К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Улучшенный стадион и больше побед: как «Реал» заработал первый в истории миллиард

Мадридский «Реал» во время матча (Фото David Ramos / Getty Images)
Мадридский «Реал» во время матча (Фото David Ramos / Getty Images)
Мадридский «Реал» стал первым футбольным клубом, годовой операционный доход которого превысил €1 млрд. Это позволило действующему победителю Лиги чемпионов второй год подряд возглавить рейтинг аналитической компании Deloitte. Forbes Sport расскажет, за счет чего «Реалу» удалось добиться миллиардного показателя, и каким будет 2025 год для самых прибыльных клубов мира

В прошлом году Forbes поставил «Реал» на первое место в рейтинге самых дорогих футбольных клубов мира. Стоимость мадридского клуба оценили в $6,6 млрд, что выглядит выигрышно на фоне $5,6 млрд «Барселоны» (3-е место), но меркнет на фоне списка самых дорогих спортивных клубов — дороже «Реала» как минимум 10 команд Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной футбольной лиги (НФЛ). До «Даллас Ковбойс» ($10,1 млрд и первое место) клубу из Мадрида неприлично далеко, однако финансовые показатели сезона-2023/24 должны, как минимум, приблизить победителя Ла Лиги и Лиги чемпионов к попаданию в топ-10.

Еще летом прошлого года совет директоров мадридцев отчитался о рекордных доходах в сезоне-2023/24, а в начале 2025-го аналитическая компания Deloitte это подтвердила: «Реал» — первый футбольный клуб, чей операционный доход за сезон превысил €1 млрд. Это на 26% больше, чем было в прошлом сезоне (€831 млн).

«Доход в €1,045 млрд — это знаковое событие в клубном футболе, — сказал Тео Аджади, помощник директора группы Deloitte Sports Business. — Перестройка стадиона «Сантьяго Бернабеу» стала катализатором роста клуба. Они получили лицензию на продажу билетов, что значительно увеличило доход, а также расширили мерчандайзинг и привлекли новых спонсоров. Это, наряду с высокими результатами на поле, привело к хорошим финансовым показателям «Реала».

 

Как «Реал» заработал миллиард

Работы по реконструкции «Сантьяго Бернабеу» начались в 2019 году и были завершены весной 2024 года. После них на стадионе «Реала» появилось 3000 дополнительных мест и 240 VIP-лож на верхних ярусах. Реконструкция арены обошлась мадридцам в €1,76 млрд — ожидается, что расходы на обновление «Бернабеу» окупятся к 2053 году.

Согласно анализу Deloitte, «Реал» уже выиграл от обновления своего стадиона: доходы от матчей в сезоне-2023/24 составили €248 млн, что на 103% больше, чем в прошлом сезоне. Это во многом стало возможным, благодаря продаже персональных лицензий на посещение матчей — владельцы таких лицензий имеют право ежегодно покупать абонементы на определенное место в течение 30 лет. Такая акция принесла мадридцам около €76 млн.

 

«Реал» стал единственным клубом, у которого доходы в день матча выросли сильнее, чем у 20 лучших клубов Англии, и это тоже можно объяснить завершением ремонтных работ на стадионе «Бернабеу». Клуб также заработал €316 млн на продаже прав на трансляции и увеличил коммерческие доходы на 19% благодаря новому спонсорскому соглашению с HP и росту продаж товаров, что принесло еще €482 млн.

Вообще, инвестиции в инфраструктуру, по версии Deloitte, стали ключевым фактором роста доходов многих футбольных клубов. «Ливерпуль», вложивший в реконструкцию «Энфилд Роуд» (новая трибуна за воротами) 60 млн фунтов, и получивший 7000 дополнительных мест, заработал рекордные для себя €132 млн на matchday. «Барселона», вынужденная играть на «Олимпийском стадионе» из-за реконструкции «Камп Ноу», напротив, потеряла в выручке: с €800 млн в сезоне-2022/24 году до €760 млн в сезоне-2023/24.

В 2025 году в мире реализуется более 300 проектов по строительству спортивных стадионов — не только футбольных. И это, по мнению аналитиков Deloitte, только увеличит доходы клубов в будущем, в том числе и «Реала», чей стадион, благодаря выдвижным газону и крыше, в этом году впервые примет матч регулярного чемпионата НФЛ.

