К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Сойти с пути: как топ-менеджеру успешно перейти из кризисной отрасли в растущую

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Экономическая ситуация и сложности во многих сферах бизнеса подталкивают руководителей к переходу в новые для себя, но более стабильные отрасли. При этом часто такие переходы требуют переквалификации, умения адаптироваться к новым условиям, а иногда и вовсе невозможны. Кому доступен кросс-индустриальный переход, как упростить его и что поможет закрепиться на непривычном для себя рынке, в колонке для Forbes рассказывает партнер компании по подбору руководителей Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных

В нестабильное время все больше топ-менеджеров задумываются о смене индустрии, причем чаще всего из-за стагнации и отсутствия перспектив в своей. Если до февраля 2022 года не больше 30% наших кандидатов рассматривали предложения из других индустрий, то сейчас цифра выросла до 50%. Сильнее всего от санкций пострадала автомобильная промышленность, но и другие бизнесы, связанные с импортом технологий или продукции, испытывают негативное влияние кризиса. Управленцы из таких отраслей активно смотрят на новые, которые не так сильно или вовсе не пострадали от кризиса и санкций. Но осуществить переход удается не в каждую индустрию и не каждому управленцу. Как нивелировать риски?

Перейти нельзя остаться

Про ще всего управленцам дается переход в смежные отрасли, схожие с профильной по механике бизнес-процессов и специфике продукта. Так, например, сейчас я вижу, что в большинстве случаев топ-менеджеры успешно переходят из автомобильной промышленности в тяжелое машиностроение, из FMCG-сферы (товары повседневного спроса. — Forbes) — в агросектор, из авиации — в железнодорожные перевозки. 

При этом некоторые компании готовы рассматривать управленцев и из несвязанных отраслей, но таких — меньшинство. По моим наблюдениям, не более 20% готовы приглашать на ключевые позиции топ-менеджеров, не имеющих опыта в отрасли. Наиболее открыты к этому игроки из сфер FMCG, услуг и розницы — они охотно рассматривают на руководящие должности управленцев из других индустрий. Есть и консервативные отрасли, компании в которых в наименьшей степени открыты для кросс-переходов топ-менеджеров. Как правило, это фармацевтика — из-за строгой зарегулированности, банковский сегмент — из-за специфики бизнес-процессов, IT — из-за требований инновационности, сложные производства — из-за необходимости понимания технологий.

 

Полностью закрытых для кросс-индустриальных переходов отраслей нет — есть, скорее, закрытые функции. Кандидатам на выполнение таких функций важно понимать специфику работы предприятия. Часто должность подразумевает узкий профиль топ-менеджера, то есть его знания в конкретной сфере. Применить их в другой сфере невозможно — это и становится причиной закрытости определенных функций.

В целом закрытых функций довольно много. Например, в новую отрасль сложно перейти управленцам технических блоков: техническому директору, руководителю строительства, директору завода. Техдиректору, курирующему инженеров и механиков, необходимо знать специфику производства, оборудования и продукта. В арсенале директора по строительству должны быть знания технологий и проектирования на конкретном объекте, например шахте. А директор завода координирует процессы производства, поставок и хранения конкретных товаров, поэтому его знания в другой отрасли могут быть неприменимы. 

Для сравнения: финансовому директору или управленцу блоков HR, IT и e-commerce (электронная торговля. — Forbes) перейти на ту же должность в другую индустрию гораздо проще. HR-директор может проводить одинаковые мероприятия как на строительном комбинате, так и в парфюмерной компании. Сейчас мы ищем директора по развитию e-commerce в фармацевтическую компанию, и наш клиент активно рассматривает кандидатов из FMCG, телекоммуникационных бизнесов, ретейла и логистики. 

Но даже для таких корпоративных позиций важно знание отраслевой специфики. У кандидатов с опытом работы в схожей индустрии почти всегда будет преимущество за счет понимания основных бизнес-процессов. Серьезным бонусом для управленца является свой пул контактных лиц, принимающих решения со стороны клиента. Рассмотрим кейс: директор по корпоративным продажам занимается сбытом систем автоматизации. В компании-покупателе ответственным лицом может быть финансовый, генеральный или IT-директор. После ухода из своей компании директор по продажам сможет достигнуть успеха даже в диаметрально противоположной отрасли благодаря сети наработанных контактов.

Что нужно для успешного перехода

Самые большие шансы на трудоустройство в новой индустрии — у тех управленцев, в портфолио которых есть проекты по повышению операционной эффективности бизнеса, трансформации процессов, внедрению систем автоматизации, разработке новых технологий. Добавляет веса для потенциального работодателя и набор компетенций: управление изменениями, инновационность (сотрудник предлагает и внедряет новые идеи и подходы, оптимизирует устаревшие процессы, стремится к улучшениям), адаптивность. 

