Королева TikTok: как 20-летняя таджичка заработала миллионы рублей и завоевала миллионы подписчиков в соцсетях

Фото DR
Дина Саева вовремя распознала потенциал TikTok и летом 2019-го стала главной звездой русскоязычного сегмента соцсети Фото DR
Уроженка Душанбе Дина Саева — самый популярный русскоязычный пользователь соцсети TikTok. Аудитория более чем из 7 млн подписчиков приносит блогеру контракты с брендами масштаба Coca-Cola и Dolce & Gabbana, а также более 800 000 рублей дохода в месяц

Forbes продолжает серию материалов о «тиктокерах» — блогерах, которые стали известными благодаря китайской соцсети TikTok. Нашим первым героем был белорус Алексей Савко. На очереди — Дина Саева, самый популярный русскоязычный «тиктокер» прямо сейчас.

Дина Саева родилась в небогатой религиозной семье. Несмотря на строгие нравы, родители не стали мешать ее карьере блогера — заработок от рекламы в соцсетях помогал дочери обеспечивать себя. Национальный колорит — танцы под музыку народов Центральной Азии и Кавказа — стали «фишкой» Саевой и помогли привлечь подписчиков сначала в Instagram, а потом и в TikTok, где Дина «выстрелила» и к концу лета 2019-го обрела статус самого популярного русскоязычного пользователя. На рекламе других блогеров, например, Егора Крида, и интеграциях с крупными брендами масштаба Coca-Cola, Samsung и Dolce&Gabbana Саева, по данным Forbes, менее чем за год заработала 10 млн рублей.

Forbes узнал, как 20-летняя таджичка стала королевой российского сегмента TikTok и почему ей приходится ходить по улицам с охранником.

Нежеланная гостья

Дина Саева (настоящее имя Мадина Басаева) родилась в столице Таджикистана Душанбе в канун 2000 года в семье водителя такси и повара. «Воспитывалась я со своими сестрами и братьями в строгости (в семье четверо детей, Дина старшая. — прим. Forbes). У меня религиозные родители», — рассказывает блогер в интервью Forbes.

В начале 2000-х Басаевым после почти десяти лет подготовки удалось получить российское гражданство. «Подавали все документы, проходили инстанции. Не без проблем, конечно, но по итогу получили», — вспоминает Дина. Семья переехала в Екатеринбург. По словам блогера, родители рассчитывали, что в России детям будет лучше, чем в Таджикистане, где «дома не было даже стола и занимались на полу».

В первое время Басаевы испытывали трудности с деньгами и жильем. Квартирная хозяйка невзлюбила гостей из Центральной Азии и выгнала семью на улицу. Отец Дины в то время подрабатывал охранником на дискотеках. С понедельника по четверг, когда танцев не было, жена и дети ночевали в том же помещении — спали прямо на полу. Выходные проводили в ИКЕА, потому что «некуда было идти», ночевали у знакомых.

«Если я начну баловать себя, меня никто не поймет, ведь я не из такой семьи»

Спустя несколько лет жизни в таких экстремальных условиях родителям, по словам Саевой, все же удалось скопить денег и купить в ипотеку квартиру. После смерти отца летом прошлого года кредит погашает Дина, она же обеспечивает всю семью. «Мама называет меня «наш кормилец», — признается блогер.

Как 22-летний белорус ростом 136 см зарабатывает миллионы на видео в TikTok

Звезда из McDonald’s

Несмотря на строгое воспитание, Дина выступала на всех школьных праздниках, вела концерты. Родители поддерживали ее увлечение сценой, но настаивали, чтобы дочь получила «более серьезное» образование — акушера-гинеколога или юриста. «У меня не было выбора», — констатирует Дина. Она поступила в Уральский финансово-юридический колледж на юриста.