 

Важную роль в увеличении доходов, согласно Deloitte, также сыграет расширение соревнований и появление новых форматов турниров, вроде Клубного чемпионата мира, который пройдет с июня по июль 2025 года. Новая версия Лиги чемпионов в этом году принесет ее победителю дополнительно €15 млн дохода, Лига Европы — €8 млн, Лига конференций — €3 млн.

Больше интереса — больше денег

Разрыв между двумя лидирующими командами в исследовании Deloitte 2025 года — в этот раз это «Реал» и «Манчестер Сити» — никогда не был таким большим. Английский клуб заработал в сезоне-2023/24 на €208 млн меньше клуба из Испании — €838 млн. Третье место занял «ПСЖ» с доходом в €806 млн. В пятерку самых прибыльных вошли «Манчестер Юнайтед» (€771 млн) и «Бавария» (€765 млн).

Deloitte выяснила, что 20 самых прибыльных клубов мира в сезоне-2023/2024 заработали рекордную сумму в €11,2 млрд, что на 6% больше совокупного дохода предыдущего сезона. Чуть раньше аналитики подсчитали доходы ведущих женских команд, и они тоже преодолели рекордный рубеж в €100 млн. Разрыв между женским и мужским футболом по-прежнему огромен, но важно уточнить, что с недавних пор женские команды, входящие в структуру мужского, получают доходы от коммерческих соглашений всего клуба.

А они второй год подряд остаются крупнейшим источником доходов самых прибыльных мужских команд мира. В сезоне-2023/24, благодаря коммерческим соглашениям, клубы заработали €4,9 млрд — это 44% от общего дохода и на 10% больше, чем было сезоном ранее.

Deloitte связывает это с увеличением количества мероприятий, не связанных с футболом, улучшением показателей розничной торговли и ростом доходов от спонсорства. В прошлом сезоне на стадионах многих ведущих футбольных клубов прошли крупные спортивные мероприятия: на девяти аренах Франции, в том числе на «Стад де Франс» и «Парк Олимпик», прошел чемпионат мира-2023 по регби, а летом 2024-го на лучших немецких стадионах состоялся Евро по футболу.

 

20 самых прибыльных команд заработали €2,1 млрд на продаже билетов на матчи, что на 11% больше, чем сезоном ранее. На 18% выросли и доходы от матчдэй, что является наибольшим показателем с сезона-2014/2015. И это кажется удивительным на фоне разгорающихся скандалов в Английской премьер-лиге, где болельщики недовольны повышением цен на билеты. И все же для всех команд АПЛ, кроме «Тоттенхэма», не участвовавшего в еврокубках, доходы от матчей в сезоне-2023/24 увеличились по сравнению с предыдущим сезоном.

Deloitte заявила, что участие в соревнованиях УЕФА жизненно важно для доходов клубов, отметив, что итальянский «Ювентус» опустился с 11-го на 16-е место в рейтинге после того, как был исключен из европейских турниров за нарушение правил финансового фейр-плей. «Арсенал», дортмундская «Боруссия», «Ньюкасл» и «Астон Вилла», напротив, увеличили доходы за счет участия в соревнованиях УЕФА.

Как отмечает Deloitte, доходы некоторых ведущих клубов мира по-прежнему зависят от успеха на поле, но особую роль в зарабатывании денег начинает играть способность продвигать личный бренд. Несмотря на то, что «Тоттенхэм», «Ливерпуль» и «Милан» не смогли получить доход от участия в Лиге чемпионов сезона-2023/24, они остались в топ-20 самых прибыльных команд мира.

При этом доходы от продажи телевизионных прав (€4,3 млрд) в пяти ведущих футбольных лигах остались на прежнем уровне, поскольку в расписании трансляций матчей за прошедший сезон не произошло никаких существенных изменений. У «Большой пятерки» долгосрочные контракты на трансляции внутри страны как минимум до 2027 года. Похвастаться новыми соглашениями может только Английская премьер-лига, чьи матчи с сезона-2025/26 будут транслироваться на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.  

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+