К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выкуп у «слабых рук»: как вести себя на рынке во время переоценки активов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
30 января мировая цена серебра рухнула на 31% от пиковых значений — с $121 до $83 за унцию, а на следующих торгах протестировала уровень $72. Такого не было с начала 1980-х. За те же дни золото потеряло 21% стоимости. Распродажи охватили и крипторынок. Основатель и генеральный директор группы компаний «ГБИГ Холдингс» Руфат Абясов считает, что говорить о долгосрочном развороте трендов рано — на разных рынках есть свои факторы роста цен

Утром 30 января президент США Дональд Трамп объявил о номинации Кевина Уорша на пост главы ФРС. Участники рынка восприняли эту кандидатуру скорее негативно, так как знали Уорша как жесткого борца с инфляцией, от которого трудно ждать снижения ставки. После выхода новости индекс доллара существенно укрепился, а инвесторы активно начали распродавать металлы. 

Далее события развивались быстро: CME Group подняла маржу — для серебра до 15%, для золота до 8%, тем самым спровоцировав еще большие распродажи. Трейдеры с плечом получили margin call, все, кто не добавил денег на свои торговые счета, столкнулись с принудительной ликвидацией. Сработал эффект домино: один продает, цена падает, следующего ждет margin call. Такое мы раньше видели на крипторынке. Кстати, в тот же самый день биткоин рухнул до $74 000 — минимум за девять месяцев. Эфириум торговался около $2200. За сутки на криптобиржах ликвидировали позиции на $5,4 млрд. 

Бумага против металла 

На COMEX, ведущей мировой товарной бирже, специализирующейся на фьючерсах и опционах на драгоценные и цветные металлы, зарегистрировано 108 млн унций физического серебра. При этом открытых контрактов — на 1,5 млрд унций. Соотношение — 14:1. После обвала премия за физический металл выросла до 30–40% над спотом. Люди переплачивают за реальные физические слитки, ведь их не смогут ликвидировать по margin call.

 

Серебро уже восстановилось до $89. Но говорить о развороте пока преждевременно, хотя потенциал долгосрочного роста сохраняется. Так называемые суперциклы в серебре и драгоценных металлах могут длиться несколько лет и даже десятилетие. Но сначала рынок должен избавиться от «горячих денег» — спекулянтов, которые запрыгивали в уходящий вагон на пике цен. Поэтому в ближайшей перспективе рынок останется волатильным: от решений нового главы ФРС зависит курс доллара, а от доллара — цены на сырье. 

А вот для долгосрочных и среднесрочных инвесторов падение цен может быть точкой для входа. Дефицит физического серебра никуда не ушел: шестой год подряд спрос превышает предложение, центральные банки скупают серебро со скоростью более 1000 т в год. К тому же солнечная энергетика потребляет все больше металла, а производители электроники и электромобилей также наращивают покупки. 

 

И еще интересный факт. Китай с 1 января ввел ограничения на экспорт серебра. Это дополнительно сжимает предложение на мировом рынке. Премии за физический металл в Японии и ОАЭ доходили до 80% к биржевой цене. 

Рынок драгметаллов явно переживает переоценку. Вопрос в том, когда начнется новая фаза роста. Я считаю, что это произойдет не раньше середины — конца года. Об этом говорит в том числе и технический анализ: цене необходимо еще довольно серьезно скорректироваться, чтобы получить новый импульс, поэтому оценки серебра в районе $50–53 за унцию выглядят вполне реалистичными. 

Фондовый рынок США: иллюзия бессмертия

Вопреки всем метрикам перекупленности, S&P 500 и Nasdaq продолжают обновлять исторические максимумы.

 

Базовые индикаторы как будто бы выглядят нормально, индекс доллара стабилен, спрос на защитные активы низкий. Кажется, что все органично для растущего рынка. Однако есть одно но — рынок движется узкой группой лидеров, индексы «тащат» технологические гиганты первой десятки списка. Акции компаний из других секторов переживают не лучшие времена.

Bitcoin и Ethereum: цифровые золото и серебро

Коррекция в драгметаллах в теории может перенаправить капитал в криптовалюты. Логика простая: инвесторы продали физическое золото и серебро, вывели средства из ETF, привязанных к металлам, и теперь ищут аналоги, ведь деньги должны работать.

Bitcoin к выходным 31 января — 1 февраля отскочил до $78 000 с пятничных $74 000, но 5 февраля вновь торгуется в районе $72 000. Ethereum колеблется в диапазоне $2100–2200. В последний раз такие уровни мы видели в июне 2025 года. Тем не менее крипта, в отличие от драгметаллов, корректируется уже довольно давно, и крупные игроки поступательно выкупают актив у «слабых рук», то есть у усомнившихся в перспективах своих активов инвесторов. Количество адресов с более чем 1000 биткоинами на балансе растет. За первую неделю февраля притоки в биткоин-ETF составили $600 млн.

Технически биткоин находится в зоне сильной поддержки — $70 000. Это максимальная цена предыдущего цикла роста, зафиксированного в 2021 году. Если этот уровень устоит — возможен сильный отскок к $80 000. Как правило, криптовалюты отрастают быстрее и мощнее, чем падают. Если же уровень $70 000 будет пробит вниз, то следующая остановка — в районе $60 000–65 000, что выглядит крайне маловероятным.

Ethereum пока выглядит слабее, но альткоины всегда падают сильнее, а восстанавливаются быстрее. 

 

Текущий спад в крипте длится дольше, чем кажется, — по сути, еще с начала 2025 года. Какое-то время спад оставался незаметным из-за выхода на рынок крупных игроков. Биткоин упал примерно на 39% по сравнению с пиковым значением, эфир — на 53%. Масштабы потерь в 2025 году были скрыты притоками в биржевые фонды (ETF) и закупками криптовалют корпоративными держателями, такими как Strategy Майкла Сэйлора, и другими криптокомпаниями — их уже больше 100. Поэтому есть вероятность того, что часть крупных инвесторов попробуют «переложить» в криптоактивы средства, заработанные на драгметаллах. Особенно те инвесторы, кто верит в нарратив «цифровое золото».

Что делать инвестору?

Первое правило: не ловить падающий нож, дождаться стабилизации, подтверждения разворота. 

Второе правило: управлять рисками. Стоп-лоссы обязательны. Размер позиции должен соответствовать вашей терпимости к просадкам. 

Третье правило: помните про диверсификацию, делите инвестиции между драгметаллами, криптовалютами и фондовым рынком.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора