К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Разумное непотребление: как производители гаджетов продвигают экологическую повестку

Фото AP/TASS
Пользователи давно привыкли к тому, что смартфон устаревает за год, компьютер — за три, а телевизор надо менять через четыре-пять лет. Худший день в жизни iPhone — презентация следующей модели, после которой он становится устаревшим. Издатель ИД «Открытые системы» Денис Самсонов рассказывает в колонке для Forbes, почему покупатели больше не хотят ежегодно инвестировать в обновление смартфонов и как бренды идут им в этом навстречу

Как и было предсказано, новое поколение флагманской линейки Samsung Galaxy S22 от поколения предыдущего отличается не очень. В самой топовой модели S22 Ultra стилус прячется внутри корпуса. Процессор стал побыстрее, экран — поярче. Новые модули камер, оптика и алгоритмы обработки изображения помогают при плохом освещении снимать получше. У новинок есть отмеченная многими яркая экодеталь — в корпусах используется пластик из переработанных морских сетей.

И еще одна новость, оставшаяся почти незамеченной. С этого года для целого ряда моделей, включая линейку S, Samsung продлил период поддержки апдейтами операционной системы до четырех лет вместо трех, а обновлениями безопасности — до пяти. Смартфон, купленный сегодня, останется работоспособным до 2027 года. В этом есть и признание реалий остывающего рынка мобильных устройств, и нежелание потребителей инвестировать в ежегодное обновление смартфонов, и большой выигрыш для экологии. Традиция раз в году отправлять на свалку аккумуляторы, экраны, процессоры, пластик и редкоземельные металлы — одна из самых вредных для природы.

Дизайн на все времена

Мы привыкли к тому, что смартфон устаревает за год, компьютер — за три, телевизор надо менять через четыре-пять лет, машину — кто как может себе позволить, но чем чаще, тем лучше. Худший день в жизни iPhone — презентация следующей модели, после которой он немедленно становится прошлогодним. Ежегодное обновление, если не технологий, то хотя бы дизайна, кажется единственно возможным способом вести дела на потребительских рынках. Это не всегда было так. Частота смены модельного ряда — относительно недавнее изобретение. Но даже в наши дни остаются компании, работающие принципиально иначе.

 

Одна из них — Ring, производитель умных дверных звонков, совмещенных с камерой слежения, в 2018 году ставшая частью Amazon. Ring не меняет дизайн своих устройств с 2014 года — каждое новое поколение внешне не отличается от предыдущего. Меняется электронная начинка, появляются новые возможности, но внешний вид остается неизменным.

С точки зрения массового производства и логистики стандартный дизайн дает огромный выигрыш. Но особенное отношение к дизайну — это и часть философии, месседж компании. Уважительное отношение к клиентам, бережное — к природе. По словам основателя Ring, причина, по которой большинство производителей придерживаются годового цикла обновления, — желание «to sell more shit» («продать побольше говна». — Forbes).

Подчеркнутое нежелание «to sell shit» (продавать некачественное) не мешает Ring быть успешной. Хороший пример, которому скоро вынужденно последуют многие. В пост-пандемийных условиях производители электроники, бытовой техники и даже автомобилей перейдут на более долгие циклы обновления.

Ценовой шок

По данным, которые приводит детройтское издание Detroit Free Press, к декабрю 2021 года средняя цена нового автомобиля в США выросла на 11,8%, подержанного — на 37,3%. Ключевой причиной называют дефицит на рынке электроники. Отсутствие автомобилей у дилеров толкает точку пересечения спроса и предложения вправо по оси цены. То, что происходит в автосалонах, американцы называет «ценовым шоком». Аналогичная картина наблюдается в Европе и России: если вы купили новый автомобиль три-четыре года назад, вполне вероятно, что сможете продать его сегодня по цене покупки. А Apple, по оценкам экспертов, может сократить производство iPhone 13 в связи с дефицитом электронных компонентов.

Вполне возможна ситуация, когда покупку нового автомобиля или смартфона придется отложить, потому что устройство будет слишком дорогим или его физически не смогут произвести и поставить на полку магазина. Автомобили, смартфоны, планшеты и компьютеры дорожают. Вероятно, мы будем менять их реже. Насколько реже?

 

Жизненный цикл

Список моделей iPhone, совместимых с новой версией операционной системы iOS 15.2, открывает модель 6s, выпущенная в 2015 году. Долгая поддержка устройств — одно из отличий экосистемы Apple. Типичный срок поддержки Android-смартфона — два года.

В прошлом году Samsung гарантировала для своих моделей три года поддержки обновлений операционной системы и четыре года обновлений систем безопасности. В этом — увеличила эти сроки еще на год. Решение подается как важное конкурентное преимущество. Это действительно преимущество — возможность отложить покупку новой электроники до того момента, когда это станет по-настоящему необходимо.

Электроника может перейти к длинному циклу обновления, как это случилось с производством механических часов, HiFi, тяжелой бытовой техники. Три, пять, может быть, десять лет? Реже покупаешь — меньше выбрасываешь.

Сколько лет мир пытались убедить в необходимости более осознанного потребления! Без большого успеха. То, с чем не справились экологические активисты, получилось у пандемии и дефицита электронных комплектующих.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+