Прощай, легенда: жизнь Коби Брайанта на корте и за его пределами

Коби Брайант Коби Брайант Фото AP/TASS
Великий атлет запомнится не только спортивными достижениями, но и уникальной предпринимательской карьерой, выстроенной им за годы игры в баскетбол и после ухода с корта. Forbes оценивает состояние Брайанта более чем в $600 млн

Коби Брайант и его 13-летняя дочь Джианна погибли утром 26 января в Калабасасе, штат Калифорния, при крушении вертолета. Всего катастрофа унесла жизни девяти человек. Брайанту был 41 год, у него остались жена Ванесса и три дочери.

Еще накануне вечером имя легендарного спортсмена любители НБА вспоминали в связи с достижением другого баскетболиста — в матче между «Филадельфия Севенти Сиксерс» и «Лос-Анджелес Лейкерс», где Брайант провел всю свою 20-летнюю карьеру, его в списке самых результативных снайперов лиги обошел Леброн Джеймс, нынешний лидер «Лейкерс».

Несмотря на то что Брайант уступил Джеймсу «бронзу» в списке снайперов, он навсегда останется одним из величайших игроков в истории НБА. Атлет завоевал пять чемпионских титулов и установил рекорд, 18 раз поучаствовав в матче всех звезд и четырежды став в этих поединках MVP.

Не менее грандиозно наследие Брайанта вне корта: оно включает и рекордные для игрока доходы, и успешные инвестиции, и щедрый контракт на производство именной модели кроссовок. Состояние Брайнта, по оценке Forbes, превысило $600 млн.

Майкл Джордан, с которым Брайанта часто сравнивали на протяжении всей карьеры, через представителя обнародовал официальное заявление по поводу трагедии: «Я потрясен новостью о гибели Коби и Джианны. Нет слов, чтобы описать мою боль. Я любил Коби: он был для меня точно младший брат. Мы часто беседовали, и мне будет очень недоставать этих разговоров. Он был яростным соперником, одним из величайших игроков, полным творческой энергии. Коби был еще и замечательным отцом, который очень любил свою семью и чрезвычайно гордился любовью его дочери к баскетболу. Иветт (Прието, супруга Джордана. — Forbes) вместе со мной выражает глубочайшие соболезнования Ванессе, «Лейкерс» и поклонникам баскетбола по всему миру».

Брайант родился в 1978 году в Филадельфии, но провел большую часть детства в Италии, где на профессиональном уровне играл в баскетбол его отец Джо Брайант. Коби окончил старшую школу в Филадельфии и вскоре превратился в звезду национального масштаба.

В 17 лет он стал вторым за двадцать лет игроком, задрафтованным клубами НБА сразу после выпуска из школы: «Шарлотт Хорнетс» выбрали его под 13-м номером на драфте 1996-го. На тот момент уже был запланирован обмен, в результате которого Брайант перешел в «Лейкерс», подписав трехлетний контракт на $3,5 млн.

«Нет слов, чтобы описать мою боль. Я любил Коби: он был для меня точно младший брат»

В 2000-м 21-летний Брайант оказался на обложке Forbes, «вооруженный» новым шестилетним контрактом на $71 млн и спонсорскими соглашениями с Adidas, Mattel, Sprite, Spalding и Giorgio Armani. «Баскетбол стал для меня универсальным средством коммуникации, — вспоминал он тогда детство в Италии. — На корте я мог общаться [даже без знания языка]». Три месяца спустя Брайант выиграл первый из трех подряд чемпионских титулов совместно с еще одной легендой лиги Шакилом О’Нилом.

В 2003-м 19-летняя сотрудница отеля в Колорадо обвинила Брайанта в изнасиловании. Атлет, который на тот момент был уже два года как женат на Ванессе, признал факт супружеской измены, но заверил общественность в том, что случайная связь была добровольной с обеих сторон. В итоге обвинительница отказалась дать показания в суде и прокуратура закрыла дело. Позднее Брайант заключил с женщиной мировое соглашение в частном порядке.

Несмотря на недоказанность обвинений, McDonald’s и Nutella расторгли контракты с Брайантом. А вот Nike, который подписал с Брайантом соглашение на четыре года и $40 млн до того, как разгорелся секс-скандал, остался на стороне баскетболиста. Та поддержка вылилась в долгое и плодотворное сотрудничество: фирменная модель Брайанта в линейке Nike на протяжении пятнадцати лет оставалась одним из самых продаваемых товаров. Особо высокой популярностью кроссовки пользовались в Китае, где во многом за счет звезды «Лейкерс» спортивному экипировщику удалось выстроить бизнес объемом $6 млрд: местные фанаты практически обожествляли Брайанта за его свершения на корте и интерес к культуре КНР.

В Китай в рамках маркетинговых акций Nike баскетболист ездил каждое лето (позднее эту практику переняли и другие звездные атлеты), и на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году он, вероятно, был самым популярным иностранным атлетом-участником турнира. Игровая майка Брайанта — бестселлер НБА в КНР. Также благодаря востребованности на местном рынке игрок заключил контракты с Mercedes-Benz, Smart Car и Alibaba.

Брайант, подобно другим звездам спорта мировой величины — тому же Леброну Джеймсу, Серене Уильямс или Кевину Дюранту, — пользовался накопленным за годы карьеры влиянием, чтобы продвигать собственные бизнес-интересы. В 2013-м он основал компанию Kobe Inc. В интервью Forbes Брайант формулировал цель нового начинания: «Миссия Kobe Inc. — в том, чтобы приобретать и развивать бренды и идеи, которые трансформируют спортивную индустрию и становятся источником вдохновения для целого мира».

Первой инвестицией Kobe Inc. стало вложение в новый спортивный напиток BodyArmor. Игрок приобрел более 10% производителя продукта примерно за $5 млн. «Бизнес-модель всегда заключалась в том, что знаменитости получали долю в обмен на неденежный вклад, но я хотел пойти дальше», — говорил тогда Брайант.

Это вложение оказалось крайне успешным: в 2018 году Coca-Cola инвестировала в стартап $300 млн, в результате чего стоимость доли Брайанта выросла до $200 млн.

Брайант завершил профессиональную карьеру в 2016-м, заработав в общей сложности $680 млн благодаря зарплате и спонсорским контрактам. Это самая большая сумма, которую игрок командных видов спорта когда-либо получал за игровую карьеру.

Через несколько месяцев после ухода он объявил о создании совместно с предпринимателем Джо Стайбелом венчурного фонда объемом $100 млн для инвестиций в сфере медиа, технологий и обработки данных. В портфолио фонда — онлайн-медиа The Players Tribune, разработчик видеоигр Scopely и юридическая фирма LegalZoom.

Брайант часто говорил о том, что любит рассказывать истории, и следовал этому увлечению в своей карьере. Он успел поучаствовать в создании рекламных кампаний для BodyArmor, а также написал серию детских книг и снял собственный короткометражный мультфильм «Дорогой баскетбол», который в 2018 году удостоился премии «Оскар».

Перевод Натальи Балабанцевой

Новости партнеров