От скучных занятий тяга к актерству только обострилась. Как и многие подростки, Саева увлеклась социальными сетями и в 2015 году зарегистрировалась в Instagram. Выкладывала фото и танцы на камеру: шевелила губами в такт исполнителю (это называется липсинк — от англ. lip sync — «синхронизация губ», исполнение песни под фонограмму. — прим. Forbes) и жестами обыгрывала тексты песен: например, на слове love изображала ладонями сердце, а на слове cry ­— имитировала плач.

Незамысловатый контент быстро нашел свою аудиторию: за год на аккаунт подписались 40 000 человек. Блог быстро стал для Саевой чем-то большим, чем хобби: реклама косметики и аксессуаров (например, хиджабов) вскоре начала приносить доход, поначалу скромный — по 3000-6000 рублей в месяц.

Этих денег не хватало, чтобы снять с родителей необходимость поддерживать дочь финансово. Тогда в 16 Дина устроилась в McDonald’s, где подрабатывала по четыре часа в день в свободное от учебы время. «Иногда меня узнавали за плитой, фотографировали и отправляли фото со словами, что было приятно меня увидеть. Например, писали: «Заказал картошку из-за тебя», — вспоминает Саева. Подработка приносила по 400 рублей в день. В совокупности Дина научилась зарабатывать ровно столько, чтобы не зависеть от родителей.

Первая леди Рунета: как Настя Ивлеева научилась зарабатывать миллионы на персональном бренде

Популярность дорого обходится Дине Саевой: соцсети блогера полны агрессивными комментариями от консервативных подписчиков
Популярность дорого обходится Дине Саевой: соцсети блогера полны агрессивными комментариями от консервативных подписчиков

«Капитан хайпа»

«Фишкой» Дины стали танцы под национальные песни: «Я ввела тренд снимать видео под аутентичные песни разных народностей: русские, дагестанские, таджикские, аварские». Ролики распространялись по интернету — в сообществах во «ВКонтакте» и на YouTube — с заголовками вроде «Таджичка красиво поет» и «Таджичка красиво танцует».

Саева поначалу даже не поспевала за вирусным эффектом. Например, одно из видео в 2017 году за сутки набрало почти 10 000 просмотров безо всякой спланированной маркетинговой поддержки. «Я не была капитаном своего корабля хайпа. В день могло подписаться по 15 000-20 000 человек. Для меня это было шоком», — уверяет Дина. Так или иначе, ставка на национальный колорит сработала: за пару месяцев блогер набрала около 400 000 подписчиков в Instagram.

«Я просто снимала ролики, которые нравились мне. Видимо, этим они и зацепили других»

Вскоре с ней связался свадебный салон Sanremo позвал ее в Дагестан, где живет большая часть аудитории Дины, для съемок в рекламе свадебных платьев. «Я подумала: «Почему бы и нет?» — вспоминает блогер. О решении она за день до вылета предупредила мать. Родители боялись за 17-летнюю дочь, но доверились ей и не стали удерживать. В итоге те съемки принесли Дине около 90 000 рублей.

Через пять месяцев Саева бросила учебу в колледже и перебралась в Москву.

Как блогер Ида Галич прошла путь от КВН до рейтинга Forbes

Курс на TikTok

В Москве Дина продолжила осваивать соцсети уже с задачей превратить их в основной источник собственного дохода: «Порой меня посещали мысли, что Instagram может умереть, а я останусь без диплома». Когда после резкого старта рост подписчиков на платформе замедлился, Саева решила диверсифицировать каналы дистрибуции своего контента и в 2018-м всерьез взялась за развитие заведенного двумя годами ранее аккаунта в любимой соцсети подростков — приложении TikTok.

За четыре года этот сервис — разработка китайской компании ByteDance — стал популярным в 150 странах мира, включая Россию. Основная аудитория — тинейджеры: 40% пользователей моложе 18 лет. В совокупности приложение скачали 1,5 млрд раз, что позволило TikTok обойти по популярности Facebook и Instagram.

