К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Профессиональная переподготовка: как AR и VR могут решить проблему нехватки кадров

Фото Getty Images
Технологии дополненной и виртуальной реальности позволяют решать целый класс проблем, связанных с нехваткой персонала для очень разных бизнесов. Поэтому они могут быть интересны HR-подразделениям в компаниях, где сами производственные процессы далеки от цифровых технологий, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

СМИ и кинематограф давно и небезуспешно подают нам технологии дополненной реальности (Augmented reality, AR) и виртуальной реальности (Virtual reality, VR) как образ будущих развлечений. А концепция метавселенной и вовсе расширила AR и VR до уровня универсального решения, которое обеспечит процветание всему интернету, и в особенности онлайн-общению. Человек в шлеме виртуальной реальности или в полупрозрачных AR-очках так часто появляется на экране или в иллюстрациях к статьям про цифровую сторону нашего мира, что эти устройства начинают казаться регулярными атрибутами продвинутого современника: у людей, которые никогда их не пробовали, иногда даже возникает чувство некоторой неловкости.

В этот момент полезно обратиться к статистике. Как сообщает свежее исследование Digital 2022 April Global Statshot, мир только что достиг красивой вехи — число пользователей интернета превысило 5 млрд человек. Миллиардами измеряется и число смартфонов и компьютеров в распоряжении человечества. На этом фоне количество AR/VR-устройств совершенно не впечатляет: в прошлом году их суммарно отгрузили в мире меньше 10 млн, в текущем ожидается поставка около 15 млн — накопленный итог составляет первые десятки миллионов. Возможно, хотя и совершенно не обязательно, что эти устройства действительно станут однажды аппаратной платформой массового цифрового будущего, в том числе будущего бизнеса, но ждать точно придется годы, причем отнюдь не два и не три.

Означает ли это, что бизнесу, далекому от игровой индустрии, продвинутых развлечений или выставочных презентаций сегодня не нужно всерьез изучать и внедрять у себя AR и VR? Отнюдь! Существует достаточно массовый и универсальный сценарий корпоративного использования этих технологий независимо от профиля деятельности компании. 

 

Практически любому большому бизнесу хорошо знакомы регулярные кадровые проблемы: на разных участках возникает нехватка квалифицированных специалистов, и восполнить ее часто оказывается невозможно, долго или дорого. Хуже всего, когда кадровый голод остро проявляется для позиций, требующих специальных навыков, подкрепленных опытом — например, в медицине или строительстве.

Навыки при этом могут требоваться очень разные: одна компания с сотнями точек продаж и десятками тысяч сотрудников с заметной текучестью кадров тратит огромные средства на онбординг и отработку поведения сотрудников в условиях ЧП (например, Verizon с помощью VR учит своих продавцов правильному поведению при попытке ограбления магазина). А другая — выплачивает колоссальные штрафы из-за происшествий, обусловленных ошибками неопытного оперативного персонала на опасном производстве (тут яркий пример — использование VR нефтедобывающими компаниями, где ошибка в эксплуатации оборудования нефтяной платформы чревата катастрофическими последствиями). Примечательно, что в обоих упомянутых случаях кажущиеся на первый взгляд совершенно непохожими решения, связанные с использованием VR для обучения и тренингов, оказались оптимальными.

Если говорить совсем упрощенно, VR позволяет резко сократить время и, в еще большей степени, расходы на обучение и переподготовку персонала, ввести в практику регулярные тренинги слабеющих со временем навыков (например, поведения в чрезвычайных ситуациях), которые редко приходится применять, но само их наличие необходимо.

AR не заменяет VR — эта технология решает задачу утоления кадрового голода иначе: AR-технологии позволяют использовать в некоторых ситуациях недостаточно обученный и неопытный персонал без риска снижения качества выполняемых работ. Наложение подробной контекстной информации о выполняемой операции на вид реального объекта позволяет использовать на сложном сборочном производстве или в техническом обслуживании персонал, который еще не набрался необходимого практического опыта. 

Яркий пример — обслуживание солнечных электростанций. Они часто расположены вдалеке от больших населенных пунктов и требуют обслуживания эпизодически. Решать задачу такого обслуживания с помощью частых далеких командировок немногочисленных опытных специалистов очень накладно, но оказывается, что местные жители с минимальной инженерной подготовкой могут успешно справиться с обслуживанием близлежащей солнечной фермы, если демонстрировать им необходимые операции средствам дополненной реальности.

Жизнь (да и само появление и развитие интернета) учит — надо внимательно вглядываться, в какие разработки вкладываются военные. Часто именно на их деньги создаются технологии двойного назначения, которые в дальнейшем начинают массово использоваться в бизнесе. Гражданскому бизнесу они обходятся относительно дешево, благо военные уже взяли на себя первоначальные долгие инвестиции в разработку и отладку. Поэтому стоит обратить внимание, например, на сообщение о том, что американская армия не пожалела впечатляющей суммы в $22 млрд на разработку решений на основе очков HoloLens от Microsoft, с помощью которых в условиях смешанной реальности происходит и тренировка военнослужащих, и предоставление им оперативной информации на поле боя.

Фотографии солдат, использующих Integrated Visual Augmentation System (IVAS), выглядят как кадры из фантастического боевика, но являются вполне документальными, а завтра такой облик вполне может стать типичным для участников программ профессиональной переподготовки вполне мирных профессий.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+