Как программист из Подмосковья зарабатывает миллионы долларов на обруче для прокачки мозга
Основатель стартапа Neuro Angel Александр Макаров любит демонстрировать работу своего детища — робота, который следит за продуктивностью и тренирует мозг, чтобы человек работал в полную силу. Ученый собственноручно надевает на корреспондента Forbes «ободок» — нейроинтерфейс, который плотно прилегает ко лбу и области за ушами. Прибор считывает электромагнитные импульсы мозга и определяет состояние человека по шести параметрам. Через несколько минут после начала эксперимента устройство выдает: «концентрация 43%», и предлагает потренироваться. За два года клиентами Neuro Angel стали крупные банки, IT-корпорации и вузы. По итогам 2019 года выручка компании — создателя «нейроангела» составила $2,55 млн. Как бывший торговец компьютерами продает знания о мозге корпорациям?
Прежде чем заняться прокачкой мозга, 47-летний программист Александр Макаров в середине 1990-х продавал компьютеры в родном Орехово-Зуеве и учил покупателей ими пользоваться. Он вспоминает, что вести бизнес в 1990-е мешали местные власти и бандиты — с ними приходилось «делиться компьютерами». Компания Макарова справилась с рэкетом, но не пережила кризис 1998 года. Курс доллара взлетел с 6 до 24 рублей, а стоимость компьютерных курсов и услуг в магазине Александра Макарова осталась прежней. Часть техники предприниматель распродал, но к 2001 году все равно остался в минусе с убытком более $20 000. «Для меня это было большой трагедией. Я боялся открывать новый бизнес», — вспоминает Макаров.
Следующие 16 лет он работал по найму в «Росатоме», IBS и «Национальном центре информатизации» (дочерней компании «Ростеха»). Занимался автоматизацией бизнес-процессов и государственными образовательными проектами. И много учился: получив диплом программиста, Макаров окончил аспирантуру РЭУ им. Плеханова, получил MBA в Высшей школе экономики и EMBA в Московской школе управления «Сколково».
Учеба в «Сколково» вдохновила Макарова на запуск своего бизнеса, и в 2015 году он основал компанию «Лаборатория знаний». Предприниматель задумал создать софт — приложение, которое бы помогало человеку работать эффективнее. «Будущее за синтезом людей и роботов. Выиграют компании, которые смогут грамотно распределить задачи между первыми и вторыми», — говорит генеральный директор международной компании — разработчика роботов UiPath в России и СНГ Светлана Анисимова.
Первым делом Макаров снял офис в Москве недалеко от метро «Баррикадная» с видом на Белый дом. К нему присоединились пятеро бывших коллег из IBS, в команду наняли еще 12 разработчиков. Над приложением, которое смогло бы интерпретировать электроимпульсы мозга, также работали консультанты — нейрофизиологи и программисты из Санкт-Петербургского политехнического университета и c психфака МГУ. В этих же вузах проводились первые испытания. На создание прототипа ушло два года и 25 млн рублей личных накоплений Макарова. В 2017 году после 30 неудачных попыток появился софт Neuro Angel, который корректно считывал и интерпретировал электроимпульсы мозга. «Мы нарабатывали требования от заказчиков. Нащупывали ценность, которую мы можем дать бизнесу», — рассказывает Макаров. В итоге решение представляет собой гарнитуру (нейроинтерфейс), которая крепится на голову, и софт — приложение, которое расшифровывает показания мозга, обрабатывает информацию о состоянии человека и дает персональные рекомендации. Показания передаются по Bluetooth на компьютер или смартфон. Гарнитуры Макаров закупает у таганрогской компании «Нейротех» и канадской Interaxxon, одно устройство обходится от $190 до $650.
Сегодня у Neuro Angel две основные сферы применения. Первая — повышение продуктивности работы сотрудника и команды, как и задумывал Макаров. Сначала предприниматель опробовал технологию на своих программистах. «Они начали выполнять на 30% больше задач», — отмечает он. Первым и самым крупным клиентом Neuro Angel стал питерский Политех. В 2018–2019 годах университет испытывал технологию на своих программистах. «Лаборатория знаний» поставила вузу 30 устройств и софт, проект обошелся в 56 млн рублей.
Еще один способ применения Neuro Angel — анализ реакции аудитории на выступление или лекцию. Прибор показывает, когда людям становится скучно или некомфортно. Так, летом 2019 года в лагере «Артек» группы из 8–10 человек проходили мастер-классы по вокалу, керамике, моделированию — все как обычно, только на головах детей были нейроинтерфейсы. «Нейроангел» следил, в какой момент участники эксперимента отвлекались или испытывали стресс, — данные помогли преподавателям доработать учебную программу. По словам Лидии Чунихиной, руководителя психологической службы «Артека», обычные опросы не дают таких точных результатов. Эксперимент — проведение замеров, анализ результатов и рекомендации по доработке программ — обошелся лагерю примерно в 10 млн рублей.
У «Лаборатории знаний» сейчас около 20 клиентов: федеральные вузы, корпоративные университеты, банки, IT-корпорации. Макаров уверяет, что детали сделок с большинством из них нельзя разглашать. Основной канал привлечения клиентов для Neuro Angel — сарафанное радио и отраслевые мероприятия, такие как, например, образовательный интенсив «Остров» от Агентства стратегических инициатив и выставка «Вузпромэкспо».
По словам Макарова, в среднем «нейроангел» обходится компаниям в 3–5 млн рублей, стоимость крупных внедрений доходит до 15 млн рублей в зависимости от сложности задач и количества пользователей. По мнению финансового аналитика ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Зои Стрелковой, «человеческий фактор» отвечает за 30–50% потерь компании. Поэтому предпринимателям выгодно вкладываться в технологии, которые повышают продуктивность сотрудников.
Разработкой аппаратных нейроинтерфейсов на российском рынке занимается десяток компаний, среди них «Нейротренд», «Нейротех», «Нейроботикс». Самые крупные заграничные игроки — Interaxxon, NeuroSky, Emotiv, Neural Impulse Actuator. Мировой рынок прикладных нейроинтерфейсов оценивается в $1,46 млрд. Доля российских проектов, по оценке РВК, около 2–3%. Но прикладного софта для таких устройств пока немного, и эту нишу стремится занять «Лаборатория знаний».
В 2018 году создатели Neuro Angel получили $1,35 млн выручки, в 2019 году — почти в два раза больше. Рентабельность бизнеса — 30%. По мнению нейрофизиолога Александра Каплана, работающего с конкурентом Neuro Angel, компанией «Нейротренд», пока технологии на зачаточном уровне, но уже через пять лет прикладные нейроинтерфейсы вроде Neuro Angel станут столь же распространенными, как смартфоны. «Они будут как третье полушарие мозга», — уверен ученый.
В декабре 2019-го Neuro Angel участвовал в международном конкурсе стартапов IPIEC Global в Китае. Там Макаров подписал десяток соглашений с зарубежными компаниями, среди них и крупный китайский разработчик телекоммуникационного оборудования ZTE. Кроме того, ученый планирует выпускать приложения для массового рынка, но с ценой пока не определился. По его расчетам, в этом году выручка стартапа вырастет до $5 млн. «В будущем возникнут гибридные человеко-машинные системы, в которых искусственный интеллект будет координировать работу целых коллективов через нейрогарнитуры. И тогда решения задач любого масштаба нам под силу», — мечтает Макаров.
- «Кукушечка поехала»: к чему приводит излишний самоконтроль и как с ним бороться
- «Кофейный МММ»: как основательница «Даблби» потеряла бизнес и конкурирует с бывшими инвесторами
Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes
Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes