К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Школа юного моряка»: как компания «Русский Краб» помогает освоить морские профессии

Фото предоставлено пресс-службой  «Русский Краб»
Фото предоставлено пресс-службой «Русский Краб»
Добыча краба — инвестиционно-емкий и технологичный бизнес, который начинает привлекать внимание молодежи. Для отрасли, где долгие годы ощущался дефицит кадров, это важный сдвиг. «Русский Краб», один из крупнейших игроков рынка, строит HR-бренд, который помогает удерживать опытных специалистов и открывает понятные карьерные маршруты для студентов и выпускников. О том, какие шаги уже приносят результаты, рассказывает директор по управлению персоналом компании Наталья Савченко
Реклама,
АО «РУССКИЙ КРАБ»

Море как перспектива 

По итогам 2024 года «Русский Краб» вошел сразу в два авторитетных федеральных рейтинга работодателей, в том числе за счет проекта, ориентированного на привлечение в отрасль молодежи. Что говорят эти результаты о самой компании и перспективах профессии рыбака, учитывая, что тренды на рынке труда сегодня в большей степени ориентированы на цифровые специальности?

Наталья Савченко
Наталья Савченко
директор по управлению персоналом компании «Русский Краб»

— Позиции в рейтингах — это, прежде всего, подтверждение, что мы движемся в верном направлении. Сегодня за молодых специалистов идет конкуренция во всех секторах экономики, и особенно остро она ощущается на Дальнем Востоке.

«Русский Краб» всего за восемь лет вырос из небольшого предприятия до лидера отрасли. Быстрый рост бизнеса и контрактная специфика работы моряков требуют постоянного притока мотивированных кадров. Поэтому мы изначально строили долгосрочную HR-стратегию: она должна не только привлекать новых сотрудников, но и создавать стимулы для их возвращения на последующие контракты. Для нас важно не только удерживать позиции на рынке, но и инвестировать в людей — именно это обеспечивает устойчивость компании и привлекательность морских специальностей.

Для отрасли это сигнал о том, что профессия рыбака, несмотря на цифровизацию и интерес молодежи к сферам креативной экономики, остается востребованной и открытой для новых поколений.

— А если предметно — что конкретно должна предложить крабодобывающая компания кандидату, чтобы сделать работу в море реальной альтернативой офису?

— Предсказуемое карьерное движение с высокими гарантиями остаться в профессии — в отличие от цифровых сфер в добыче краба перспективы замены рыбаков технологиями нет и вряд ли появится. Для нового поколения соискателей один из ключевых критериев выбора работы — высокий доход. У нас они имеют его уже на старте. В зависимости от условий и эффективности рыбалки ежемесячная зарплата матроса составляет от 250 000 до 600 000 рублей. Это начальная позиция. Зарплата капитана может достигать 5 млн рублей в месяц.

Идея нашей стратегии состоит в том, чтобы привлечь внимание молодых специалистов к работе в отрасли. Для этого двигаемся одновременно в двух направлениях: создаем лучшие условия для действующих сотрудников и параллельно работаем с теми, кто придет им на смену в ближайшие годы.

Фото предоставлено пресс-службой «Русский Краб»

В 2023 году в сотрудничестве с МГУ им. адмирала Г. И. Невельского мы запустили флагманский проект «Море возможностей» — профориентационную программу для школьников, студентов вузов и колледжей, а также учителей и родителей. Задача проекта — показать ребятам перспективы работы в море и дать информацию значимым взрослым о возможностях для их детей. За это время проект охватил более 10 000 участников, количество целевых договоров на обучение по морским специальностям выросло в шесть раз.

В основе архитектуры проекта — широкая вовлекающая воронка, которая позволяет рассказать большому количеству школьников, что такое добыча краба, выявить тех, кому это интересно, и дальше через систему мероприятий вести их к осознанному выбору профессии. На входе в воронку — профориентационная игра-симулятор, это запатентованная механика, которую мы разработали в сотрудничестве с коллективом профессиональных игротехников. В игре участвуют ученики старших классов, они пробуют себя в роли капитана, старшего механика, электромеханика, учатся «ловить» и «продавать» краба. К настоящему моменту через эту игру прошли более 6000 детей из школ в 20 населенных пунктах в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области.

На следующем этапе воронки участники проекта едут во Всероссийский детский центр «Океан» — на берегу Японского моря; там мы для них проводим морские профориентационные смены и другие активности, включая экскурсии на суда компании, в профильные вузы и колледжи. В 2024 году мы пошли дальше — к средним школьникам. Открыли проект «Школа юного моряка», где дети начиная с 5-го класса учатся морскому делу, изучают историю флота, навигацию, природу края. Это кружковая работа, кружки формируются на базе школ, с детьми работают бывшие моряки, которых мы находим, обучаем и обеспечиваем необходимым реквизитом.

— Учителя также находятся в фокусе работы по изменению восприятия морских профессий? 

— Да, у нас есть специальный курс для обучения учителей методикам профориентации, в течение года их методически поддерживают ведущие профориентологи. В прошлом году группа лучших учителей из нашей программы ездила в Китай, чтобы изучить их опыт в работе с подростками. Обмен опытом расширяет кругозор.

 — А своих сотрудников вовлекаете в такую работу?

— Конечно, и моряки, и офисные сотрудники группы компаний «Русский Краб» участвуют в проведении профориентационных мероприятий для школьников, ежегодном фестивале профессий, выступают в качестве наставников во время плавпрактик. Для многих сотрудников это становится дополнительной мотивацией: они видят интерес школьников и острее чувствуют значимость своей работы. Некоторые производственные специалисты при поддержке компании уже преподают профильные дисциплины в отраслевых колледжах. Мы сознательно выстраиваем экосистемный подход: вовлекаем сотрудников, родителей, педагогов и отраслевых партнеров. Только силами сообщества можно вернуть интерес к морским профессиям и обеспечить устойчивый приток кадров в отрасль.

От матроса до капитана за 10 лет

— Как проект повлиял на бизнес, видите ли эффект от ваших программ?

— Да, и он ощутим. За последние годы средний возраст сотрудников плавсостава снизился на пять лет. Ежегодно в течение двух последних лет к нам приходят более 60 человек молодых специалистов, выпускников вузов и колледжей. Это очень большая цифра, по сути, численный состав двух-трех краболовных судов.

Фото предоставлено пресс-службой «Русский Краб»

Партнеры среди вузов поддерживают многие наши инициативы. Совместно с Дальрыбвтузом мы разработали курсы для старших мастеров добычи, с ДВФУ — для технологов, и сейчас по этой программе учатся не только наши сотрудники, но и сотрудники других компаний. Это партнерство взаимно интересное: вузам тоже важно наращивать набор на морские специальности.

— А какие возможности для роста есть у современных моряков?

— Есть возможности для горизонтального и вертикального развития — с флота можно перейти в офис, например, на позицию группового наставника и курировать работу всего флота по своему направлению с берега. У нас есть такие примеры. Либо можно расти на флоте по своему профилю — от третьего помощника до капитана, от четвертого механика до старшего и так далее. Сегодня целевое развитие с выходом на руководящие позиции — капитана или группового наставника — предполагает ориентировочно от 10 лет опыта в море. Мы делаем карьерные лифты частью системы: формируем понятные траектории и развиваем кадры внутри компании.

 Грани эффективности

— Вы уделяете особое внимание технологиям — строите специализированный флот. Что это дает компании?

— Значительный импульс в развитии. Представьте, что еще 5–7 лет назад в мире не существовало специализированных краболовных судов. Их строительство началось в России с запуском программы инвестиционных квот. Раньше под промысел переоборудовали суда иного назначения. Сейчас компании, участвующие в этой программе, вкладывают средства в строительство современных судов. По числу реализуемых проектов ГК «Русский Краб» уже входит в число крупнейших инвесторов отрасли. А в 2024 году компания вошла и в рейтинг крупнейших инвесторов России по версии Forbes.

С учетом контрактов, заключенных по результатам второй волны аукционов в 2023 и 2025 годах, общая численность флота, заказанного ГК «Русский Краб» по программе инвестиционных квот, составляет 19 современных краболовных судов. Шесть из них уже построены и ведут промысел.

— Как инвестиции в новый флот и технологии добычи коррелируются с кадровой политикой компании?

— Наши проекты технически и технологически ориентированы на более высокую эффективность и производительность, но что еще важнее — на улучшение условий труда и жизни моряков и повышение безопасности мореплавания. На судах оборудованы комфортные каюты, современные камбузы с профессиональным оборудованием ресторанного уровня, сауна, спортзал. Отдельное внимание вопросам безопасности. Сейчас реализуется проект по внедрению системы видеоаналитики с применением технологий искусственного интеллекта. Она распознает и фиксирует опасное поведение: выход в опасную зону, отсутствие средств индивидуальной защиты. Это объективная необходимость — море не прощает легкомыслия, поэтому культуре безопасности мы уделяем много времени. Тренируем, учим, снабжаем лучшими доступными средствами индивидуальной защиты. Это имеет эффект: люди знают, что делать в критической ситуации. Буквально несколько недель назад экипаж нашего краболова «Горин» спас людей с тонущего катера. Команда действовала по всем правилам, четко, грамотно, вовремя, благодаря чему люди остались живы.

 Ответственный промысел как часть HR-бренда

— Многие молодые специалисты сегодня смотрят не только на зарплату, но и на то, насколько им близки ценности компании. Что вы предлагаете тем, для кого это принципиально важно?

— Предлагаем то, во что верим сами, — уважительное отношение к труду людей, бережное отношение к ресурсу и окружающей среде в целом, в самом широком смысле.

Важно понимать, что мы рассматриваем краба не только как объект промысла, но и как ценный биоресурс. Благополучие популяции обеспечивает стабильность ресурсной базы, а значит, и существование самого крабового промысла. У нас это понимают все. Ответственное рыболовство и внимательное отношение к улову стало частью повседневной работы, поэтому экологические инициативы, полезные для науки и экологии моря, рождаются сами собой, а не ради фестивальных кейсов.

Например, в начале года была интересная история. Мы передали в Приморский океанариум мальков редких липаровых рыб, самки этих рыб откладывают икру в жаберную полость крабов. Понять, что это может быть ценным материалом для ученых, помог молодой технолог компании. Рыбы этого семейства живут на глубинах до 8000 метров, и добыть их икру крайне трудно, по этой причине они недостаточно изучены. Находку передали на берег, в океанариум — это подразделение ДВО РАН. Сейчас сотрудничество масштабируется — мы регулярно пополняем экспозицию крабами с необычной окраской.

Также в рамках сотрудничества с наукой предоставляем суда своего флота или финансирование для экспедиций по мониторингу популяции краба, обеспечиваем сырьем биофармацевтические разработки ученых ДВФУ.

Параллельно с морскими проектами на берегу в рамках благотворительной и спонсорской помощи мы участвуем в ремонтах школ, профильных колледжей, поддерживаем яхтенные школы и соревнования, оказываем поддержку семьям и т. д. Часто это адресная помощь, но очень необходимая людям и региону, в котором они живут. Сотрудники видят это участие и с готовностью поддерживают социально полезные инициативы: сейчас в компании порядка 180 волонтеров. Люди понимают, что компания живет своими ценностями, и это, наверное, главный аргумент для тех, кто выбирает работу не только ради зарплаты.

— Если подвести итог, в чем главный результат всей этой работы?

— Мы видим, что системный подход к созданию HR-бренда дает эффект не только в найме. Новые кадры приходят, снижается средний возраст команд, партнеры по отрасли и вузы получают реальный стимул развиваться. Для нас это подтверждение: инвестируя в условия труда, образование и экологию, мы одновременно укрепляем бизнес и создаем базу для роста всей отрасли.


Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+