К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Эффективная лень и полезный стресс — как запустить каскад изменений в своей жизни

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Чтобы создавать успешные проекты и бизнесы по индивидуальным лекалам и воплощать в жизнь идеи, которые станут историями успеха, необходимо уметь договариваться с собой и другими. В этом нам часто мешают эмоции. Реже испытывать неприятные эмоции и чаще – приятные возможно, если соблюдать несколько простых правил эмоциональной гигиены. Это дает более осознанное понимание того, что с нами происходит, и приносит именно те результаты, которых мы на самом деле искренне желаем. Как этому научиться, рассказывает на платформе Forbes Ontology коуч Екатерина Виленкина.

Частью процедуры эмоциональной гигиены являются вопросы:

  • Что я чувствую?
  • Почему я это чувствую? 
  • Что сейчас со мной не так? 
  • Зачем я это делаю? Получив ответ на этот вопрос, опять спросить себя: «А это зачем?» — и опять то же самое на 2-й и 3-й ответы (можно и далее) — чтобы докопаться до коренной причины.
  • Чего я хочу от этой коммуникации? 
  • Я правильно тебя услышал, что…? 

Эмоциональная гигиена — процедура очистки, «снятия шелухи», избавления от всего, что нам вредно и микробно. Я не люблю выражение «управление эмоциями» — эмоциями невозможно управлять, все, скорее, наоборот. Вопрос в том, что мы делаем с эмоциями. Либо они нас, либо мы их, как в корриде — либо тореадор быка, либо бык тореадора. Мы их — когда осознаем и используем себе во благо. Последнее не означает, что можно по щелчку прекратить испытывать негативные эмоции или стресс. Стресс, как компас, показывает туда, где что-то в жизни не так. Стресс информативен. Все эмоции, положительные и отрицательные, позволяют эффективно лавировать в поисках сложного баланса между удовлетворенностью и неудовлетворенностью.

Процедуру эмоциональной гигиены можно разбить на несколько условных этапов, начав с настройки.

 

Первым делом вспомнить, сколько воодушевления и радости можно испытать, попав в состояние потока.

Поток — достаточно редкое явление. Основной показатель — мы теряем ощущение времени. Нас несет, нам настолько интересно, что мы как будто уплываем в другую реальность, не замечая посторонних звуков, людей. Мы погружены в процесс и трудимся над задачей с невероятным воодушевлением. Все не относящееся к делу как-то само уходит на задний план, мы полностью сосредоточены на том, чем занимаемся.

 

Вне потока — рутина, мы себя часто заставляем что-то делать — то, что нам кажется нужным. Если у нас гипертрофированное чувство ответственности, прокрастинации меньше, но больше усилий уходит на то, чтобы сказать себе: надо, надо, надо! Мы нуждаемся во внешней мотивации, тогда как в состоянии потока мы сами себя мотивируем.

Как специально туда попасть? На вопрос, есть ли механизмы или методики погружения в поток, я бы ответила: и да, и нет. Вы можете уговорить себя быть в состоянии счастья? Точно есть одно абсолютное условие — заниматься делом, которое соответствует внутренним ценностям. Один из приемов в психологии — несколько раз подряд задать себе вопрос: «Чтобы что?» или «Зачем?». Для чего вы это делаете? Зачем? А это вам зачем? Это мне для того-то и того-то. А это зачем? Так мы сможем определить конечную цель. Если та окажется ничтожной, мы сразу откажемся от задачи без всяких угрызений совести. Помните, гигиена? И среди дел, которыми мы занимаемся, даже если они нависают над нами вместе с многочисленными «надо!», очень много мусорных задач.

Такие инструменты, как составление ToDo листов, могут быть очень полезны. Это гигиенично — сосредотачиваться на самом главном, структурировать задачи, отказаться от контактов с людьми, общение с которыми по тем или иным причинам неконструктивно, токсично, забирает кучу сил.

 

В одном из своих видео, записанных специально для платформы Beeline Business Lab в партнерстве с Forbes Ontology, я расскажу, как правильно «резать слона на бифштексы» и использовать «творческую лень», чтобы она стала источником красивых идей и решений.

Второй этап нашей гигиенической процедуры после настройки — это изменение отношения к стрессу и страхам. Мы привыкли слышать: стресс вреден, стресс убивает, стресс ведет к заболеваниям. Начиная с 2000-х годов психологи начали проводить разные исследования и выяснили, что стресс, так же как и отрицательные эмоции, необходим. Мы без него не сможем нормально развиваться. Стресс со всеми сопутствующими ему эмоциями: злостью, обидами, тревожностью и так далее — нужен. Дело в восприятии. Люди, которые осознают, что находятся в состоянии стресса, одновременно признавая его необходимость, живут дольше, чем люди, уверенные в том, что стресс вреден. То есть мы стрессуем себя своим отношением.

