благодаря «сарафанному радио». Это значит, что наши главные амбассадоры — сами студенты и выпускники. По-моему, это высшая оценка для любого образовательного проекта.

— Как вы набираете преподавателей?

— Мы разработали многоуровневую систему, которая гарантирует единые стандарты преподавания. Местные практикующие специалисты проходят нашу централизованную систему отбора и обучения. Студенты в любом регионе получают одинаково высокий уровень образования.

— Почему вы используете модель франчайзинга, а не открываете свои филиалы?

 

— Для нас это принципиальный вопрос. Филиал — это про контроль, а франшиза — про доверие и партнерство. Франчайзинговая сеть IThub основана на общей философии: мы проектируем не просто образовательные площадки, а экосистемы сотворчества. Партнеры для нас — не «потребители бренда», а соавторы и созидатели ценностей.

Наша федеральная сеть колледжей присутствует в 15 субъектах РФ, включая не только крупнейшие города, но и стратегически важные для страны регионы, такие как Камчатка, Северный Кавказ и Дальний Восток. Гибкая модель интеграции (на базе существующих колледжей, вузов, с нуля или через модель государственно-частного партнерства) позволяет закрывать кадровый дефицит и становиться надежным партнером для регионов в подготовке квалифицированных специалистов.

— Кого вы видите своими франчайзи?

— Наши партнеры — это люди с амбициями, для которых образование — не просто бизнес. Они разделяют наш человекоцентричный подход и по-настоящему любят детей и свой регион. Создают центр притяжения для талантливой молодежи, останавливают ее отток в столицы, строят региональную сеть партнеров-работодателей. Мы ценим опыт в образовании, но главное — энергию и любовь к своему делу, готовность брать ответственность за развитие своего города. Это требует огромной личной вовлеченности, которую не даст ни один наемный директор.

 

В Белгороде нашим партнером стало государство. В сентябре 2025 года там открылся колледж, где бесплатно учатся 125 студентов.  

— Что получают ваши партнеры-франчайзи?

— Во-первых, нашу «цифровую систему», включающую собственный CRM Portal IThub, проверенные образовательные программы и уникальную онлайн-платформу LXP IThub, которая является ядром учебного процесса и входит в топ-100 лидеров новых подходов в образовании по версии АСИ.

Во-вторых, нашу экспертизу и поддержку. Мы не продаем франшизу и прощаемся, а сопровождаем партнера на всех этапах: помогаем с открытием, оформлением учебных пространств, подбором команды, постоянно обучаем преподавателей, обновляем образовательный контент.

 

И в-третьих, возможно, самое ценное — это наша сеть. Партнер сразу становится частью большого сообщества, в которое уже входят более 100 ведущих компаний. Для студентов это открывает двери к участию в реальных проектах. 

— Какой у вас паушальный взнос и роялти?

— Паушальный взнос 5 млн рублей — это инвестиция в готовую образовательную экосистему, включающую учебно-методический комплекс, интегрированную воспитательную программу, индустриальные партнерства, отлаженную IT-инфраструктуру на базе нашей LXP-платформы и проверенную бизнес модель, что гарантирует уверенный старт под нашим стратегическим руководством.

Также есть роялти. Я бы назвал это подпиской на нашу постоянно развивающуюся экосистему. За счет этого платежа мы централизованно обновляем все учебные программы (а в IT это нужно делать постоянно), обеспечиваем комплексную маркетинговую поддержку с четким региональным фокусом для каждого партнера, консультируем по любым операционным вопросам и постоянно повышаем квалификацию преподавателей. Партнер не остается один на один с рынком — он всегда часть большой и сильной команды. Роялти с первого по четвертый учебный год составляет 20% выручки. Начиная с пятого года, после первого четырехлетнего выпуска, когда франчайзи уже уверенно управляет колледжем и имеет стабильные результаты, ставка снижается до 15%.

 

Наш партнер получает возможность не просто зарабатывать, а оставить после себя наследие — создать место, которым будут гордиться в его городе, и дать тысячам молодых ребят путевку в жизнь. И это, поверьте, самое ценное, что может дать бизнес. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+