К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Аналитики ждут роста франшиз продуктового ретейла в 2026 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2026 году ретейлеры сделают ставку на развитие франчайзинговых сетей магазинов «у дома» на фоне снижения эффективности более крупных розничных точек, считают аналитики. Переход на компактные форматы позволит продуктовым сетям сохранить эффективность и поддержать высокие темпы роста, полагают в агентстве INFOLine

В январе — сентябре 2025 года крупнейшие продуктовые сети России снизили темпы роста по сравнению с прошлым годом.  Они открыли в общей сложности 5300 магазинов — на 30% меньше, чем в тот же период 2024-го, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование агентства INFOLine. Крупнейшие сети, входящие в топ-200 лидеров по выручке, за девять месяцев 2025 года открыли на 10% меньше магазинов год к году, что стало одним из самых низких показателей за последние пять лет. В этих условиях одной из главных возможностей для роста становится переход к более компактным форматам магазинов и развитие по франчайзингу, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Сильнее всего замедлили ввод новых торговых площадей по сравнению с прошлым годом сети «Красное и Белое» (на 73,3%, до 53 700 кв. м), «Ярче» (на 39,98%, до 30 880 кв. м) и «Магнит» (на 23,83%, до 341 330 кв. м), подсчитали в компании.

Продуктовые сети уменьшают площадь магазинов и сокращают их общее число на фоне падения потребительской активности и стремления покупателей к экономии, отмечают в INFOLine. 

 

Сети снижают темпы прироста из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры: а это, кроме изменения модели потребления, еще и рост стоимости строительства, высокие процентные ставки и дефицит кадров, рассказал «Ъ» председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. 

В итоге большинство продуктовых ретейлеров сегодня сталкивается со слабой динамикой трафика в магазинах, а это негативно отражается на сроках окупаемости объектов, и активное открытие новых точек зачастую становится невыгодным, заключает Бурмистров. В этих условиях одним из самых перспективных инструментов развития для многих игроков становится переход к более компактным форматам и франчайзингу, полагает он. «Крупнейшие ретейлеры сейчас сфокусированы на развитии компактных форматов с конкурентоспособными ценами: это мягкие и жесткие дискаунтеры, а также магазины у дома, — подчеркивает Бурмистров. — Франчайзинговые проекты обеспечивают крупнейшим ретейлерам возможность  ускорить развитие в сегменте компактных площадей — до 200 кв. м». К тому же сейчас традиционные независимые магазины, сталкиваясь с усилением ценовой конкуренции, заинтересованы в переходе под франшизы ретейлеров или дистрибьюторов, так как это обеспечивает доступ к востребованному ассортименту по привлекательным ценам, продолжает эксперт.

 

Многие крупные участники рынка сегодня отдают предпочтение развитию более компактных магазинов, согласна партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская. Дефицит площадей и высокие арендные ставки делают более выгодным для крупных сетей открытие магазинов в формате «у дома», добавляет Богданов. По данным АКОРТ, число магазинов площадью 100–200 кв. м за последний год увеличилось примерно на 15%. Активный рост этого формата обеспечивают именно франчайзинговые проекты, отмечает Богданов.

По данным Franshiza.ru, в январе — сентябре 2025 года спрос на франшизы продуктовых магазинов вырос на 21% год к году. Малые форматы франчайзинга пользуются большой популярностью у предпринимателей благодаря низким затратам на запуск — от 2 млн рублей — и быстрой окупаемости, объясняет Богданов.

В дальнейшем продуктовые сети не смогут поддерживать привычные темпы органического роста, и основной прирост будет происходить за счет сделок по слиянию и поглощению и франчайзинговых проектов, полагает Алексей Ванчугов, управляющий партнер «Ванчугов и партнеры». 

 

Общая выручка 20 крупнейших продуктовых франчайзеров в первом полугодии 2025-го выросла на 23,7% год к году, до 131,5 млрд рублей. При этом большинство лидеров продовольственного франчайзинга работает в формате магазинов «у дома». По оценкам INFOLine, в 2024 году он стал наиболее крупным сегментом в российской продуктовой рознице — на него пришлось до 35% из 26,4 трлн рублей общего рыночного объема.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+