К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Москва бросила колоссальные средства на тесты»: как столица добилась низкой смертности от COVID-19

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
В Москве сложилась уникальная эпидемиологическая ситуация: при зараженности COVID-19, сравнимой с Нью-Йорком и Мадридом, город сумел обеспечить низкую смертность среди заболевших, пишут аналитики Boston Consulting Group. Летальность напрямую зависит от количества заболевших, но удельная частота тестирования населения на COVID-19 может смещать эту зависимость, а Москва бросила на это колоссальные ресурсы, говорит эксперт.

Москва оказалась одним из немногих мегаполисов, который сумел обеспечить низкий уровень смертности от коронавируса при высоком уровне зараженности населения, не имея при этом опыта борьбы с аналогичными эпидемиями, следует из исследования Boston Consulting Group (BCG).

Аналитики консалтинговой компании сравнили промежуточные итоги борьбы с пандемией в российской столице и других мегаполисах, пострадавших от COVID-19: Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Вене, Цюрихе, Милане, Мадриде, Амстердаме, Стокгольме, Токио, Гонконге, Пекине, Сеуле, Сингапуре и Сиднее. Кто выступил заказчиком исследования, представитель консалтинговой компании в беседе с Forbes не уточнил.

Авторы отчета представили график, из которого следует, что российская столица выбивается из общего для городов мира линейного тренда: чем больше регистрируется выявленных случаев COVID-19, тем больше связанных с заболеванием летальных случаев. Распространенность COVID-19 в Москве очень высокая — она сопоставима с Нью-Йорком и превышает показатели Мадрида и Милана, а летальность низкая (3,8% накопленным итогом на 31 мая 2020 года). В группу мегаполисов с высокой зараженностью и низкой летальностью, помимо российской столицы, попал лишь Сингапур, который, в отличие от Москвы, имеет опыт борьбы с подобными эпидемиями, а также регистрирует как связанные с коронавирусом лишь те смерти, где он был основной причиной, а не сопутствующей, следует из презентации исследования.

 

Как исследователи объясняют низкую долю умерших

В отличие от Сеула, Сингапура или Сиднея у Москвы не было опыта борьбы с подобными эпидемиями, следует из исследования BCG. В 2019 году Россия вместе с Угандой заняла 63-е место в глобальном индексе безопасности здравоохранения, оценивающем, насколько медицинские системы разных стран готовы к эпидемиям и пандемиям. Выше расположились такие страны, как Коста-Рика, Болгария, Румыния, Индия, Кения, Филиппины, Монголия, Армения, Грузия, Киргизия и другие. Россию тогда отнесли к группе со средней готовностью к эпидемиям. В группу с высокой готовностью попало всего 13 стран: США, Великобритания, Нидерланды, Австралия, Канада, Таиланд, Швеция, Дания, Южная Корея, Финляндия, Франция, Словения и Швейцария.

Москве помогло прежде всего масштабное тестирование городского населения, указывают исследователи: на 100 000 человек проведено 12 500 тестов. Если в Нью-Йорке или Милане тест на COVID-19 брался лишь у людей с симптомами болезни, причем чаще всего уже в тяжелой стадии заболевания, то в Москве — у людей как с симптомами, так и без, отметил представитель BCG: это позволило выявить больше заболевших, в том числе бессимптомных, и повысило показатель распространенности коронавируса. Также Россия и Москва в частности ввели карантин достаточно рано — примерно на том же этапе, что Германия и Сингапур.

 

Низкая смертность в Москве также связана с тем, что пожилые люди из группы риска (от 65 лет и старше) живут относительно изолированно: домов престарелых, которые стали очагами эпидемии во многих других странах, в российской столице немного. Среди заразившихся доля пожилых в Москве составила 16% — относительно немного по сравнению с Италией (47%), Испанией (44%), Швецией (39%), Германией (27%) и США (25%). При этом авторы доклада отмечают, что столицы и очаги эпидемии обычно отличаются «более масштабными последствиями и действиями по сравнению со страной в целом». Всего, по оценке BCG, в Москве от COVID-19 умерло около 1,5% жителей домов престарелых, при этом в США — около 3%, в Швеции — около 2%, во Франции — около 1%, в Германии — около 0,4%. Среди всех умерших с COVID-19 в Москве резиденты домов престарелых составили около 4% — против 32% в Мадриде и 12% в Нью-Йорке.

Кроме того, московские клиники еще до эпидемии были хорошо обеспечены койками и оборудованием, а потом быстро развернули дополнительные мощности, утверждается в презентации исследования: в частности, по количеству доступных больничных коек на душу населения российская столица обгоняла Нью-Йорк, Стокгольм и Амстердам, по количеству реанимационных коек на душу населения (28 на 100 000) — Испанию, Италию, Великобританию, Францию и США, по количеству ИВЛ (35 на 100 000 населения) — Испанию, Италию, Великобританию, Францию и Германию.

Летальность напрямую зависит от количества заболевших, но удельная частота тестирования населения на COVID-19 может смещать эту зависимость, а Москва бросила на это колоссальные ресурсы, рассуждает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. При активном тестировании обнаруживают больше заболевших, в том числе бессимптомных, которые попадают в отчетность. Кроме того, средний возраст заболевших в Москве намного ниже, чем в исследуемых городах, пожилые люди живут изолированно и ведут себя в целом послушно властям, отсюда и более низкая летальность, продолжает эксперт. При этом говорить, что Москва изначально была лучше готова к эпидемии с точки зрения инфраструктуры, не приходится — все города оказались одинаково не готовы, считает Попович.

 

Аналитики BCG рассматривают опыт Москвы как один из примеров эффективных в борьбе с COVID-19. В числе других успешных примеров они указывают Южную Корею и Сингапур, запустивших мобильные приложения для отслеживания контактов зараженных, Германию и Австрию, где высоки дисциплина населения и уровень здравоохранения, а также Австралию — страну с низкой плотностью населения, которое к тому же относительно молодо. Все эти страны начали рано тестировать население на коронавирус, при этом в первый месяц с начала эпидемии в Москве провели в три раза больше тестов на коронавирус на душу населения, чем в Германии и Южной Корее, следует из презентации исследования.

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

Фотогалерея ««Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты»
5 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+