Три испытания: как миллиардеры становятся рабами своего успеха

Испытание деньгами
Мы знаем немало примеров, когда, разбогатев и прославившись, люди начинают разрушительно себя вести, устраивают шумные вечеринки, сжигают деньги на публику, тратят миллионы на убыточные проекты ради статуса, уничижительно высказываются о людях, позволяя себе выражения вроде «Привет нищим!» или «У кого нет миллиарда, может идти в жопу!», и в итоге становятся героями скандалов. Порой заработавшим очень большие деньги предпринимателям кажется, что они теперь могут править миром. Некоторые всерьез начинают преследовать эту цель, по пути теряя все и заканчивая в тюрьме, вынужденной эмиграции или забвении.
В «Великом Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда богатство героя становится кульминацией мечты и одновременно трагедией. Гэтсби — человек «из ниоткуда», заработавший огромное состояние, чтобы вернуть любовь женщины, которая когда-то выбрала богача. Он устраивает роскошные вечеринки, живет во дворце, но по сути остается одиноким и исключенным из «настоящего круга». Его основная цель и одновременно проблема — стремление быть любимым «через достаток». Но деньги дают ему лишь иллюзию могущества и обнажают внутреннюю пустоту. Не пройдя испытание деньгами, Гэтсби получил одиночество и смерть.
Герой Фицджеральда не одинок в своей неспособности пройти испытание деньгами. Американский социальный психолог, доцент Калифорнийского университета в Ирвайне (UC Irvine) Пол Пифф и его коллеги провели эксперимент, в котором искусственно «смоделировали» ощущение социального статуса у участников. Людей просили на несколько минут задуматься и сравнить себя либо с теми, кто живет богаче, либо с теми, кто беднее их. После этого им показывали банку с конфетами и говорили: можно взять сколько угодно с собой, а остаток достанется детям из соседней лаборатории. Те, кто до этого думал о том, насколько они богаче других, брали конфет заметно больше, меньше оставляя детям. Таким образом, Пифф с коллегами показали, что простое напоминание о собственной «высокой» позиции усиливает эгоизм.
Испытание деньгами начинается не тогда, когда человек покупает Porsche, а когда позволяет себе поверить в то, что он не как все. С этого момента начинается разрыв связи с реальностью, а деньги начинают усиливать слабые места в психике — потребность в превосходстве, тревогу, нарциссизм. И человек перестает управлять деньгами, а начинает им служить, его поведение меняется, меняется и отношение к окружающим. Что и показали исследования Пиффа — достаточно почувствовать себя даже немного богаче других, чтобы начать вести себя менее этично. Участники забирали у детей конфеты не потому что были плохими, а потому что у них сместился внутренний ориентир. Таким образом, деньги это не только инструмент, но еще и когнитивный и моральный сдвиг: внутренние запреты перестают действовать, как будто этика работает только среди равных.
Испытание властью
Точно также, как и испытание деньгами, устроено испытание властью: она обещает свободу управлять и своей, и чужими жизнями, а в действительности проверяет, насколько человек способен управлять самой властью и не дать ей взять верх. Самый яркий пример — Илон Маск и его хождение во власть. Когда-то Маск ограничивался пожертвованиями в адрес и демократов, и республиканцев, не принимая ничью сторону, но в конце концов превратился в главного союзника Дональда Трампа в сфере IT-бизнеса. После возвращения Трампа в Белый дом в 2025 году Маск возглавил Департамент государственной эффективности и стал, казалось, ключевой фигурой новой администрации: увольнял чиновников, менял правила, требовал отчетов и подчинения. Но вскоре начались конфликты с министрами вплоть до драк, затем скандал с самим Трампом, обрыв отношений, угрозы лишения контрактов и падение капитализации компаний. Маск попытался реформировать систему, не вписавшись в нее, и был ею отброшен.
Маск не справился с властью, позволив ей взять верх над собой и в итоге потерял ее. В том числе потому, что перестал слышать окружающих. Этот эффект американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) Дашер Келтнер называет «парадокс власти». В одноименной книге он пишет, что люди в современном мире добиваются власти за счет своих лучших качеств — навыков общения, умения сопереживать, слушать других и строить отношения. Однако, добравшись до вершин, человек теряет эти качества. Власть буквально ослепляет и создает иллюзию превосходства, человек разрушает отношения с окружающими, личную жизнь, все, что он создал до этого. Маск не смог преодолеть этого испытания.
