Россияне потратили на доставку 20% всех расходов на общепит с начала года

Коронакризис совершил революцию на российском рынке общепита. Услуга доставки из ресторанов так понравилась россиянам, что даже после отмены локдауна все большее количество людей предпочитают заказывать любимые блюда домой и в офис, свидетельствуют данные исследовательского агентства NPD Group. Таким образом россияне совершают каждый третий заказ

В I квартале 2021 года 20% всех расходов россиян на общепит приходились на доставку, причем каждый третий заказ потреблялся в офисе или дома, указывают данные потребительской панели NPD Group. 

Это серьезное изменение в структуре рынка фудсервиса, сопоставимое с революцией начала 2000-х годов, когда рестораны открывались повсеместно и люди начинали свободно посещать заведения общепита, говорит Марина Лапенкова, эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group. По ее словам, с 2000 годов и до пандемии кафе и рестораны воспринимались как public living rooms («общественная гостиная»), где люди назначали деловые встречи, общались с друзьями и коротали свободное время за чашкой кофе. «Локдаун и социальное дистанцирование сделали такое времяпрепровождение недоступным», — отмечает она. Тогда рестораны начали активное проникновение на личные кухни гостей: в I квартале 2021 года доставка выросла на 40% по сравнению с первым кварталом 2020 года. 

«В основе всего — справедливость»: сооснователь «Кухни на районе» о том, как эффективно управлять сетью курьеров

Доставка стремительно развивалась и до пандемии. NPD Group фиксировала ускорение роста каждый год: в 2018-м на 11% к 2017-му, в 2019 году на 23% к 2018-му. Но пандемия придала мощное ускорение этому тренду. Потребители стали чаще обращаться к доставке при праздновании дней рождений, семейных застолий и общении с друзьями. Кроме того, в I квартале 2021 года сразу на 5% выросла мотивация «утоления голода», когда человек заказывает продукты, чтобы просто поесть. 

В целом рынок фудсервиса, по данным NPD Group, в начале 2021 года не смог вернуться к доковидным показателям: расходы за I квартал 2021 года оказались на 8% ниже уровня 2020 года и на 7% ниже показателя 2019 года. 

«Как когда-то полуфабрикаты и кулинария в супермаркетах пришли на смену ингредиентам, так теперь готовая еда с ресторанных кухонь конкурирует с блюдами, которые люди готовят сами, — считает Лапенкова. — Люди заменяют домашние блюда ресторанной едой, поскольку устали за время пандемии от ежедневной готовки, которой, как известно, на карантине и изоляции стало больше». Россияне проводят дома больше времени и чаще стали готовить меньше, считает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитика». По его мнению, произошло лишь перераспределение потребительских расходов на еду: доля классических ресторанов (с обслуживанием) сократилась в пользу доставки фастфуда (пиццы, бургеров, суши, шашлыков), а также готовки дома из ингредиентов, купленных в рознице. При этом долю на рынке готовой еды сейчас наращивают продуктовые ретейлеры, считает Бурмистров: «Вкусвилл», «Азбука Вкуса», «Перекресток», «Яндекс.Лавка», «Самокат» увеличивают долю готовых блюд в доставке и расширяют ассортимент кулинарии, в том числе в рамках сотрудничества с ресторанным бизнесом и сервисами доставки готовых рационов питания (Performance Group, Elementaree). 

Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии

Это подтверждают и данные NPD Group. Возврат трафика и потребительских расходов к допандемийным лишь в фастфуде и рознице: 3% и 4% соответственно (за I квартал 2021 года по сравнению с I кварталом 2020 года). Рестораны и кафе потеряли 24%, кофейни и пекарни — 19%, столовые — 26%.

Согласно данным «РБК.Исследования рынков», по итогам 2020 года оборот рынка доставки мог вырасти на рекордные 47%, до 258 млрд рублей. Этот рынок будет расти и дальше, уверен Бурмистров. Крупнейшие службы доставки Delivery Club и «Яндекс.Еда» сейчас активно инвестируют в привлечение клиентов и рост бизнеса, отмечает эксперт, в борьбе за долю рынка они субсидируют часть стоимости доставки и проводят агрессивные промоакции с бонусами за первый заказ или временной бесплатной доставкой, работая, таким образом, в убыток.

Как падал рынок

Ограничения на работу кафе и ресторанов были введены в России весной 2020 года из-за распространения коронавируса. Тогда многие заведения работали только навынос и на доставку. Летом ряд ограничений смягчили, однако осенью в связи с ростом заболеваемости ряд регионов ввел новые. Например, в ноябре власти Москвы запретили работу общепита ночью. Сейчас это требование снято.

В прошлом году россияне сократили количество походов в рестораны почти на треть (минус 26%), сообщало ранее NPD Group.  

Больше всего пострадал средний демократичный сегмент рынка — минус 40%. Заведения фастфуда и дорогие концепции пострадали меньше — минус 20% и минус 33% соответственно. По данным JLL, в Москве за 2020 год только на центральных торговых улицах закрылось 208 заведений общественного питания, что на 35% превышает аналогичный показатель за 2019 год. В общей структуре закрытий доля ресторанов и кафе составила 46%. В Санкт-Петербурге, по данным JLL, на центральных торговых улицах закрылось 119 заведений, что на 15% меньше аналогичного показателя 2019 года. В общей структуре закрытий доля кафе и ресторанов составила 31%. Оборот отрасли общественного питания в России в 2020 году сократился на 20,7% по сравнению с 2019 годом — до 1,35 трлн рублей, следует из данных Росстата. 

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

Дополнительные материалы

Прошедший пир: какие столичные рестораны вошли в рейтинг Forbes самых успешных