Как перестать это делать, я знаю на своей собственной практике. Вы удивитесь, но есть довольно простые и очень конкретные шаги по тому, как экологично уживаться со своим стрессом. В рамках своего бесплатного мастер-класса для предпринимателей о стрессе и страхах я расскажу вам реальные истории о конструктивном и неконструктивном отношении к стрессу и последствиях того и другого, чтобы вы могли подобрать наиболее подходящую именно вам модель своего поведения.

Конечно, не всякий стресс полезен, но гораздо важнее то, что мы с ним делаем. Задайте себе вопрос: что происходит, что сейчас со мной не так? И второй очень важный вопрос: почему? Что я чувствую? Почему? Два вопроса, с которыми я своим клиентам рекомендую идти по жизни. Что-то не так — стоп. Я чувствую раздражение — почему? Я чувствую страх — почему? Я чувствую тревогу — почему? Меня волнует, я боюсь не выполнить этой задачи. Как только мы начинаем думать в эту сторону, тревога уходит. Почему? Потому что мы рационализируем происходящее и переключаемся с эмоций. Главное помнить — осмысленная и счастливая жизнь без стресса невозможна.

Договорились с собой, признались, что жизнь в стрессе — норма, третьим пунктом неплохо было бы научиться договариваться с другими. Коммуникация — это не всегда, далеко не всегда, обмен информацией. У всякого общения свои задачи. Когда коллеги в коридоре разговаривают короткими репликами вроде: «А он потом что?», «Да ладно?!», «А ты?», «Оооо!!!!» — они точно не обмениваются информацией. Они обмениваются эмоциями. Один ищет поддержки — например, начальник плохой, — а второй его утешает.

 

Чего ждете от коммуникации вы? Любой ответ, который вы себе дадите, будет правильным. Если вы хотите, чтобы вас погладили по голове и сказали, какой вы хороший, независимо от того, что вы до этого сотворили, признайтесь себе: «Я хочу поддержки, мне нужна любовь». То, что в транзактном анализе называется «позитивное поглаживание». Если вам нужна информация, эмоции, как правило, не возникают, для них нет места. Кстати, даже если вы с собеседником передрались, коммуникация все равно состоялась, другой вопрос — с чем каждый вышел из этого разговора? Как только вы определитесь, что вам нужно от коммуникации, будет гораздо проще понять, как это получить.

Есть территория, и есть карта этой территории. Карта у каждого своя. Каждая карта неповторима из-за индивидуальных механизмов фильтрации. Важно постоянно держать в голове, что у собеседника может быть совершенно другое восприятие той же территории, своя карта местности. Как узнать, понял ли он вас. Уточнять. Повторить вопрос, переспросить, резюмировать. Можно повторить последнюю фразу собеседника: «Правильно ли я тебя понял, что …?» Удивительно простая фраза дает потрясающий эффект. «Я правильно тебя услышал, что ты хотел завтра назначить встречу втроем?» И тебе сразу начинают говорить: «Нет, я говорил о личной встрече». Ну или еще что-нибудь.

В своем завершающем серию коротких образовательных вебинаров видео я подробнее расскажу о том, как такие фильтры восприятия, как стирание, искажение и обобщение, с одной стороны, помогают нам жить с огромным количеством информации, а с другой — мешают понять собеседника и в итоге договориться с ним, например, о важной сделке или стратегическом партнерстве и так далее. И как, понимая эти механизмы, добиваться цели, ради которой вы начали коммуникацию.

Итак, можно ли постоянно все контролировать: цели, стресс, эмоции? Нет, да и незачем. От слова «контроль» у меня сразу срабатывает пожарная сигнализация. Вам кажется, что вы контролируете свои эмоции? А на самом деле это они контролируют вас. Вы их прячете, копите, а затем они вырываются в самый неподходящий момент. Единственный выход — осознавать их и использовать в своих целях. Цели, кстати, тоже необходимо ставить осознанно. То есть с эмоциями, целями, стрессом, чтобы получать энергию, надо делать то же самое, что, например, с едой, — перерабатывать, соблюдая все правила эмоциональной гигиены.

 

Серия коротких образовательных видео на тему эмоционального капитала подготовлена специально для платформы Beeline Business Lab совместно с Forbes OntologyBeeline Business Lab  это ресурс для предпринимателей и управленцев малого и среднего бизнеса, созданный для обмена опытом и получения новых знаний. Видеолекции, антикризисные решения, практические советы, блоги и многое другое поможет вам вывести ваш бизнес на новый уровень в любых существующих обстоятельствах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+