По мнению Кристины Еремеевой, руководителя пресс-службы TikTok в России, рост популярности платформы связан с тем, что современная аудитория предпочитает короткий контент — ролики от 15 до 60 секунд. В отличие от Instagram и других соцсетей, новая площадка анализирует предпочтения пользователей и показывает персонализированный контент — тот, который пользователю с большой вероятностью понравится. «В противовес миру соцсетей, TikTok позволяет показать моменты из реальной жизни и творчески выразить себя. Процесс создания и редактирования видео происходит в приложении, нет необходимости использовать какое-либо оборудование или сторонние видеоредакторы», — описывает разницу Еремеева.

«Самое страшное было, когда мне присылали фотографию моей квартиры и подъезда, угрожая меня убить»

Саева еще в 2016-м открыла для себя Musical.ly — китайскую соцсеть для коротких видео, которая в 2018-м объединилась с TikTok в рамках сделки объемом $1 млрд. Платформа делает ставку на музыкальные ролики, так что контент Дины идеально вписался в местную концепцию. При этом сама Саева признается, что изначально цели делать акцент на TikTok не было — она просто скачала приложение, потому что было «интересно вливаться во что-то новое».

Сначала блогер просто смотрела видео других пользователей. Русскоязычных звезд на платформе тогда почти не было, так что в ее ленте подписок были в основном американцы.

Дина научилась быстро перенимать западные тренды и вкусы: начали снимать юмористические видео с другими блогерами, челленджи (конкурсы-испытания), сценки из фильмов. Репертуар полнился и танцами под треки зарубежных исполнителей, а также «фокусами» с монтажом: например, когда по взмаху ладони на Дине меняется макияж или раз в секунду — одежда. «Есть социальные видео, есть поучительные, но они сняты не ради того, чтобы пробить слезу в зрителе, а  для мотивации их на добрые поступки», – рассказывает блогер. В роликах она поднимает вечные темы вроде ревности, безответной любви и предательства и напоминает о мелочах, которые делают мир добрее, например, о том, что можно поделиться зонтом в дождь.

По словам Саевой, толчком для взлета ее популярности послужило знакомство с московскими блогерами, в особенности с Рахимом Абрамовым (5,8 млн подписчиков в Instagram, 6 млн — в TikTok), который регулярно появляется в ее роликах и с которым подписчики Дины приписывают ей роман. «Полноценным блогером я себя почувствовала, когда начала снимать совместные видео с Рахимом», — рассказывает она. В совместных роликах молодые люди часто изображали влюбленную пару, дурачились на камеру, путешествовали. Публично они называют друг друга друзьями. Абрамов отказался от комментариев Forbes.

Как пятилетняя девочка зарабатывает до $500 000 в месяц на YouTube

Реклама для зумеров

Саева уверяет, что не вкладывала денег в рекламу, а ее аудитория увеличилась органически. Единственным каналом продвижения был взаимный пиар с другими блогерами: Дина в роликах рассказывала о профилях коллег в обмен на ответную рекламу. Такие видео встречаются и сейчас: Саева снимается с «тиктокерами» Даней Милохиным (@danya_milokhin, 1,9 млн подписчиков), Чаной (@chanderland, 526 000 подписчиков), Анной Калашник (@hahadetka, 3,2 млн подписчиков) и Региной (@regsem, 2,1 млн подписчиков).

Привлечь остальных подписчиков, по словам Дины, помогли рекомендательные алгоритмы TikTok, которые в первую очередь и отличают приложение от Musical.ly. Технологии анализируют поведение пользователя: каких блогеров он чаще смотрит, какой тип контента досматривает до конца, что чаще лайкает, комментирует, пересылает, — и предлагают зрителям похожие ролики, неважно, подписан пользователь на авторов этих видео или нет. «С появлением рекомендаций на видео стало появляться по 600 000 лайков, появилось вдохновение и стимул «пилить» еще больше видео и заниматься творчеством. Меня это замотивировало», — рассказывает Саева.

