К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Владимир Потанин попал под санкции: как они угрожают бизнесу миллиардера

Владимир Потанин (Фото Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)
Владимир Потанин (Фото Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)
Спустя девять месяцев после начала «специальной военной операции»* на Украине Владимир Потанин оказался под блокирующими санкциями США — вместе со своей семьей, холдинговой компанией «Интеррос» и купленным весной Росбанком. Ограничения не затронули Тинькофф Банк, в котором «Интеррос» владеет 35,1% и в управлении не участвует. Не пострадал и «Норникель» — мировое лидерство в производстве никеля и палладия защищает компанию от блокирующих санкций, считают эксперты. Росбанк в перспективе может потребовать снять с него санкции — 47% акций банка принадлежат благотворительному фонду. Ограждены от санкций и технологичные компании, в которые инвестировал холдинг Потанина. Насколько введенные санкции действительно угрожают миллиардеру, разбирался Forbes

Вечером 14 декабря издание The Wall Street Jourmal, сославшись на неких американских чиновников, сообщило, что США планируют ввести санкции против миллиардера Владимира Потанина. В нынешней санкционной войне это первый случай, когда СМИ рассказали о санкциях против крупного российского бизнесмена раньше Минфина США. Спустя сутки предсказание сбылось. Помимо Потанина в SDN-список (означает блокировку активов в США и запрет на ведение бизнеса с американцами. — Forbesпопали его жена Екатерина и дети Иван и Анастасия. Санкции также затронули яхту Потанина  Nirvana, его инвестиционный холдинг «Интеррос» и Росбанк, который миллиардер весной выкупил у Societe Generale.

Прежде Потанин уже находился под санкциями Австралии, Великобритании и Канады. В «Интерросе» отказались от комментариев. 

Банки

По состоянию на 30 ноября 2022 года Forbes оценивал состояние Владимира Потанина в $30,2 млрд. Из этой суммы $13,5 млрд приходилось на долю в 
ГМК «Норильский никель» («Интеррос» владеет примерно 37,4%), еще $4,4 млрд — на банковские активы: акции Росбанка и 35,1% акций TCS Group (основной актив — Тинькофф Банк), которую миллиардер весной выкупил у семьи Олега Тинькова. 

 

Согласно общему правилу, компания попадает в SDN-лист, если от 50% в ней принадлежит подсанкционным лицам или их структурам. Поэтому ни TCS Group, ни Тинькофф Банк под санкции не попали. Собеседник Forbes в окружении Потанина утверждает: «Интеррос» является владельцем пусть крупного, но миноритарного пакета в банке и не имеет в нем никаких особых полномочий. Это подтверждает и источник, близкий к Тинькофф Банку. По его словам, с «Интерросом» подписан меморандум о невмешательстве в операционное управление банком.

Что касается Росбанка, он уже почувствовал влияние санкций. Как отмечала в интервью РБК предправления банка Наталья Воеводина, после того как Потанин оказался под санкциями Великобритании, с кредитной организацией перестали работать все британские банки, хотя самого Росбанка в британском санкционном списке нет. В итоге Росбанк перестал вести операции в британских фунтах. Воеводина отмечала, что новая акционерная структура «дает основания обратиться к британскому регулятору и восстановить возможность транзакций».

 

Попадание в список SDN означает изоляцию банка от долларовой системы, активы банка и его структур в американских банках должны быть заблокированы. Минфин США выпустил лицензию, которая позволяет американским организациям свернуть все операции с Росбанком до 15 марта, однако, как следует из разъяснений Минфина, эта отсрочка не касается обработки денежных переводов, сделок с ценными бумагами и прочего. 

Все американские банки, в том числе банки-корреспонденты, прекратят с Росбанком любые правоотношения, говорит партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. Так же, вероятнее всего, поступят европейские и международные (например, сингапурские) банки, добавляет юрист: «Если кто-то сегодня отправлял через Росбанк долларовый платеж, он, скорее всего, зависнет где-то в банках-корреспондентах. А значит, у российских физических лиц и компаний могут возникнуть дополнительные проблемы». Сам банк уже прокомментировал введение санкций, заверив клиентов, что событие «не окажет существенного влияния» на работу организации, а все операции в рублях проводятся «в стандартном режиме». 

Формально «Интеррос» не является контролирующим акционером Росбанка. Холдингу Потанина принадлежит немногим более 45% акций. Большую часть акций Потанин передал в свой благотворительный фонд (47,5%), а также на программу мотивации менеджмента (7,5%). По мнению Гландина, тот факт, что 47,5% Росбанка передано благотворительному фонду Потанина, может быть хорошим аргументом в случае, если банк будет добиваться снятия санкций. Это позволит сказать, что Росбанк не связан  с Потаниным, а связан с некоммерческой организацией. 

 

«Норильский никель»

Основной актив Потанина, «Норильский никель», в SDN-лист не попал. Опрошенные Forbes эксперты считают, что компания защищена и от вторичных санкций. По собственным данным «Норникеля», она занимает первое место в мире по производству никеля и палладия, обеспечивая 17% и 38% рынка соответственно. На «Норникель» также приходится 10% мирового производства платины — по этому показателю у компании четвертое место. Еще в апреле газета Financial Times предполагала, что избегать санкций Потанину помогает важная роль «Норникеля» на рынке металлов. По состоянию на 20:00 мск акции «Норильского никеля» стоили 14 320 рублей, с начала торгового дня они упали на 3%. 

