К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Ведомости» узнали о планах введения «цифрового налога» для зарубежных IT-компаний


Россия может ввести новый налог для глобальных интернет-сервисов. Платить его придется компаниям, которые пользуются данными россиян и формируют рекламную политику в России. Собранные средства предлагается направить на поддержку российской IT-отрасли

О планах введения «цифрового налога» на деятельность иностранных IT-компаний, которые собирают данные пользователей в России и определяют рекламную политику в стране, пишут «Ведомости» со ссылкой на участников совещания представителей ИТ-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

По данным газеты, совещание прошло на прошлой неделе. В нем присутствовали, в том числе, представители «Центра компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ», «1С», венчурного фонда Almaz Capital Partners, Альфа-банка, РЖД, Mail.ru Group, «Яндекса», отраслевых ассоциаций. С участниками обсуждались новые меры поддержки и развития российской IT-отрасли, рассказали собеседники, присутствовавшие на встрече. Один из них рассказал изданию, что новый налог вошел во второй пакет мер по поддержке IT-индустрии под кодовым названием «цифровой налог».

ФНС пошла навстречу иностранным компаниям. Бизнес сможет платить «налог на Google» по-старому

 

«Предполагается взимать дополнительную плату с компании, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории Российской Федерации. Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы», — отметил участник совещания у Чернышенко. Он добавил, что собранные средства планируется направить на поддержку российской IT-отрасли, а ориентировочный срок принятия решения о «цифровом налоге»  — до середины 2021 года. Другое собеседник из числа участников совещания отметил, что на встрече обсуждалось не только введение нового налога для иностранных интернет-платформ, но и возможность перераспределения средств действующего «налога на Google» (НДС для зарубежных компаний, оказывающих услуги в цифровом формате). Закон, по которому иностранные компании, продающие через интернет электронный контент —  игры, базы данных и иной софт — в России, обязаны уплачивать НДС в размере 18%, вступил в силу 1 января 2017 года. После его введения цены на программное обеспечение и услуги иностранных разработчиков выросли, об этом, в частности, уведомили российских пользователей Google, Microsoft и Facebook.

«Налог на Google»: в чем причина успеха?

Во вступительной части совещания вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что льготы и меры поддержки для российских IT-компаний больше невозможно расширять за счет бюджетных средств, рассказали участники совещания. ИТ-отрасль уже пользуется значительными налоговыми льготами, которые могут привести к выпадающим доходам бюджета, поэтому при обсуждении возникла тема введения нового налога и перераспределения ранее введенного. В пресс-службе Минцифры  изданию сообщили, что такой формат мер поддержки IT-отрасли, как, в частности, перенаправление НДС, не обсуждается, в Федеральной налоговой службе не ответили на запрос. В пресс-службе Дмитрия Чернышенко газете заявили, что предложения по мерам поддержки готовит Минцифры совместно с IT-отраслью. «В процессе участвует около 200 представителей компаний. Пока Минцифры не внесло предложения в правительство, комментировать их по сути преждевременно», — сказали там.

Российский рынок IT удержался на уровне доковидного 2019 года

По оценке главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна,  НДС на электронные услуги приносит в бюджет около 50 млрд рублей в год, это меньше, чем потенциальные потери компаний, не имеющих права на льготную налоговую ставку. Аналитик считает, что эффективней перекрестного субсидирования одних игроков рынка за счет других был бы возврат к облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков и исключение двойного налогообложения для российских ИТ-компаний, предлагающих свои услуги через зарубежные платформы. Старший преподаватель кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова Павел Козлов отметил, что прямая увязка налоговых платежей с определенными направлениями расходов противоречит принципу общего покрытия расходов бюджетов. По его словам, введение такого налога потребует внести изменения в соответствующие статьи Бюджетного кодекса. «В том же Бюджетном кодексе определено, что порядок и случаи предоставления соответствующих субсидий должны быть установлены законом о федеральном бюджете, а механизм предоставления субсидии определен нормативным правовым актом правительства»,  — указал эксперт. Он предупредил, что предлагаемый механизм субсидирования может вступить в противоречие и с режимом наибольшего благоприятствования — одним из базовых принципов Всемирной торговой организации. По словам Козлова, если будет принято решение о выборе именно такого механизма, то он «может быть реализован через создание целевого фонда в рамках одного из институтов развития, который бы в последующем предоставлял межбюджетные трансферты отечественным IT-организациям на выполнение работ и оказание услуг».

 

IT-компании попросили включить их в список самых пострадавших от коронавируса отраслей

Генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов отметил, что целевая поддержка «может быть благом в некоторых случаях». Однако, по его мнению, от государства ожидают в первую очередь сохранения прозрачного регулирования и обеспечение устойчивого спроса, в том числе со стороны госструктур как крупнейшего заказчика, и оптимального налогообложения. Финансовые подпорки для работающих по рыночным правилам компаний вторичны, добавил он. Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин сказал, что многое зависит от политической воли и согласия ветвей власти в части необходимости внесения изменений в законодательство. Он добавил, что введение нового налога возможно даже за месяц, а «при определенных обстоятельствах, требующих оперативных действий, это может случиться и быстрее», но тщательная проработка всех нюансов новых норм, по оценке юриста, займет как минимум год.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+