К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Экономисты предложили изменить бюджетное правило в России с учетом кризисов


Представители Высшей школы экономики предложили изменить бюджетное правило в России. Эксперты считают, что нововведения смогут обеспечить более высокий уровень расходов бюджета при снижении доходов в период кризисов

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) предложили внести в бюджетное правило новые элементы, которые позволят усилить механизмы его смягчения в кризисы и ужесточения — при росте экономики. Об этом эксперты во главе с Натальей Акиндиновой заявили в докладе на апрельской конференции ВШЭ, пишет РБК.

Бюджетное правило действует в России с 2004 года в четырех версиях, каждая из которых определяла принципы сбережения доходов при высоких ценах на нефть и правила использования таких доходов на текущие расходы. Действующая с 2017 года редакция бюджетного правила состоит из двух базовых частей. Первая ее часть оговаривает принципы накопления и использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ): при росте стоимости нефти на рынках выше $40 за баррель в ценах 2017 года Минфин покупает валюту в ФНБ, а при более низкой стоимости — продает валюту из ФНБ.

Вторая часть правила содержит формулу для ограничения предельных расходов бюджета на год. Согласно формуле общие расходы определяются как сумма базовых нефтегазовых доходов, если фактически нефтегазовые доходы оказываются ниже базовых, недостача восполняется за счет ФНБ; ненефтегазовых доходов; расходов на обслуживание госдолга и финансирования инфраструктуры в размере 0,5% ВВП. С началом пандемического кризиса Минфин отступил от исполнения требований формулы предельных расходов: в 2020 году было потрачено на 2 трлн рублей больше, чем она позволяет, в 2021 год отступление от предела может составить 875 млрд рублей.

Реклама на Forbes

Госдума смягчила бюджетное правило на 2021 год

Эксперты ВШЭ предлагают включить в формулу расходов федерального бюджета помимо цен на нефть дополнительный показатель, который «будет положительным при депрессивной динамике базовых отраслей (а также ВВП и других индикаторов) и отрицательным — при хорошей динамике». Это будет обеспечивать более высокий уровень бюджетных расходов при снижении не-нефтегазовых доходов. В случае высоких цен на нефть и хорошей динамики остальных базовых показателей больше денег будет изыматься в резервы, следует из предложения ВШЭ. Экономисты школы также считают необходимым опережающую разработку антикризисных мер с прописанным в них лимитом финансирования, которое могло бы в условиях кризиса использовать правительство. Авторы доклада отметили, что такой комплекс мер даст возможность избежать сроков и процедур согласования бюджетных трат в обычном порядке.

Экономисты оценили последствия ослабления бюджетного правила

В пресс-службе Минфина в ответ на запрос издания сообщили, что механизм бюджетного правила уже содержит ряд контрциклических элементов. Например, в 2021 году в случае падения ненефтегазовых доходов не происходит автоматического сокращения расходов федерального бюджета. В министерстве указали, что размер структурного первичного дефицита на 2021 год был повышен на 875 млрд рублей — до 1,46 трлн рублей, поэтому предельные расходы окажутся выше на 875 млрд рублей.

В Минфине добавили, что расширение расходов сверх установленного законом о бюджете уровня возможно за счет использования средств резервного фонда правительства в целях антикризисной поддержки. Там же напомнили, что «в случае масштабного шока и падения экономической активности увеличение бюджетного стимула необходимо обсуждать в парламенте, совместно с соответствующим внесением изменений в бюджетное законодательство». «В этой связи изменение бюджетного правила, в том числе в части дополнительного расширения контрциклических элементов, сейчас в Минфине не рассматривается», — заявили в пресс-службе ведомства.

Почему смягчение бюджетного правила может девальвировать рубль

Другие экономисты концептуально поддержали идеи ВШЭ. Так, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач сказал на конференции, что правительству «придется в той или иной форме выходить за пределы действующего бюджетного правила». «Возможно, это будет касаться не только ФНБ, но и других решений», — отметил он. Директор центра макроэкономических исследований Сбербанка Олег Замулин отметил, что бюджетное правило в текущем виде «изолирует нас от проблем, связанных с падением цен на нефть, — делает госрасходы независимыми от того, высокая или низкая цена нефти, но одновременно лишает возможности реагировать на кризисные события». Именно поэтому в 2020 году Минфину пришлось временно отказаться от бюджетного правила в части ограничения предельных расходов. По правилу их пришлось бы сократить вслед за падением не-нефтегазовых доходов. Было бы правильно заранее прописать возможности по увеличению расходов в кризисные моменты — это был бы «противоцикличный инструмент», добавил Замулин.

Он назвал одну из главных проблем бюджетной политики: «когда наступает кризис, непонятно, на что тратить деньги». «Надо, значит, заранее такие проекты подготавливать, нужно иметь заранее линейку таких проектов. Например, по базовому плану мы строим инфраструктуру с одной скоростью, но если наступает кризис, можем ускорять это строительство, переносить проекты, запланированные на будущие годы, на текущий момент», — считает эксперт.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021