«Пока нет оснований полагать, что американские санкции против Владимира Потанина могут оказать сколь-либо сильное негативное влияние на «Норильский никель», — считает независимый эксперт Леонид Хазанов. Долю США в структуре экспорта компании он оценивает в 15-20%. «В мире не так уж и много производителей чистых никеля и палладия, особенно в Северной и Южной Америке», — отмечает Хазин. Теоретически американские потребители могут начать закупать никель у бразильской компании Vale, рассуждает Хазин. Но в случае ухода «Норильского никеля» с рынка США цены на никель в любом случае вырастут, Vale воспользуется ситуацией и тоже поднимет цены, в итоге это больно ударит по предприятиям, выпускающим нержавеющую сталь и жаропрочные сплавы». 

Директор отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов не ожидает, что санкции против Потанина существенно повлияют на цены на никель: «С учетом роста спроса на никель в Китае и на мировом рынке как со стороны производителей нержавеющей стали, так и со стороны производителей аккумуляторных батарей цены могут оставаться в диапазоне $25 000-30 000 за т в следующем году». Некоторое давление на цены со стороны предложения могут оказывать проекты по добыче никеля, заявленные в Индонезии, отмечает Красноженов, но оговаривается, что реализация и масштабирование таких проектов оказываются не столь легкой задачей, а мировые запасы находятся на исторически низких уровнях, не превышающих 3-4 недель мирового потребления.

Аналитик «Велес капитала» Василий Данилов напоминает, что «Норникель» уже работает над переориентацией поставок на азиатские рынки и за последние месяцы создала твердый фундамент в этом направлении. Примерно то же говорил в июле сам Потанин в интервью РБК, упоминая, что «на других рынках нас [«Норникель»] никто не ждет, там и дисконты возможны». «В ходе переориентации транспортное плечо становится дороже, — добавляет Данилов. — Поэтому Европа по-прежнему остается самым емким и дешевым с точки зрения логистики рынком».  Потанин оценивал долю Европы в поставках компании в 50%.

Технологии 

Последние годы «Интеррос» активно инвестировал в высокотехнологичные компании. Холдинг Потанина был одним из крупнейших инвесторов фондов под управлением компании Winter Capital Partners, созданной в 2015 году командой выходцев из «Интерроса». Но с начала 2022 года «Интеррос» никак не участвует в инвестициях Winter Capital, утверждают собеседники Forbes в обеих компаниях.  

 

Winter Capital Partners ранее инвестировал во многие российские компании, например в Skyeng, «Алгоритмику», BestDoctor. «Мы не знаем инвесторов WCP, но, по нашей информации, Потанин не является одним из них», — сообщили Forbes в одной из портфельных компаний. Негативного влияния санкций против Потанина и «Интерроса» на бизнес в ней не предвидят.

Источник, близкий к Winter Capital Partners, утверждает, что у компании есть два фонда. По его словам, первый фонд создавался на инвестиции «Интерроса» и вкладывал преимущественно в России. «На нем санкции никак не скажутся», — уверен собеседник Forbes. Во втором фонде если и есть деньги «Интерроса», то их «немного», говорит источник, близкий к WCP. Этот фонд инвестирует только за рубежом. Еще до санкций он сталкивался с тем, что его считают «токсичным», рассказывает собеседник Forbes. По его словам, чтобы минимизировать риски, фонд открыл зарубежные офисы и локализовал деятельность в Азии, где проще относятся к комплаенс-процедурам. «В таком раскладе второй фонд санкционное влияние тоже не затронет», — говорит источник Forbes.

«Интеррос» также является совладельцем фонда «Восход», созданного в 2021 году. Он инвестировал, к примеру, в нейросеть для анализа медицинских изображений Sciberia и стартап по производству умных печей Qummy. На запрос Forbes в фонде не ответили. «Восход» и раньше фокусировался на инвестициях в российские проекты, говорит Forbes партнер одного из российских венчурных фондов, пожелавший остаться анонимным: «Учитывая санкции против «Интерроса», он вряд ли поменяет фокус, но география масштабирования проектов может измениться на чисто российскую».

«Интеррос» и сам инвестировал в стартапы. Например, в начале октября 2022 года вложил с партнерами 1 млрд рублей в медицинский сервис BestDoctor. Комментировать влияние санкций против «Интерроса» в BestDoctor отказались. Сделка между медицинским сервисом и «Интерросом» была структурирована так, что компания Потанина юридически не вошла в состав акционеров стартапа, говорит источник Forbes, знакомый с деталями партнерства. По данным СПАРК, 100% ООО «Бестдоктор» принадлежит кипрской компании Rafylia Holding Limited. 

 

Среди портфельных стартапов «Интерроса» также есть экосистема для токенизации различных физических активов Atomyze. В пресс-службе Atomyze отказались от комментариев. «Интеррос» также является совладельцем 40% в разработчике ПО и информационных систем «Рексофт», следует из данных СПАРК. «Рексофт» также отказался от комментариев.

По мнению главы инвестфонда Softline Venture Partners Елены Волотовской, риски, связанные с введением санкций против «Интерроса», для его портфельных компаний низкие, поскольку «доли фондов в них, скорее всего, неконтрольные». Кроме того, портфельные компании развиваются преимущественно в России и работают с российскими партнерами, обращает внимание Волотовская:  «Повлияют ли на них впоследствии санкции, наложенные на инвестора, будет сильно зависеть от того, видят ли они свое развитие локальным или международным».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+