Аналитики ждут роста франшиз продуктового ретейла в 2026 году

В январе — сентябре 2025 года крупнейшие продуктовые сети России снизили темпы роста по сравнению с прошлым годом. Они открыли в общей сложности 5300 магазинов — на 30% меньше, чем в тот же период 2024-го, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование агентства INFOLine. Крупнейшие сети, входящие в топ-200 лидеров по выручке, за девять месяцев 2025 года открыли на 10% меньше магазинов год к году, что стало одним из самых низких показателей за последние пять лет. В этих условиях одной из главных возможностей для роста становится переход к более компактным форматам магазинов и развитие по франчайзингу, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Сильнее всего замедлили ввод новых торговых площадей по сравнению с прошлым годом сети «Красное и Белое» (на 73,3%, до 53 700 кв. м), «Ярче» (на 39,98%, до 30 880 кв. м) и «Магнит» (на 23,83%, до 341 330 кв. м), подсчитали в компании.
Продуктовые сети уменьшают площадь магазинов и сокращают их общее число на фоне падения потребительской активности и стремления покупателей к экономии, отмечают в INFOLine.
Сети снижают темпы прироста из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры: а это, кроме изменения модели потребления, еще и рост стоимости строительства, высокие процентные ставки и дефицит кадров, рассказал «Ъ» председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.
В итоге большинство продуктовых ретейлеров сегодня сталкивается со слабой динамикой трафика в магазинах, а это негативно отражается на сроках окупаемости объектов, и активное открытие новых точек зачастую становится невыгодным, заключает Бурмистров. В этих условиях одним из самых перспективных инструментов развития для многих игроков становится переход к более компактным форматам и франчайзингу, полагает он. «Крупнейшие ретейлеры сейчас сфокусированы на развитии компактных форматов с конкурентоспособными ценами: это мягкие и жесткие дискаунтеры, а также магазины у дома, — подчеркивает Бурмистров. — Франчайзинговые проекты обеспечивают крупнейшим ретейлерам возможность ускорить развитие в сегменте компактных площадей — до 200 кв. м». К тому же сейчас традиционные независимые магазины, сталкиваясь с усилением ценовой конкуренции, заинтересованы в переходе под франшизы ретейлеров или дистрибьюторов, так как это обеспечивает доступ к востребованному ассортименту по привлекательным ценам, продолжает эксперт.
Многие крупные участники рынка сегодня отдают предпочтение развитию более компактных магазинов, согласна партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская. Дефицит площадей и высокие арендные ставки делают более выгодным для крупных сетей открытие магазинов в формате «у дома», добавляет Богданов. По данным АКОРТ, число магазинов площадью 100–200 кв. м за последний год увеличилось примерно на 15%. Активный рост этого формата обеспечивают именно франчайзинговые проекты, отмечает Богданов.
По данным Franshiza.ru, в январе — сентябре 2025 года спрос на франшизы продуктовых магазинов вырос на 21% год к году. Малые форматы франчайзинга пользуются большой популярностью у предпринимателей благодаря низким затратам на запуск — от 2 млн рублей — и быстрой окупаемости, объясняет Богданов.
В дальнейшем продуктовые сети не смогут поддерживать привычные темпы органического роста, и основной прирост будет происходить за счет сделок по слиянию и поглощению и франчайзинговых проектов, полагает Алексей Ванчугов, управляющий партнер «Ванчугов и партнеры».
Общая выручка 20 крупнейших продуктовых франчайзеров в первом полугодии 2025-го выросла на 23,7% год к году, до 131,5 млрд рублей. При этом большинство лидеров продовольственного франчайзинга работает в формате магазинов «у дома». По оценкам INFOLine, в 2024 году он стал наиболее крупным сегментом в российской продуктовой рознице — на него пришлось до 35% из 26,4 трлн рублей общего рыночного объема.
