Жесткие дискаунтеры увеличили выручку за первую половину года на 27%
В первой половине 2025 года жесткие дискаунтеры выручили 642,1 млрд рублей, что на 27% больше год к году, следует из данных Infoline. По мнению экспертов, привлекательность такого формата продолжает расти в том числе из-за сберегательного поведения потребителей, которое усилилось за последний год в связи с высокой ключевой ставкой
В первой половине 2025 года сети жестких дискаунтеров, к которым относятся «Светофор», «Чижик» или «Доброцен», в России совокупно выручили более 642,1 млрд рублей, что на 27% больше год к году, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Infoline. При этом количество магазинов, работающих в таком сегменте, по итогам января — июля увеличилось на 9,1% год к году, или на 963, примерно до 11 500.
Рост в сегменте мягких дискаунтеров, к которым относятся «Магнит», «Дикси» или «Пятерочка», оказался менее заметным. Количество торговых объектов таких сетей в январе — июле 2025-го увеличилось на 3,7%, а магазинов у дома, также предлагающих недорогие продукты, — примерно на 0,7%. Общая выручка сетей, развивающих мягкие дискаунтеры, за январь — июнь выросла на 17,1%, отмечает «Коммерсантъ».
В Infoline указали, что среди федеральных сетей жестких дискаунтеров в январе — июле рост показали «Чижик» (входит в X5 Group), «Моя цена» (входит в ГК «Магнит»), «Находка», «Доброцен» и «Победа». В этом году «Магнит» в целях повышения эффективности работы объектов основного формата вместо обновления переводил их в дискаунтеры «Моя цена». С начала года было ребрендировано свыше 500 объектов, пишет «Коммерсантъ».
Экспансия другой сети ретейлера — В1 («Первый выбор») оказалась временно приостановлена после объявления компанией в апреле 2024 года о планах увеличить число магазинов в несколько раз, отмечает газета. Активное развитие этого формата возобновилось только в конце лета 2025 года, а за январь — июль число магазинов В1 снизилось на 14 объектов. Сокращение числа торговых объектов наблюдается также у ГК «Торгсервис», развивающей сети «Светофор» и «Маяк». Согласно данным Infoline, с начала года закрылись 23 объекта. В «Светофоре» и B1 на запросы «Коммерсанта» не ответили.
Наиболее растущей сетью дискаунтеров стал «Чижик». Так, за первую половину года его выручка увеличилась на 89,3% год к году, до 193,8 млрд рублей, пишет издание со ссылкой на отчетность компании. В X5 Group сообщили, что в настоящее время «Чижик» включает уже более 2500 магазинов, сеть ежегодно открывает 800-900 новых точек.
По мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, на продолжающийся рост привлекательности такого формата влияет сберегательное поведение потребителей, которое усилилось за последний год в связи с высокой ключевой ставкой. С одной стороны, эффективную операционную модель жесткого дискаунтера сложно выстроить на этапе запуска, а с другой — легко тиражировать, поскольку затраты на открытие подобного объекта в среднем на 20-40% ниже, чем, к примеру, супермаркетов, указал он.
Кроме того, в сегменте жестких дискаунтеров выше покупательский трафик, отметил Бурмистров. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов сообщил изданию, что это делает модель универсальной и востребованной для любого региона.
Маржинальность жестких дискаунтеров несколько ниже, чем у других форматов, однако существует потенциал ее повышения за счет доли продукции под собственными торговыми марками и увеличения эффективности логистических операций, пояснил Бурмистров. Партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская рассказала изданию, что большинство жестких дискаунтеров развивается за счет территориальной экспансии, а не увеличения сопоставимых продаж. Такая стратегия может очень быстро исчерпать себя, отметила она.
Ранее, в июне, «Ведомости» со ссылкой на подсчеты Infoline писали, что «Магнит» снизил количество дискаунтеров «Первый выбор» — со 175 торговых точек в конце 2024-го до 167 на начало июня 2025-го. Представитель ретейлера пояснил, что компания пересматривает требования к формату «Первого выбора» в связи с высоким инфляционным давлением на капитальные затраты.
