Абсолютный карантин: зачем нефтяник-миллиардер строит крупнейшую в мире яхту за $350 млн

Фото Knut Egil Wang для Forbes
Кьелль Инге Рокке Фото Knut Egil Wang для Forbes
Один из богатейших норвежских миллиардеров Кьелль Инге Рекке пережил работу матросом, жесткую экономию, экзистенциальный кризис и даже тюрьму. Сейчас он строит самую большую в мире яхту с бассейнами, джакузи и вертолетной площадкой. Но Рекке подчеркивает, что это не типичная игрушка миллиардера: яхта нужна ему, чтобы спасать океаны

Сквозь туман у атлантического побережья норвежского города Браттваг, расположенного всего в паре сотен километров к югу от полярного круга, прорисовываются очертания яхты Rev длиной 182,88 м. Это обшивка корабля: кованая, но еще не завершенная. В совокупности с бронзово-черным корпусом она придает ему вид поднятых со дна обломков. «Я собираюсь проводить на судне два месяца в году», — говорит владелец яхты, норвежский миллиардер Кьелл Инге Рекке.

Рекке склоняется над чертежами. Ни одна деталь на судне не устанавливается без его одобрения. Подводная лодка, вертолетные площадки, три бассейна и джакузи... Тем не менее это не типичная игрушка миллиардера: на борту также находятся восемь лабораторий и аппарат на дистанционном управлении, который может опускаться на глубину до 580 м.

Карантин на мегаяхте: как миллиардеры самоизолируются на своих лодках

Rev —  это плавучий парадокс. С одной стороны, это самая большая яхта в мире, апогей самовлюбленности стоимостью около $350 млн. Но 61-летний Рекке предпочитает другое определение. Rev, настаивает он, — это исследовательское судно. 

План Рекке прост. Он позволит ученым бесплатно пользоваться яхтой, чтобы они могли находить океанический мусор, оценивать промысловые запасы и проверять уровень кислотности воды. Когда исследователи не будут использовать судно, он сам отправится в плавание в свое удовольствие или же сдаст яхту напрокат каким-нибудь богачам, а доход пожертвует на природоохранные проекты.

В Румынии спустили на воду самую большую яхту в мире

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В Румынии спустили на воду самую большую частную яхту в мире — REV Ocean. Судно строит второй номер в норвежском списке Forbes Кьелл Инге Рекке. Разбогатев на рыбной ловле и шельфовом бурении, он поклялся отдать большую часть своего состояния на спасение океанов от загрязнения и неограниченного промысла #Forbes #Яхты #Миллиардеры

Публикация от Русская редакция Forbes (@forbes.russia)

 

Рекке — такой же парадокс, как и эта яхта. Он заработал состояние в $1,7 млрд, эксплуатируя водные ресурсы: от тралового промысла до подводного бурения и коммерческих грузовых перевозок. «Я тоже часть этой проблемы», — признает он. Теперь, по его словам, он хочет навести порядок. Но не так сильно, чтобы исключить из портфеля компании, которые загрязняют окружающую среду.

«Нам не нужно признание, — подчеркивает Рекке. — Мы просто хотим принять участие в решении проблемы».

Пожар, утонувший траулер и тюрьма

Рекке вырос в норвежском городе Молде, в семье весьма скромного достатка. Его отец был столяром, а мать работала бухгалтером и в свободное от основной работы время продавала стиральные машины и сушилки. Рекке страдал дислексией и бросил школу после девятого класса. «Учитель сказал мне перед всем классом: «Можешь гордиться, если однажды получишь водительские права», — вспоминает он.

Рекке устроился палубным матросом на норвежское рыболовное судно и проводил в море десять месяцев в году. В 1980 году, когда ему был 21 год, он переехал в Сиэтл, чтобы работать на траулере. После первого сезона у него наступил экзистенциальный кризис. «У меня совершенно не было планов на будущее», — говорит он. Поэтому он составил список своих желаний: «Я хотел независимости, хотел жить своей жизнью, и я думал, что это станет возможным, если я разбогатею, — говорит он. — Как же я ошибался».

Его первым шагом стала жесткая экономия ради создания сбережений. «Пока мои друзья ездили в Мексику или на Гавайи, я сидел дома и мастерил рыболовное снаряжение для лодки», — рассказывает Рекке. К 1982 году он скопил $75 000 для первого взноса за собственную лодку — 21-метровый траулер.

Два года спустя на его первой лодке произошел пожар. Он купил вторую. Она села на мель и затонула. «Мне пришлось заново договариваться со всеми моими поставщиками», — говорит Рекке. Этот процесс занял более семи лет.

