Все ради детей: как в России создают инструменты семейных инвестиций

Семейные ценности
Российские власти после начала «спецоперации»* пытаются стимулировать граждан инвестировать на долгий срок — так государство надеется привлечь деньги «из-под матрасов» в экономику. Министр финансов Антон Силуанов говорил о плане привлечь 40 трлн рублей граждан (однако пока не набралось и триллиона).
Среди инструментов для привлечения этих долгосрочных денег: индивидуальные инвестиционные счета третьего типа с налоговыми льготами на срок от пяти лет, программа долгосрочных сбережений и долевое страхование жизни. А к 15 июля, по поручению Владимира Путина, должны быть разработаны еще и инструменты семейных инвестиций. Минфин уже предложил такие продукты, они находятся на согласовании с ЦБ, говорил в интервью РБК замминистра финансов Иван Чебесков.
Предполагается, что в эту программу будут упакованы все ранее созданные государством инструменты. Но сама программа будет заточена на накопления в пользу семьи и детей. Основное же отличие «семейных» инвестиций от остальных способов привлечения денег — повышенный налоговый вычет с суммы: до 1 млн рублей на семью (до 500 000 на каждого родителя или 1 млн, если родитель один) в год.
Вычет будет распространяться на детскую программу долгосрочных сбережений, детский страховой продукт (долевое или накопительное страхование жизни, это пока не решено) и ИИС с доверительным управлением. В таком случае итоговый размер вычета от ФНС составит 130 000–150 000 рублей в год на семью. Для сравнения, инвесторы, которые участвуют в индивидуальной программе долгосрочных сбережений, могут получать вычет на сумму до 400 000 рублей, то есть от 52 000 до 60 000 рублей на человека в год.
Кроме того, инструменты имеют целевой характер и дополнительные ограничения: например, недоступность средств до наступления определенных условий, говорит директор по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Денис Габдулин. «В отличие от обычных ИИС или ПИФов, они предполагают длительное участие государства, что с одной стороны усиливает мотивацию, с другой — снижает гибкость», — говорит он.
Планируется, что государство также будет софинансировать семейные инвестиции, как это будет делаться с обычной программой долгосрочных сбережений (ПДС). В этом случае инвестор может получить от государства до 36 000 рублей ежегодно. Однако в случае с семейной программой размер софинансирования пока не определен и будет зависеть от возможностей бюджета.
Создаваемая программа долгосрочных семейных инвестиций — это переход от индивидуального накопления к гибкой семейной финансовой стратегии, уверен старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Руслан Вестеровский. «Такая модель учитывает реальную жизнь семьи, а не только абстрактные цели», — говорит он.
Горизонт планирования
Вестеровский убежден, что такой спрос есть. «Если у семьи будет реальный стимул — например, ощутимый вычет, возможность инвестировать материнский капитал или отдельный лимит на накопления ребенку, — спрос точно будет», — уверен он.
В то же время российские инвесторы весьма консервативны, но их трудно в этом винить, с учетом отсутствия экономической и политической стабильности в последние 30-40 лет, говорит руководитель проектов ИК «Велес Капитал» Валентина Савенкова. Любые нововведения — это не повод моментально начать ими пользоваться, а скорее повод для размышлений. В теории долгосрочные инвестиции могут позволить себе более 50% семей, говорит Савенкова.
Вопрос, по ее словам, в том, сколько семей сочтут для себя такие программы безопасными и захотят участвовать в них в ближайшие два-три года. И тут, продолжает Савенкова, процент будет значительно ниже. По ее словам, в перспективе пяти-десяти лет доля семей, участвующих в таких программах, будет расти в том случае, если программа зарекомендует себя надежной и будет работать без сбоев и неприятных сюрпризов.
Российские инвесторы в основном не готовы к долгосрочному финансовому планированию, говорят опрошенные Forbes финансисты. Заместитель генерального директора по брокерскому бизнесу ФГ «Финам» Дмитрий Леснов говорит, что граждане не готовы «замораживать» свои финансы дольше, чем на три года. А руководитель департамента брокерского обслуживания ВТБ Андрей Яцков оценивает горизонт планирования максимум в пять лет.
«Для массовых инвесторов горизонт в пять и более лет все еще не является привычным, особенно когда речь идет о вложениях из семейного бюджета. Пока многим проще разместить деньги на вкладе, это выглядит более привычным», — говорит он.
Проблема с доверием
Краеугольным камнем для семейных инструментов станет наличие преимуществ перед индивидуальными инвестиционными инструментами, говорит операционный директор «Совкомбанк Страхование» Владислав Синцов. «Также важно проработать правовую сторону, например, в одинаковом ли статусе будут супруги в семейных инвестициях, если они открывают такую программу, как она будет действовать при разводе», — поясняет он.
В обмен на налоговые льготы государство имеет право вводить ограничения на распоряжение средствами с долгосрочных семейных счетов, но главное, чтобы преференции в этом случае перевешивали ограничения, считает руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский.
«Если инвесторы посчитают, что ограничения избыточны в сравнении с «морковкой» — налоговыми льготами, они просто не пойдут в этот продукт. Так что необходим компромисс», — говорит он.
В конечном итоге успех программы будет зависеть от того, насколько граждане будут доверять ей, говорит Денис Габдулин из БКС. «При отсутствии правовой защиты и в условиях экономической нестабильности даже гарантии государства могут восприниматься как условные. Но при стабильной реализации идея может прижиться как инструмент накоплений с социальной миссией», — резюмирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.