Летом 2019 года она начала сотрудничать с продюсерским центром ПЦ, который первым в России сфокусировался на TikTok. «Дина одна из первых, с кем мы познакомились, еще до создания ПЦ. Тогда наша команда развивала TikTok в России, и мы общались со всеми растущими блогерами на платформе. Когда мы стали подписывать «тиктокеров», то Дина не сразу пришла к нам, а одна из самых последних из давних знакомых», — вспоминает основатель ПЦ Рустем Богданов. Стороны заключили контракт на пять лет.

Команда центра подсказывает резидентам, как улучшать контент, и приводит крупных рекламодателей. Богданов уверяет, что в подаче Дины ничего менять не пришлось: «Она очень хорошо чувствует то, что станет популярным, — активно мониторит американский TikTok и берет оттуда. Она хорошо прочувствовала все детали виральности. Дина — лицо российского TikTok».

Дина Саева мечтает превратиться в продюсера других TikTok-блогеров и уже помогает в продвижении звездам масштаба Егора Крида
Дина Саева мечтает превратиться в продюсера других TikTok-блогеров и уже помогает в продвижении звездам масштаба Егора Крида

По словам Дины, одна рекламная интеграция стоит от 260 000 рублей, продвижение песни артиста — съемка 15-секундного ролика под его трек — 110 000. По словам Михаила Карпушина, директора по маркетингу платформы GetBlogger, комиссия агентства может составлять 20-50%. В 2019-м рекламные контракты в TikTok принесли Саевой, по ее словам, 1,8 млн рублей выручки. При этом свой совокупный доход от рекламы с учетом Instagram, коммерческих съемок для брендов и других направлений блогер за тот же период оценивает в 10 млн рублей.

В TikTok Дина рекламировала, в частности, газировку Sprite — вместе с другими резидентами ПЦ она запустила челлендж «Свежий ответ», который призывает давать отпор хейтерам в соцсетях и недоброжелателям в жизни. Также Саева сняла ролик в стиле фильма ужасов про новую черную газировку Fanta. По словам менеджера по работе с медиа и инфлюенсерами на проектах Coca-Cola Дианы Халиловой, для этой кампании организаторы выбирали блогеров по двум параметрам: креативная концепция должна была органично вписаться в авторский контент, а вовлечение аудитории через просмотры, лайки и комментарии должно было быть «высокого уровня». Саева подошла по всем критериям. «Многие бренды в портфолио Coca-Cola все чаще обращаются к TikTok. И далеко не потому, что это активно продвигаемое приложение. К нему виден органический интерес молодой аудитории, которая является частью ДНК Fanta и Sprite. То, с какой скоростью зарождаются новые тренды и форматы в приложении, позволяет брендам чувствовать себя максимально раскованно в креативном смысле», — объясняет Халилова.

«Она хорошо прочувствовала все детали виральности. Дина — лицо российского TikTok»

Саева снималась и в рекламном минисериале сервиса для знакомств Badoo, в котором обыгрывалась неловкость первых свиданий и трудность новых отношений. Также блогер поддержала производителя гигиенических средств Kotex в акции #вместемыможемвсе, направленной на поддержку женщин. «Kotex в коммуникации делает фокус на молодых активных девушек и всегда ищет новые способы построения контакта с потребительницами, поэтому мы давно начали присматриваться к возможностям TikTok. Это не просто трендовая площадка, это новая реальность поколения Z, новая модель потребления контента. Если бренд хочет быть релевантным для молодой аудитории, он не может игнорировать эту платформу», — говорит Ксения Сизова, старший бренд-менеджер Kotex. По ее словам, Дины не было в изначальной подборке блогеров, которую рекомендовало агентство Sputniki, но сотрудники Kotex настояли, чтобы в число лиц кампании включили любимую ими Саеву, и не прогадали. Ролик набрал 1,8 млн просмотров, и компания осталась довольна сотрудничеством. По тому же принципу — из любви к Саевой, а не только из расчета на ее аудиторию — Дине заказал рекламу московский салон красоты Ti Feris Beauty.

