К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неизбежная трансформация: три вызова российского бизнеса

    Неизбежная трансформация: три вызова российского бизнеса
    Пандемия показала, что устойчивость бизнеса напрямую зависит от степени его цифровизации. Чем она выше, тем проще реагировать на изменения. В начале прошлого года кто-то вряд ли мог предположить, что на «удаленку» одномоментно придется переводить до 90% персонала. Сейчас это не просто реальность, а обыденность. Олег Мотовилов, директор облачного бизнеса МТС, на примерах конкретных компаний рассказывает, как российский бизнес адаптируется к новым вызовам, о которых ранее даже не задумывались.

    Вызов 1: неопределенность

    Недавно многие компании испытали на себе, что такое непредсказуемый спрос, еще больше — столкнулись с его быстрым падением. Прибыль крупных и средних российских компаний по итогам прошлого года снизилась на 23,5% — это максимальное падение с 2008 года, по данным исследования международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Сложность с прогнозированием доходов сохранится как минимум до конца этого года, а значит, нужно быть быстрыми, гибкими и бережливыми.

    Облачные технологии дают хорошую вариативность действий. Нет спроса — можно быстро «свернуть» или оптимизировать проект, не переплачивая за неиспользуемые ИТ-ресурсы. Если ситуация обратная и спрос таков, что бизнес не знает, как обработать все заявки, то облака тоже будут актуальны. Это возможно, поскольку не предполагается наличие «железа», которое надо закупать и ждать доставки.

    Облака позволяют масштабировать бизнес быстро и без больших вложений в расширение инфраструктуры.

    Например, весной этого года каршеринговый сервис BelkaCar столкнулся с резким спросом на машины — загруженность автопарка достигала 80% и более. Для того чтобы ИТ-инфраструктура справилась с такой нагрузкой, нужно было значительно увеличивать мощности, причем делать это крайне оперативно. В BelkaCar предпочли облачный подход. Для компании подобные решения привычны: еще в 2016 году небольшой стартап арендовал облако у провайдера «ИТ-ГРАД» (входит в экосистему МТС), а сэкономленные на развертывании собственной ИТ-инфраструктуры ресурсы направил в другие сферы. Сегодня это крупный игрок на растущем рынке каршеринга.

    Вызов 2: кибершторм

    Из вынужденной меры удаленный формат трансформировался в альтернативную модель: комбинированные схемы работы и гибридные офисы стали новой нормой. С 1 января 2021 года в Трудовом кодексе закрепилось понятие дистанционной работы и определены четыре вида «удаленки». Для многих решением поддержания единой коммуникационной среды стало использование облаков, которые помогают быстро наладить работу в командах. На облака переходили компании самых разных отраслей.

    Например, нефтедобывающая компания «Салым Петролеум» организовала для сотрудников защищенный удаленный доступ к системе управления ресурсами предприятия с помощью технологии VDI, а российский филиал Europ Assistance (входит в одну из крупнейших страховых групп Европы) на основе облачных технологий организовал работу всего бухгалтерского подразделения, которое обслуживает Россию и страны СНГ. Ежемесячно в облачных ИТ-системах компании обрабатываются сотни финансовых документов.

    Побочный эффект «удаленки» — более высокая уязвимость корпоративных систем в силу человеческого фактора и развития технологий социальной инженерии. Число киберинцидентов в 2020 году выросло в 1,5 раза, почти 90% всех атак были направлены на организации. Самый часто используемый инструмент, по данным Positive Technologies, — программы-«шифровальщики» и вирусы-«вымогатели», ущерб от которых исчисляется миллиардами долларов.

    Если критически важные данные перенесены в облако, работать можно из любой точки мира и запускать новые проекты в 2-3 раза быстрее.

    В мае из-за кибератаки «вымогателя» был остановлен крупнейший в США трубопровод Colonial Pipeline, что стало причиной чрезвычайного положения в некоторых штатах. В России этот тренд не менее заметен. В апреле этого года эксперты Infosecurity обнаружили в открытом доступе корпоративные данные нескольких тысяч российских компаний: беспрецедентная по масштабам утечка произошла из бесплатного сервиса для планирования задач Trello.

    Компаниям важно задуматься о новом подходе к безопасности. Чаще всего инциденты случаются из-за недооценки рисков и нехватки компетенций. Это может звучать почти невероятно, но в облаках крупных российских провайдеров крайне низкий уровень риска. Они обеспечивают защиту на нескольких уровнях: как минимум на уровне серверной инфраструктуры и платформы виртуализации. Следующий шаг — когда провайдер становится для клиента поставщиком сервисов безопасности: можно подключить облачный антивирус, защиту от DDoS-атак, средства фильтрации трафика. К примеру, защиту облака #CloudMTS обеспечивает еще и собственный Security Operation Center, который отслеживает и отражает угрозы в круглосуточном режиме. К тому же кибербезопасностью в данном случае занимаются не только специалисты внутри компании, но и опытный партнер.

    Вызов 3: рост объемов данных

    К 2025 году мы с вами будем делать почти 5000 взаимодействий с цифровыми данными в день, число гигабайт на человека будет расти на 21% в год. Но генерировать информацию будут не только люди. По оценкам компании Transforma Insights, к 2030 году количество «умных» устройств в мире превысит 24 млрд единиц. Каждую минуту они будут создавать и передавать огромные массивы данных, которыми нужно уметь управлять. Собирать, хранить и анализировать их.

    Бизнес все чаще выбирает для этого облачные решения. Например, в прошлом году «Русхимсеть», крупный дистрибьютор химического сырья, у которого около 15 филиалов в России и 30 логистических центров, оценив нагрузку, предпочел воспользоваться облаком провайдера. В #CloudMTS перенесли важнейшие системы — базы данных, электронный документооборот, почту, системы учета. Собственные сервисы «Русхимсеть» теперь работают в среднем на 30% быстрее, а ежемесячные затраты на эксплуатацию оборудования сократились почти на 25%. Но самое важное — рост объема данных и нагрузки на инфраструктуру больше не представляет проблемы.

    Многие компании сегодня работают с персональными данными клиентов, сотрудников. К хранению этой информации есть определенные требования. Крупные облачные провайдеры используют передовые технические решения, полностью соответствующие закону «О персональных данных» №152-ФЗ.

    Новых вызовов перед бизнесом все больше. Один из цифровых «ответов» на них — использование облаков. По данным PwC, в разгар пандемии облачные решения использовали 66% российских компаний. Если критически важные данные перенесены в облако, работать можно из любой точки мира и запускать новые проекты в 2-3 раза быстрее. Это дает бизнесу возможность расти, несмотря на все сложности новой цифровой реальности.


    * На правах рекламы

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+
    Наш канал в Telegram
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
    Подписаться

    Новости