Напротив, легенды о мудрых правителях описывают людей, преодолевших испытание властью. Современный пример — CEO Microsoft Сатья Наделла, преобразовавший компанию не через силу и давление, а через эмпатию и культуру роста. Получив в руки огромную власть в застойной, раздробленной корпорации, он отказался от жесткой иерархии и внутренней конкуренции в пользу сотрудничества и инклюзивности. Вместо образа всезнающего лидера он выбрал позицию «ученика», который помогает проявиться другим. Его личная история отца ребенка с тяжелой инвалидностью стала источником эмпатии, которая проникла в управленческий стиль. Акции Microsoft за время его руководства выросли в десять раз, доказав, что мудрое руководство способно творить чудеса.
Наделла смог пройти испытание и не дал власти взять верх над ним, остался самим собой и благодаря этому смог использовать власть как инструмент, работающий на благо всех, кто от него зависит.
Испытание славой
Третье испытание, проверяющее людей на зрелость, — испытание славой. В современном бизнесе достаточно примеров людей, не выдержавших его. Например, Адам Нейман — основатель WeWork, сети коворкингов, которую он превратил в глобальный бренд с культовой атмосферой. Инвесторы верили не столько в бизнес-модель, сколько в харизму Неймана–основателя. WeWork быстро стали воспринимать как символ нового мышления о работе и свободе. Харизма и образ визионера привлекали миллиарды — инвесторы шли за легендой о человеке, способном изменить мир. На пике WeWork оценивалась в $47 млрд, а сам Нейман говорил о планах жить вечно и даже занять пост «президента мира».
Но слава и культ личности стали источником краха, когда выяснилось, что реальность не соответствует обещаниям. Нейман постепенно все больше отрывался от реальности и начал жить внутри мифа. От него ждали чуда, но чуда не произошло. Он не смог выполнить свои обещания, вынужден был уйти в отставку, пережить репутационный крах и банкротство компании. Эта история хорошо иллюстрирует суть испытания славой: когда человек начинает существовать ради чужих ожиданий и теряет критичность и связь с собой.
Об этом же писал в книге «Культура нарциссизма» американский историк Кристофер Лэш. По Лэшу, нарцисс не может жить без восхищенной аудитории: он зависим от внимания, и его «великое Я» существует только в отражении взглядов других. Публичность и слава заменяют внутреннюю опору внешним образом, который требует постоянного подтверждения. Публика перестает видеть человека и требует продолжения спектакля, а когда образ начинает трещать, рушится все — и человек, и система, которая держалась на нем.
Возвращение к реальности
Когда человек теряет равновесие и начинает служить деньгам, власти или славе, вместо того чтобы управлять ими, он теряет баланс. Вернуться к себе можно только если осознать, кто управляет — человек деньгами или деньги человеком, он использует власть или власть использует его, идет ли слава во благо или ты живешь ради ее поддержания. Регулярная тренировка осознанности становится способом сохранить подлинную свободу, оставаясь хозяином своей жизни. Исследователи этих ловушек также говорят об осознанности и умении наблюдать.
Пол Пифф считает, что важно наблюдать, как статус меняет реакции, а также сознательно развивать внимание к другим. Даже короткий контакт с уязвимостью другого — разговор, участие в волонтерстве — может вернуть эмпатию.
Дашер Келтнер предлагает замечать и анализировать собственные ощущения, связанные с властью, культивировать скромность, уважение и благодарность к окружающим людям, помня, что они и создают возможность оказывать влияние.
Кристофер Лэш, в свою очередь, предлагает перестать жить как отражение, отказаться от роли актера на сцене ожиданий, обратиться к реальной жизни, труду и привязанностям. И это тоже про осознанность и умение наблюдать за собой и замечать, когда баланс начинается смещаться.
Все три испытания объединяет одно — они усиливают те качества, которые уже есть в человеке. Люди улыбаются тебе, подстраиваются, хвалят, и кажется, что ты всемогущ. В условиях всеобщей лояльности легко потерять связь с реальностью и подлинные отношения. Человек получает власть над другими, но если нет внутреннего каркаса — ценностей, самоконтроля, границ — он перестает чувствовать боль других и начинает идти по головам. Свобода, которую дают деньги, власть или слава, несет в себе еще и ответственность, и отказ от нее может дорого обойтись.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