Саева рекламирует не только товары и услуги массового спроса, но и люксовые бренды: например, она заключила договор с Dolce&Gabbana и посетила февральский показ на Неделе моды в  Милане. Там блогер примерила платье из новой коллекции и протестировала косметику. «Появление TikTok-блогеров на Неделе моды в Нью-Йорке вызвало широкий резонанс в СМИ. Для «люкса» размещение на платформе — это не только эффективный инструмент привлечения новой аудитории, но  и прямой доступ к молодому поколению, работа с которым уже с ранних лет формирует лояльность к бренду», — рассуждает о новом феномене Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

«Жизнь за миской оливье не самая веселая участь»: блогер Тетя Мотя — о диете мужа из списка Forbes и идеальном теле

Двуликая слава

К августу 2019-го на аккаунт Саевой подписались около 4 млн пользователей, и она официально стала самым популярным русскоговорящим «тиктокером». По мнению Еремеевой из TikTok, рост популярности связан с тем, что Дина снялась в клипе Егора Крида на песню Love is и начала записывать с артистом другие совместные ролики (сама Дина отрицает решающее влияние этого сотрудничества на свою популярность). После этого исполнитель неоднократно появлялся в ее роликах для TikTok — он тоже сотрудничает с продюсерским центром ПЦ, через который и познакомился с Саевой. По словам Дины, с Кридом она сотрудничает бесплатно: «Я не брала с него ни копейки, а просто говорила: «Егор, пошли снимать». И мы шли».

К марту 2020-го число подписчиков Саевой выросло до 7,2 млн. Блогер уверяет, что ее ролики смотрят не только подростки, но и люди постарше. Больше всего зрителей из России — 24%, следом идут граждане Индии — 7%, по 5% зрителей из США, Казахстана и Саудовской Аравии. Дина регулярно общается с подписчиками. Однажды даже устроила пикник в парке в Дербенте в честь своего дня рождения, на который пришли 170 человек.

Правда, не все зрители относятся к Саевой доброжелательно. Однажды во время прямого эфира (опция соцсети, когда блогер проводит трансляцию в режиме реального времени) она начала рассуждать о том, что не хочет жить «в клетке», выступила против браков, в которых молодых женщин из традиционных обществ насильно выдают замуж, и заявила о том, что у всех людей должна быть свобода выбора. По словам Дины, к такому выступлению ее подтолкнуло сообщение одной из подписчиц о том, что она «не хочет жить», потому что ее насильно выдают замуж. «Мои родственники тоже насильно выдают замуж моих двоюродных сестер, поэтому тема меня зацепила», — поясняет блогер. Лояльная прежде аудитория восприняла эти слова в штыки, в адрес Дины посыпались угрозы. «Самое страшное было, когда мне присылали фотографию моей квартиры и подъезда, угрожая меня убить, если я не перестану говорить об этом. С тех пор со мной везде ходит охранник», — признается блогер.

«Я не брала с Егора Крида ни копейки, а просто говорила: «Пошли снимать». И мы шли»

В комментариях к ее постам появились фразы вроде: «Ты предала нашу религию. Не хочется, чтобы такая красота в аду горела!», «Как не стыдно, позор своих предков», «О Аллах, до чего докатился мир и вы с ними». По словам Саевой, три остросоциальных видео на тему отношений в восточных семьях «ушли в стол» — Дина боится за свою безопасность. 

