
Что случилось с ценами
На этой неделе Росстат опубликовал данные об инфляции с 1 по 12 января, которые заставили инвесторов нервничать. По подсчетам ведомства, инфляция за этот период составила 1,26%. Для сравнения, за неделю с 16 по 22 декабря 2025 года инфляция составляла 0,2%.
В результате годовой показатель инфляции вырос с 5,65% до 6,27% — такую цифру приводит Минэкономразвития. Несмотря на особенности расчета инфляции Росстатом и несовпадение его данных с другими оценками (наблюдаемая населением инфляция — 14,5%), рост оказался серьезным. Всплеск инфляции министерство объясняет в первую очередь повышением НДС с 1 января с 20% до 22%.
В целом финансовые рынки заранее готовились к такому развитию событий и оно заложено в цене активов, говорит аналитик долговых рынков «Газпромбанк Инвестиций» Дмитрий Бабичев. Кроме того, данные по инфляции опубликованы за 1–12 января, а если их пересчитать строго по неделям, то рост будет уже не столь впечатляющим. Тем не менее, говорит Бабичев, на эти данные негативно отреагировал долговой рынок — индекс гособлигаций RGBI обновил двухмесячный минимум. «Текущую реакцию долговых рынков мы охарактеризовали бы как импульсивную», — говорит Бабичев.
ЦБ боролся с высокой инфляцией увеличением ключевой ставки до 21%. В июне 2025 года впервые с 2022-го регулятор перешел к снижению. Сейчас ставка — 16%, за полгода она снизилась на 5 п.п. Эксперты ждали, что из-за снижения ставок по депозитам часть инвестиций будет перетекать на рынок акций.
Реакция аналитиков
Новые данные по инфляции инвесторы могут воспринять как сигнал, что ставки в экономике будут снижаться медленнее ожиданий, говорит заместитель председателя правления СДМ-Банка по клиентской работе Вячеслав Андрюшкин. «Это обычно давит на облигации, их цены падают, растет нервозность на валютном рынке, уменьшается рост акций, особенно компаний, ориентированных на внутренний спрос», — говорит он, добавляя, впрочем, что инфляция выросла ожидаемо.
На это же обращает внимание директор департамента торговых операций ГК «ГБИГ Холдингс» Дмитрий Царьков — инвесторы ждали роста инфляции. «Однако реальная цифра оказалась на верхней границе ожиданий. Для долгового рынка это сигнал к сохранению жесткой политики ЦБ. Надежды на скорое снижение ключевой ставки окончательно сменились ожиданием, что ЦБ будет держать ее на высоком уровне», — отмечает он.
Впрочем, делать далеко идущие выводы по первым недельным данным по инфляции не стоит, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Начинать беспокоиться, по его словам, нужно, если рост цен сохранится, но такой сценарий Брагин считает маловероятным. «Но если фактор повышения НДС себя еще не исчерпал, то ЦБ может и воздержаться от снижения ставок [на заседании в феврале]», — рассуждает он.
Показательной будет реакция рынков по итогам января-февраля считает директор по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Артемий Должиков. Тогда станет ясно, как эффект повышения НДС будет влиять на ситуацию. Начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко уверен, что такой всплеск инфляционных рисков будет влиять на инвестиции все первое полугодие.
Способы защиты
По словам ведущего инвестиционного аналитика Go Invest Никиты Бредихина, ключевым защитным активом сейчас могут быть акции компаний, которые ориентируются на экспорт. «С одной стороны, они меньше подвержены влиянию от повышения НДС, а с другой — они выступают ключевыми бенефициарами от ослабления рубля, которое может начаться в 2026 году. Здесь фаворитами выступают «Новатэк» и «Полюс», — говорит он. Также Бредихин отмечает «Транснефть» как инфраструктурную компанию, тарифы на услуги которой индексируются, что снижает влияние инфляции.
В ряде случаев рост инфляции повышает выручку и порой, но не всегда, увеличивает прибыль компаний, говорит Артемий Должиков из БКС. Такой принцип работает для бумаг ретейлеров и, возможно, банков. «Тот же Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк увеличат активы и, как следствие, показатели», — говорит аналитик.
Защиту от инфляции можно искать на долговом рынке, говорит инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. «Индекс гособлигаций RGBI опустился уже до уровней сентября. А для инвесторов это возможность надолго зафиксировать привлекательную доходность с низким риском. ОФЗ с датами погашения от двух лет и более сейчас дают доходность от 14% до 15% годовых», — говорит он.
На рынке есть облигации, номинал которых индексируется в зависимости от инфляции, — линкеры, говорит Дмитрий Бабичев из «Газпромбанк Инвестиций». При этом они не слишком популярны у розничных инвесторов. Еще один защитный вариант — флоатеры, купон которых привязан к ключевой ставке или ставке RUONIA. Сочетать флоатеры в своем защитном портфеле можно с золотом, говорит Дмитрий Царьков из «ГБИГ Холдингс».
«Если золото страхует от системных сдвигов, то флоатеры позволяют капиталу эффективно расти на волне высокой ключевой ставки. При этом стоит помнить, что цены на золото побили все рекорды», — напоминает он.