 

Последнее — ключевой фактор и для того, чтобы удержаться в новой отрасли. Успешные переходы случаются, когда личностные компетенции кандидата позволяют ему быстро адаптироваться в новом сегменте. Я знаю директора по качеству автомобильного завода, перешедшего в компанию по производству турбин. Кандидат не стремился использовать только наработанные навыки и знания, а показал себя открытым новому, прислушивался к команде, старался разобраться в новом для себя продукте и бизнес-процессе — и преуспел.

В последние два-три года я вижу, что успешных кросс-индустриальных переходов все меньше. Текущий бизнес требует максимально быстрой адаптации, результата в сжатые сроки, а быстро погружаться в новое готовы не все. Да, считается, что руководителю высшего звена не обязательно вникать в специфику продукта или выполнения проекта. Но на самом деле эти знания обеспечивают эффективный результат. Мнение некоторых управленцев о том, что им все равно, каким бизнесом управлять, чаще всего сейчас оказывается ошибочным.

Неуспешные переходы имеют место, когда кандидат пытается действовать в привычных моделях, не адаптируя их к новой индустрии, игнорируя новую среду. В моей практике неудачным стал переход генерального директора из строительной отрасли в фармацевтическую: спустя время он вернулся в привычную индустрию именно из-за неготовности менять шаблоны поведения. В фармацевтике особенные стандарты качества, и их обязательно нужно соблюдать, в том числе при новых разработках. Недостаточные внимание к технологии и погружение гендиректора в специфику стандартов привело к проблемам с качеством выпускаемой продукции. Плюс фармкомпании было важно принять правильное решение при выборе поставщиков производственных линий, а это сложно без погружения в технологии. В процессе адаптации гендиректор этого не сделал. Одних только переговорных навыков, которые у него были, в данном случае было недостаточно.

Как снизить риски

Если вы решили рассмотреть другую отрасль, подготовиться к переходу и закрепиться на новом месте, вам помогут несколько советов. 

  • Анализируйте схожие отрасли. Прежде чем принимать решение о переходе, оцените перспективы отраслей, смежных с вашей, и поймите, где ваш опыт будет применим. Технический директор, ответственный за организацию сервиса автомобилей, вполне может применить свои знания в управлении сервисом железнодорожного транспорта, строительного оборудования, нефтегазовых турбин. Опыт директора по корпоративным продажам в инвестиционной компании может заинтересовать банки и страховые компании. Директора по закупкам из FMCG компании с большой вероятностью будут рады видеть в агросекторе. 
  • Будьте готовы к снижению дохода. Кросс-индустриальный переход практически всегда предполагает снижение финансовой мотивации, особенно в кризис, когда многие компании сократили оклады и отменили бонусы топ-менеджерам. Поэтому, если вы решились на переход из-за стагнации своей отрасли, снизьте ожидания по доходу и рассматривайте менее привлекательные варианты. Обязательно изучите потенциальную индустрию на предмет перспектив развития и возможных проектов, которые позволят в будущем выйти на желаемый уровень дохода.
  • Активизируйте деловые связи. Еще в 2011 году исследования показывали, что до 70% вакансий закрываются через нетворкинг. В последние годы эта цифра достигает 85%. Часто работодатели, зная личностные компетенции кандидата, готовы рассмотреть его по рекомендации, даже если его опыт и кейсы в портфолио не совсем соответствуют потенциальной должности.
  • Подготовьтесь к собеседованию. Изучите информацию об отрасли, в которую собираетесь перейти: основных игроков, особенности продуктов и услуг, конкурентную среду, динамику развития, последние новости. Исходя из трендов, проанализируйте необходимые компетенции и продемонстрируйте их в резюме: добавьте кейсов, описывающих ваши навыки и знания. Покажите свою заинтересованность индустрией. Если в потенциальной отрасли наблюдается рост сделок M&A (mergers and acquisitions — слияния и поглощения. — Forbes), сделайте акцент на опыте в этой сфере. Если вы ожидаете, что в новой индустрии и компании будут задачи по цифровой трансформации, укажите кейсы, которые показывают ваше стратегическое мышление. Если в новой для вас индустрии нужен опыт антикризисных переговоров, заострите внимание на успешных проектах с партнерами. На личной встрече будьте готовы рассказать про описанные кейсы и еще раз продемонстрировать готовность к кросс-индустриальному переходу.
  • Учитесь. Проанализируйте рынок, на который вы стремитесь выйти, и изучите ключевые компетенции и знания, востребованные в индустрии. Если у вас есть накопления — задумайтесь об обучении или переквалификации. Это неплохая возможность усилить экспертизу и расширить знания за пределами своей отрасли.
  • Не отказывайтесь от интерим-проектов. Полезный опыт — работа по временному контракту (interim management). Это поможет понять, насколько вам интересна и близка новая отрасль. Для работодателя же это шанс оценить ваши компетенции и выявить зоны роста. И хотя в России практика все еще не так распространена, как на Западе, число наших клиентов, готовых рассматривать «интеримов», за последние два года выросло в три раза.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+