
По данным INFOLine, половина из топ-10 крупнейших франчайзинговых продуктовых ретейлеров в январе–июне 2025 года снизила выручку по сравнению с тем же периодом 2024-го, и еще четыре торговые сети наращивали ее медленнее, чем годом ранее. В первом полугодии 2024 года все крупные сети были в плюсе по выручке.
Общая выручка десяти крупнейших продуктовых франчайзеров в первом полугодии 2025 года выросла год к году на 23,7%, до 131,5 млрд рублей, но обеспечил эту динамику один игрок — сеть «Около», запущенная группой X5 в декабре 2023 года. Ее выручка за этот период увеличилась в 17,6 раз— с 1,25 млрд до 22 млрд рублей, подсчитали в INFOLine. По итогам 2025 года этот ретейлер, работающий в формате магазинов у дома, будет лидировать и по объему выручки, считают аналитики компании. В октябре этого года в 46 регионах России работало 3250 магазинов под брендом «Около».
В первом полугодии лидерство по выручке сохранила сеть «Авокадо» от дистрибутора продуктов питания «Сладкая жизнь». Она увеличила этот показатель год к году на 16,5%, до 40,3 млрд рублей. Но в январе–июне 2024 года ее динамика к 2023-му была почти на 9 п. п. лучше. При этом «Авокадо» в первом полугодии открыла 107 новых магазинов, в то время как в том же периоде прошлого года — 142.
Франчайзинговый проект Metro, сеть магазинов у дома «Фасоль» в первом полугодии сократила темпы прироста выручки год к году почти на 10 п. п., до 6,5%, получив 30,59 млрд рублей.
Сильнее всего выручка снизилась у уральского ретейлера «Жизньмарт» — сразу на 33,7%, до 4,3 млрд рублей. В сентябре компания закрыла почти
треть франчайзинговых точек в Челябинске, а до этого приостановила свое
развитие в Новосибирске. За первое полугодие 2025 года она закрыла в
целом более 30 объектов, подсчитали в INFOLine, связав это с низкой
доходностью ретейлера.
Сеть «Домашкино» снизила выручку на 6,6%, до 11,2 млрд рублей, «Калина-Малина» — на 3,7%, до 4,27 млрд рублей, «Спар» и «Первом делом» от «Дикси» — примерно на 2,5%, до 6,8 и 6,2 млрд рублей соответственно.
Большинство лидеров продовольственного франчайзинга работают в сегменте магазинов у дома. В 2024 году, по оценке INFOLine, он стал самым крупном сегментом российской продуктовой розницы, обеспечив более 35% из 26,4 трлн рублей общего оборота рынка.
Замедление развития многих крупных франчайзинговых ретелейров INFOLine связывает не только с общим охлаждением экономики и потребительского спроса, но и с высокой активностью «Около». В самой X5 преимуществом своей сети считают то, что ее концепция позволяет владельцам маленьких независимых магазинов с небольшими затратами — до 2 млн рублей — подключиться к ресурсам федеральной торговой компании, ее логистической и дистрибуторской сетям. X5 много инвестирует в развитие «Около», развивают систему распределительных центров, которые обеспечивают партнерам выгодную ассортиментную матрицу, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Помимо этого у X5 есть полезные для франчайзи компетенции и экспертиза в продаже готовой еды и кофе навынос, продолжает он. В результате многие партнеры других торговых франшиз переходят к «Около».
«В целом, хотя франчайзинговая модель в российском ретейле развивается существенно медленнее, чем во многих зарубежных странах, заметен рост интереса к франшизам со стороны малого бизнеса, который готов присоединиться к крупным проектам», — говорит Бурмистров.
