Минпросвещения разослало учителям инструкцию по общению с агрессивными детьми
Минпросвещения разослало в регионы инструкцию для учителей по общению с агрессивными детьми, сообщает РБК. В рекомендациях ведомства говорится о необходимости контролировать себя, не переходить на личности, не кричать и вербализовать эмоции агрессора, а после эпизода — заняться собственным восстановлением. Накануне министерство также разослало школам инструкции по разрешению конфликтов с учениками
Министерство просвещения разослало школьным учителям инструкцию по общению с агрессивными детьми. В документе прописаны действия, которые необходимо предпринять для безопасного разрешения ситуации, сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства.
В рекомендациях министерства говорится, что педагоги в случае проявления агрессии со стороны ребенка должны контролировать себя, не кричать, не переходить на личности. Задача учителя в такой ситуации — «не подавить ученика, чтобы не закрепить силовую модель поведения, а помочь справиться с этим состоянием, снизить злость и агрессию в моменте», указано в инструкции. Преподавателям также напомнили, что агрессивное поведение может быть связано со сложностями социализации, похожим поведением взрослых в семье ученика, а также сигналом внутреннего кризиса. Учителя в такой ситуации должны сохранять самообладание и не пытаться победить в споре, подчеркивается в документе.
Работникам образования при общении с агрессивным учеником рекомендовали восстановить самоконтроль — сделать несколько вдохов, принять устойчивую позу, коснуться спиной опоры, а также задать себе вопросы о типичности подобного поведения ребенка и потенциальном уровне опасности ситуации. В зависимости от этого необходимо «давать рациональные реакции» или привлекать охрану или правоохранительные органы. Если ученик физически атакует педагога, необходимо обеспечить эвакуацию других детей, поручить кому-нибудь позвать дежурного учителя или охрану, и держать дистанцию с агрессором.
В инструкции также говорится о необходимости вербализовать эмоции агрессивного учащегося («Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит из-за…?»), перефразировать слова ребенка без обвинения или отторжения («Я правильно понял, что ты...?», «Тебя сейчас задело…?»). Из речи при этом рекомендуется исключить агрессию и негатив, и говорить, например, не «Успокойся!», а «Тебе важно, чтобы я услышал тебя?».
Один из прописанных вариантов разрешения ситуации — предложить ученику обсудить волнующие вопросы после урока, при этом такие встречи потом нельзя откладывать или отменять. Если ребенок согласится, преподаватель должен пообщаться с ним, чтобы разобраться в ситуации, а затем сообщить о произошедшем классному руководителю учащегося, школьному психологу, службе медиации и родителям. При этом учитель должен сделать акцент не на жалобе на ребенка, а на необходимости выработать единую стратегию воспитания, указано в документе. Кроме того, инструкция рекомендует преподавателям восстановиться после подобного контакта, не пренебрегая помощью коллег или психологов.
Накануне РБК сообщал, что Минпросвещения также разослало школам инструкции по разрешению конфликтов с учениками. Ведомство разделило процесс на пять этапов — доведение информации о конфликте до руководителя учреждения, выяснение деталей произошедшего, рассмотрение фактов комиссией по урегулированию и письменное решение, контроль исполнения и обращение в вышестоящие инстанции, если участники конфликта хотят обжаловать решение.
Инструкции были разработаны в школы на фоне нескольких ЧП, произошедших в российских общеобразовательных учреждениях в 2025 году: на прошлой неделе в подмосковной школе 15-летний подросток убил четвероклассника и ранил охранника, а в середине месяца ученик с ножом напал на учительницу в Петербурге. Кроме того, в ноябре школьница с маникюрными ножницами набросилась на учительницу физкультуры в Челябинской области, а в марте восьмиклассник с ножом атаковал двух одноклассников в школе в Нижнем Новгороде .