«Дача» для миллиардера: как выглядит изнутри яхта-ледокол Олега Тинькова

Упорство принесло плоды. Каким-то образом банки продолжили кредитовать Рекке, и он смог начать заново. Со временем он собрал небольшой флот, который к 1987 году превратился в полноценную компанию American Seafoods, ловившую минтай у берегов Аляски.

Когда финансовое положение Рекке упрочилось (отчасти благодаря субсидиям норвежского правительства), его суда стали вылавливать огромное количество рыбы. По собственным оценкам, в какой-то момент они добывали от 600 000 до 800 000 рыб в день, а годовые продажи превышали $18 млн (примерно $45 млн в сегодняшних ценах). Рыбу высшего качества разделывали на филе и продавали. Остальное перерабатывали в рыбную муку и рыбий жир.

«В конце концов оказалось, что компания Рекке контролирует 40% добычи минтая в Америке», — пишет эколог Кевин М. Бейли в книге Billion-Dollar Fish («Рыба на миллиард»). Бейли утверждает, что American Seafoods продолжила развиваться на глобальном уровне и «владела предприятиями от России до Аргентины, которые обвинялись в чрезмерном вылове рыбы». Рекке оспаривает это заявление.

В 1990 году Рекке переключил свое внимание на Норвегию, которая тогда восстанавливалась от экономического кризиса. «Мало у кого в то время были свободные деньги, — говорит он. — А у меня были. Поэтому я купил все, до чего смог дотянуться».

Дотянуться он смог далеко: в числе его приобретений были производитель одежды, сеть спортивных магазинов и огромные комплексы коммерческой недвижимости. «Он появился практически из ниоткуда, — говорит Кнут Согнер, преподаватель экономической истории в Норвежской школе бизнеса BI. В 1996 году Рекке купил контрольный пакет в Aker, одном из крупнейших норвежских конгломератов, который специализировался на строительстве кораблей и подводном бурении. Теперь Aker — это название публичной компании Рекке. Сейчас его портфельные компании в совокупности приносят $9,4 млрд выручки в год.

Начало 2000-х ознаменовалось сложным периодом в жизни Рекке. В 2002 году он никак не мог получить лицензию на управление своей 17-метровой яхтой Celina Bella. Он пошел в обход закона и заплатил шведским чиновникам $10 000 за этот документ. «Я хотел получить лицензию самым простым способом», — говорит он и утверждает, что не знал о том, что нарушает закон. Прокуратура узнала о платеже, и Рекке приговорили к 120 дням заключения. Он отсидел 23 дня.

Помирить нефтяников и экологов

Освободившись, Рекке продолжил инвестировать в энергетику, на которую приходится примерно пятая часть норвежской экономики. В 2005 году он создал нефтяную компанию Aker Drilling, занимавшуюся бурением на шельфе, а в 2014 году приобрел нефтегазовую компанию Marathon Oil Norway за $2,7 млрд. Однако он начал беспокоиться о том, какое наследие он оставит. «Я никогда не инвестировал в инфраструктуру, не построил ни единой дороги, — вспоминает он. — По сути я просто собираю урожай».

Норвежский миллиардер отдаст большую часть своего состояния на очистку океана

Поэтому в 2017 году он основал Rev Ocean — некоммерческую организацию, которая сейчас курирует строительство одноименной яхты. Он связался с Ниной Йенсен, которая на тот момент руководила деятельностью Всемирного фонда дикой природы в Норвегии, и предложил ей возглавить новую организацию. Защитницу окружающей среды предложение не заинтересовало. «Кьелль Инге позвонил мне и спросил, хотела бы я работать над этим проектом вместе с ним, — рассказывает Йенсен. — Я сразу же ответила нет».

Но человека, который годами спасал свой бизнес от пожаров и затонувших кораблей, было непросто сбить с пути. В конце концов Йенсен согласилась. Теперь она защищает их необычный союз: «Если биолог и специалист по охране природы может объединить усилия с капиталистом и промышленником, это настоящее чудо, правда?»

Яхта — первый проект Rev Ocean. Есть еще инициатива по сокращению пластиковых отходов в Гане и планы разработки программного обеспечения, которое позволит централизовать исследовательские данные об океане.

Команда Йенсен занимает третий этаж корпоративной штаб-квартиры Рекке в Осло, деля офис с энергетическим подразделением Aker. Это совпадение подчеркивает очевидное столкновение интересов: пока Rev Ocean трудится над очищением океанов, Aker продолжает их загрязнять.

Но похоже, это противоречие не смущает Рекке. «Если вы хотите решать проблемы, то вам нужно оставаться оптимистом», — подчеркивает он. И добавляет:  критики решению проблем не способствуют.

Дополнительные материалы

Уплыли от вируса: где пережидают пандемию яхты российских миллиардеров

Перевод Натальи Балабанцевой.