К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Социологи назвали наиболее пострадавшую от кризиса категорию россиян


Экономические кризисы больнее всего бьют не по бедному населению, а по среднему классу, так как в кризис его представители лишаются привычного уровня потребления, считают социологи «Ромира». Среди поколений рациональнее всего себя ведут пожилые, а зумеры и миллениалы больше паникуют

Потребительское поведение россиян в кризисные периоды зависит не от их природы и течения экономических потрясений, а от социального слоя или группы, к которой относятся люди, будь то доходная или возрастная группа. Об этом РБК рассказали эксперты «М-Холдинга» (в него входит исследовательская компания «Ромир»).

Закончили чтение тут

«Наиболее пострадавший — средний класс. Его представители, имея высокие зарплаты и привыкая к городским сервисам, думают: зачем им дача, если можно все купить в магазине? Зачем собственная машина, если есть такси и каршеринг? Но при потере дохода в кризисы такая стратегия приводит к тому, что они резко лишаются привычного уровня потребления», — рассуждает президент «Ромира» Андрей Милехин. Он добавил, что в целом к каждому кризису общество адаптируется примерно за два месяца.

По его словам, любой кризис, в том числе пандемический и санкционный, бедные, средний класс и богатые переживают примерно одинаково. Так, высокодоходная группа в кризис тоже меняет свое поведение: например, невозможность походов в рестораны в пандемию богатые компенсировали тем, что увеличивали покупки продуктов, а отсутствие шопинга в других странах из-за закрытых границ компенсировали повышением премиальности товаров.

 

По словам Милехина, потребительскую панику можно определить по товарам-индикаторам, массовая скупка которых беднейшим населением является тревожным признаком. Сейчас это дешевые макароны и стиральный порошок (когда-то — хлеб и мыло), то есть два основных товара, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Однако сейчас, считает исследователь, «государству и бизнесу удается удержать общество от полной потребительской паники, которая идет от бедных слоев населения». «Последний раз мы фиксировали ажиотажный спрос на товары-индикаторы в 2008 году», — сказал Милехин.

Причина, почему бедное население России не впадает в панику – в традиционном «предохранителе» – сохранении трудовых навыков производства продуктов питания, ведение личного подсобного хозяйства, посадка огорода. Кроме того, социальные выплаты поддерживают доходы нуждающихся граждан, отмечает Минфин в «Основных направлениях» бюджетной политики на 2023–2025 годы. По данным Росстата, объем соцвыплат во втором квартале текущего года составил 4,1 трлн рублей, или 21,2% в структуре доходов населения.

В разрезе поколений пожилые лучше адаптируются к кризису, так как испытали их в большем количестве на протяжении жизни, отмечают исследователи. «Зумеры» (родившиеся с 1997-го по 2012 год) в период кризиса сокращают расходы и переносят их часть на своих родителей — поколение X (родились с 1960-го по 1980 годы). Поколение Y («миллениалы», годы рождения с 1980-го по 1996), как правило, «замораживают» свои расходы, реже делают покупки, но средний чек при этом закономерно увеличивается. В целом, взрослое поколение привыкло к более рациональному поведению в кризис, а молодые больше привержены к паническим настроениям, отметила исполнительный директор «М-Холдинга» Инна Караева.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+