Долгая война: как Маск обошел Безоса в космической гонке и почему это еще не конец

Фото Joe Raedle / Getty Images
Фото Joe Raedle / Getty Images
Космическая война миллиардеров длится уже несколько лет, и пока что побеждает Илон Маск. Основатель SpaceX первым отправил астронавтов в космос на коммерческом корабле и недавно получил новый контракт от военных, пытающихся отказаться от ракетных двигателей из России. Маск выигрывает битвы, но не войну: сражения между ним и богатейшим человеком мира Джеффом Безосом за космос будут бушевать еще много лет, предупреждают эксперты

Первая победа в космической гонке миллиардеров осталась за Илоном Маском — Пентагон недавно согласился заплатить SpaceX миллионы долларов, чтобы использовать ее ракеты и отказаться от российских технологий.

Результаты конкурса на запуски космических аппаратов для военных были объявлены в конце прошлой недели. Компании Blue Origin Джеффа Безоса контракта не досталось. Гендиректор Blue Origin Боб Смит позднее заявил, что компания сделала «привлекательное предложение» и «разочарована» итогами конкурса. 

Этот конкурс стал, возможно, одной из первых битв в космической войне предпринимателей за государственные деньги, которые через несколько лет могут обернуться миллиардами долларов. Первой, но не последней — сражения Маска против Безоса будут бушевать еще много лет, сказал Forbes партнер одного венчурного фонда, который специализируется на сфере исследований космоса.

Старт SpaceX Falcon, 2019 год
Старт SpaceX Falcon, 2019 год

Деньги налогоплательщиков в космосе

Седьмого августа SpaceX Илона Маска и United Launch Alliance (совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing) выиграли два пятилетних контракта на пуски ракет для Космических сил США на сумму $653 млн. Контракты предполагают, что ULA и SpaceX выполнят примерно 30 миссий для Пентагона и Национального управления военно-космической разведки, разделив их в соотношении 60/40.

Космос со скидкой. Сможет ли Илон Маск сбить цены на полеты к орбите и Луне

Космическая гонка миллиардеров стартовала еще несколько лет назад, когда США решили перестать использовать российские ракетные двигатели на фоне растущей геополитической напряженности и угроз ввести экспортный запрет в отношении России после присоединения Крыма в 2014 году. В июне 2016 года сенат внес поправку о том, что после 31 декабря 2022 года Пентагон больше не сможет покупать российские двигатели РД-180 для ракет Atlas-5. Это создало новые возможности для крупных космических корпораций и миллиардеров вроде Маска и Безоса: оба они открывают новую главу в истории предпринимателей и космических ракет.

Джефф Безос, представляет новый лунный посадочный модуль Blue Moon, 2019 год
Джефф Безос, представляет новый лунный посадочный модуль Blue Moon, 2019 год

Сейчас власти США все больше рассчитывают на то, что предприниматели помогут сделать космические миссии более дешевыми. «Сохранение конкуренции на рынке пуска ракет в интересах как правительства, так и коммерческих клиентов, — это наш способ поощрить развитие инноваций в области доступа в космос, — заявил помощник министра ВВС США доктор Уильям Роупер, подводя итоги тендера. —  Сегодняшние результаты знаменуют начало новой эпохи в сфере пусков космических ракет, которая наконец позволит Пентагону отказаться от российских двигателей РД-180».

Генерал-лейтенант Джон Томпсон, командующий Центра космических и ракетных систем на базе ВВС в Лос-Анджелесе, заявил, что заключение контрактов в SpaceX и ULA знаменует собой «рассвет нового десятилетия в истории американских инноваций в сфере пусков».

Анализ

Несмотря на то, что Безос потерпел неудачу, обе компании — и SpaceX, и Blue Origin, — вероятно, будут оказывать большое влияние на рынок пусков ракет в ближайшие несколько лет, говорит управляющий партнер лондонского венчурного фонда Seraphim Capital Джеймс Брюггер. Его фонд инвестирует в космические компании. Брюггер прогнозирует, что SpaceX и Blue Origin будут конкурировать «лоб в лоб». Обе компании хотят запускать спутники, предоставляющие дешевый широкополосный интернет по всему миру, и «войны между Маском и Безосом, вероятно, будут бушевать еще много лет», добавляет эксперт.

Брюггер не был удивлен, когда победителями тендера  были объявлены ULA и SpaceX — опытный игрок со связями в Lockheed Martin и Boeing и новый представитель класса миллиардеров-предпринимателей в лице Илона Маска. По словам Брюггера, заключение контракта сразу с двумя новыми игроками могло показаться военным  «слишком рискованным».

На орбиту без визы: почему 2020 станет годом космического туризма

По словам Брюггера, SpaceX на данный момент «более авторитетна», чем Blue Origin, поскольку много лет выполняла заказы правительства. SpaceX запускала правительственные спутники и доставляла грузы на Международную космическую станцию. «И, конечно же, — добавляет он, — они только что завершили знаменательную миссию по доставке американских астронавтов на МКС, ознаменовав начало эры коммерческих полетов человека в космос».

«Космос объединяет всех, на всех рынках, везде. Как говорят в армии, космос — это абсолютная высота», — говорит Дэниел Кэрью, директор IQ Capital, британской венчурной фирмы, которая специализируется на технологических компаниях.

Расходы на конкуренцию

В заявлении после конкурса Blue Origin сообщила, что «разочарована» решением отклонить ее заявку, в которую были вложены «беспрецедентные частные инвестиции в размере более $2,5 млрд». «Мы представили невероятно привлекательное предложение для национальной безопасности и налогоплательщиков США», — добавила компания. Blue Origin утверждает, что ее ракета New Glenn, построенная с использованием двигателей BE-4, продемонстрировала «большую грузоподъемность.. и очень конкурентоспособную единую базовую стоимость запуска любой миссии в течение всего периода заказа».

Дональд Трамп с ракетой SpaceX Falcon 9
Дональд Трамп с ракетой SpaceX Falcon 9

Безос может утешить себя тем, что, несмотря на потерю контракта, ULA в своей презентации упомянула технологию двигателей BE-4 от Blue Origin. В 2014 году богатейший миллиардер мира назвал двигатель BE-4 «выдающимся устройством», которое обладает тягой в 250 тонн, очень низкими «текущими издержками» и «низкой стоимостью жизненного цикла», а также работает на «коммерчески доступном топливе» в форме сжиженного природного газа, которое можно использовать повторно. «Он на 100% построен, протестирован и разработан в США», — подчеркивал миллиардер.

«Почему Илон Маск не чудак»: первое интервью создателя Tesla и SpaceX журналу Forbes

SpaceX в своей заявке на конкурс предложила использовать ракеты Falcon 9 и Falcon Heavy.

В феврале NASA уже выбрало SpaceX для выполнения миссии Psyche, запуск которой запланирован на июль 2022 года. Космическое агентство рассчитывает исследовать богатый минералами астероид Психея, который Линди Элкинс-Тантон из Университета Аризоны описала как «гигантский загадочный металлический астероид, чрезвычайно важный для нас». В официальном заявлении NASA подтвердило, что заплатит SpaceX всего $117 млн за запуск миссии Psyche, описав астероид как «уникальный» и «один из ключевых элементов нашей солнечной системы».

Дополнительные материалы

Как SpaceX впервые отправила астронавтов на МКС: фоторепортаж

Перевод Натальи Балабанцевой