К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Огонь в глазах: как провоцировать выбросы дофамина у своих сотрудников

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Основной мотиватор любого человека — гормон удовольствия. И им можно управлять

Основной мотиватор любого человека — дофамин, гормон удовольствия. Именно выброс дофамина является наградой за достижение какой-то цели, именно ради него человек тратит свое время и силы на работу. Отсюда первый принцип мотивации: провоцируйте выбросы дофамина, и сотрудники будут работать с огнем в глазах. Как можно управлять дофамином и реально ли вообще контролировать удовольствие? Да. И в этом вам помогут четыре принципа.

1. Определите намерение

Для того чтобы человек предвкушал награду, эту награду нужно ему объявить. При этом важно учитывать, что деньги — не лучший мотиватор. Самый простой, самый универсальный, но не самый эффективный. Это подтверждается множеством исследований. К примеру, экспериментом, который провел профессор психологии Дэн Ариэли на одном из заводов Intel. Его работа показала, что денежная мотивация работает хуже, чем материальное поощрение: ученый вместо бонуса в деньгах угощал людей пиццей. И даже хуже, чем простая благодарность за работу.

Конечно, этот эксперимент полностью верен только для конкретной группы людей на конкретном заводе. В других условиях и с другими людьми эксперимент, вероятно, показал бы другие результаты. Но в любом случае он наглядно демонстрирует: для максимальной мотивации очень важно точно определить намерения и стремления людей, входящих в команду.

 

В решении этой задачи лидеру очень помогает знание характеров своих работников: кто-то больше заинтересован во внимании со стороны начальства, кому-то нравится приносить пользу обществу, кто-то все-таки акцентируется на деньгах. Выяснить, какие мотивирующие инструменты будут эффективны в случае с конкретным сотрудником, можно, обратив внимание на характерные для него культурные особенности — менталитет.

2. Учитывайте менталитет сотрудников

У разных народов и даже жителей разных городов естественные стремления и желания серьезно отличаются друг от друга. К примеру, англичанам и китайцам очень важно оставаться хорошими гражданами своей страны, на них отлично работает «социальная мотивация» вида «Ты нужен своей стране!», «Мы сделаем город лучше!» и т. п. лозунги. При этом те же инструменты абсолютно не работают на ирландцах и русских: у этих народов на первый план выходит стремление к свободе, желание сделать все по-своему. Дайте русскому творческое задание, и он с удовольствием будет искать решение.

 

Кстати, менталитет белого населения США сформировали именно ирландцы. Именно поэтому техники Scrum и принципы Agile, разработанные в Америке, так хорошо работают на русских. У наших народов схожая мотивационная психология, поэтому используются схожие методы.

Главное, следите за тем, чтобы лидер команды или привлеченный коуч относился к тому же этносу, что и большинство работников. В противном случае возникнет конфликт культур: «английская» мотивация, примененная к американцу, просто не даст результата. В идеале следует стремиться к созданию монокультурных команд. Не коллектива, а именно образующих его команд.

3. Сформируйте безопасную среду

Если человек находится в стрессовой обстановке, дофамин просто не достигает префронтальной коры, и соответственно, человек не получает удовольствия. Приходится работать на силе воли, и о какой-либо мотивации речи не идет. Соответственно, одной из основных задач руководителя становится создание в коллективе комфортной для работников атмосферы — обстановки, в которой люди смогут получать удовольствие от работы.

 

Для этого очень важно определить оптимальную нагрузку. Слишком большое количество задач, постоянная работа на грани дедлайна и давление со стороны руководства — это мощный стресс. Слишком маленькая нагрузка — скука, которая тоже крайне негативно сказывается на мотивации. Человек теряет желание работать в принципе.

Следите и за другими, чисто «бытовыми» факторами. Комфортабельные рабочие места, тишина, кондиционер, возможность отдохнуть в перерыве, удобный график — чем меньше вокруг раздражителей, вызывающих у работников недовольство, тем проще замотивировать команду на результат.

4. Дайте людям выбор

Это самый главный пункт: если вы поставили сотруднику задачу принудительно, не спрашивая его мнения, не ждите мотивированности на решение этой задачи. Человек очень чутко реагирует на любое давление и принуждение: если сотрудника заставили заниматься каким-то делом, то даже если бы оно могло ему понравиться при самостоятельном выборе, он будет по умолчанию относиться к этой работе негативно.

В идеале у ваших сотрудников всегда должна быть возможность отказаться от одной задачи в пользу другой, и такой отказ не должен иметь никаких негативных последствий. Не заставляйте людей заниматься работой, убеждайте их взять эту работу по собственному выбору. Пообещайте награду: деньги, признание, похвалу, повышение, отпуск — что-то, что будет соответствовать намерениям и культуре сотрудника. Пусть он сам возьмется за решение задачи, и тогда мотивация будет максимальной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+