«Никто не знал, кто мой папа»: Алеся Кафельникова о том, как стала одной из главных российских моделей, России и отце

Гонка героев

Саева признается, что на старте снимала ролики, когда «было настроение». Сейчас ей приходится производить контент каждый день и выкладывать по 4-5 видео, чтобы конкурировать за внимание зрителей с другими блогерами: «Порой, когда нужно было делать ролики со сложной механикой ручной съемки, руки так уставали держать перед собой телефон, что я не могла поднять их. Это была полноценная работа, словно поход в офис или спортзал». Снимать видео на одну и ту же тематику Дине быстро надоедает, поэтому она записалась на различные кружки: на танцы, где учится популярным движениям из TikTok, на вокал, английский язык, актерское мастерство и фитнес. «Если не быть разнообразной – потеряешь себя», — объясняет блогер.

По ее словам, она сама пишет сценарии, снимает и монтирует видео. В команде Дины работают два менеджера, рекламный директор, помощник и водитель-охранник. Периодически блогер привлекает профессиональных операторов и визажистов. Ежемесячные расходы и доходы варьируются в зависимости от загрузки. В феврале Саева потратила около 300 000 рублей. «Большую часть заработанных денег я вкладываю в контент, потому что знаю, что это вернется и принесет еще больше подписчиков. Если я начну баловать себя, меня никто не поймет, ведь я не из такой семьи. Деньги — это не цель, а средство к ее достижению», — говорит Дина.

Школа миллиардера: вдохновляющие истории успеха от собственников бизнеса

Съемки проходят в московской студии Дины на улице Правды. Это просторный павильон с минимум мебели и высокими потолками.  Там каждую неделю Саева проводит «ламповые субботы» — бесплатные встречи, где собираются начинающие блогеры: @mershv (147 000 подписчиков), @mzeene (341 000), @ne_opoznanniy (836 000), @yahochusspat (329 000) и другие. Дина уверена, что общение с опытными позитивными коллегами идет на пользу: во время встреч блогеры снимают по десять видео за раз. Кроме контента, «ламповые субботы» помогают собирать обратную связь и улучшать блог. «Возможно, Дина говорит о пуле своих блогеров, которых она подпишет и будет продавать другим рекламным и блогерским агентствам, брендам или в продюсерские центры», — допускает Богданов из ПЦ.

Три видео на тему отношений в восточных семьях «ушли в стол» — Дина боится за свою безопасность

Дина действительно планирует со временем открыть продюсерский центр и продвигать артистов, которые не знакомы с TikTok: «Хочу, чтобы в этом офисе, который кажется пустым, собралась отличная команда из профессионалов, которые могли бы помогать и развивать TikTok. Мы разработаем план и сможем помочь набрать популярность тем, кто этого хочет». Богданов из ПЦ отмечает, что идея Саевой — это не полноценный продюсерский центр, а «блогерское агентство, не более». 

По ее словам, она уже продвигает на платформе поп-звезд – того же Крида и Юлианну Караулову: «Его аккаунт [Крида] я продвинула до 2 млн подписчиков, а ее — до 400 000».  Дина, по собственному утверждению, также ведет переговоры о сотрудничестве с певицами Еленой Темниковой и Нюшей, ведущей Дарьей Клюкиной и моделью Викторией Одинцовой. «Хотим идти в ногу со временем», — объясняет интерес к TikTok Клюкина. С Темниковой Саева уже выпустила несколько роликов: в них блогер и певица угадывали песни и подшучивали друг над другом.

«Это только начало», — улыбается Дина, комментируя свою нарастающую активность на платформе. О рецепте собственного успеха она рассуждает скромно: «В первую очередь, [на мою популярность в TikTok повлияла] конечно же, удача. Еще к причинам популярности можно отнести удачно выбранные время и место, то есть площадку и контент. Если людям что-то нравится, они будут делиться этим. Я просто честно снимала ролики, которые нравились мне. Видимо, именно этим они и зацепили других».

Заявление редакции Forbes в связи с публикацией о Дине Саевой

Дополнительные материалы

Самые успешные блогеры России — 2019. Рейтинг Forbes