К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение и войти в поток

Фото Getty Images
Чтобы заставить мозг работать на нас можно использовать разнообразные стратегии и инструменты. Нейропсихологи и эксперты по эффективности, которые исследуют человеческие возможности, выяснили, например, что быстро находить правильные решения может помочь алкоголь (в разумных количествах), прогулка или комедия. Что еще помогает «хакнуть» креативность — в книге Стивена Котлера «Невозможное как стратегия. Как нейронаука помогает добиваться экстремальной продуктивности в бизнесе, спорте и жизни», отрывок из которой публикует Forbes

Журналист, предприниматель, автор бестселлеров The New York Times и основатель Flow Research Collective — исследовательской организации, изучающей с научной точки зрения механизмы творческой и умственной энергии и феномен «потока» — написал книгу о том, как достигать невозможного. Он много лет изучал нейропсихологию с точки зрения практического применения научных знаний для обучения людей и компаний тому, как работать максимально эффективно. В книге «Невозможное как стратегия. Как нейронаука помогает добиваться экстремальной продуктивности в бизнесе, спорте и жизни», которая выходит на русском языке в ноябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», Котлер рассказывает, как достичь пика своей производительности и высвободить творческую энергию. Forbes публикует отрывок из книги.

Нейропсихология инсайта

В разговоре о креативности часто всплывает такое понятие, как озарение, или, как сейчас принято его называть, инсайт. Это опыт внезапного постижения сути, тот самый момент, когда вы вдруг понимаете шутку, находите разгадку или выход из двусмысленной ситуации. 

Хотя озарение издавна считалось основой секрета креативности, на протяжении большей части XX века оно оставалось для нас «черным ящиком». Все изменилось на рубеже XXI века, после того как нейробиолог из Северо-Западного университета Марк Биман и когнитивный психолог из Университета Дрекселя Джон Куниос пролили свет на этот туманный вопрос. Биман и Куниос предложили испытуемым задачи на поиск отдаленных ассоциаций, решение которых требует озарения, и с помощью ЭЭГ и фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) наблюдали за их мозгом. 

Реклама на Forbes

Тесты отдаленных ассоциаций (RAT) представляют собой словесные головоломки. Испытуемому называют три слова, скажем «ученый», «мешок» и «хвост», и просят подобрать еще одно слово, сочетающееся со всеми остальными. В данном случае ответом будет «кот», так как каждое слово образует с ним устойчивые словосочетания: «кот ученый», «кот в мешке», «коту под хвост». Одни люди решают эту проблему логически, просто подбирая слово за словом, другие находят его через озарение. Иными словами, правильный ответ просто приходит им в голову. И лишь небольшая группа людей сочетает обе стратегии. 

В ходе экспериментов Биман и Куниос обнаружили заметные отличия в функционировании мозга тех, кто решал задачу путем инсайта. Перед тем как ее им ставили, у них наблюдалась повышенная активность в передней поясной коре, или ППК. Эта зона играет важную роль как для выявления значимости, так и для контроля внимания, и отвечает за исправление ошибок, обнаруживая конфликтующие сигналы. «Этот процесс включает в себя альтернативные стратегии решения задачи, — объясняет Куниос. — Мозг не может использовать две разные стратегии одновременно. Одни идеи, наиболее очевидные, активируют его сильно, а другие, связанные с задачей лишь отдаленно, например странные мысли, маловероятные идеи,  —слабо. Это и есть творческие идеи. В активном состоянии ППК выявляет эти малозаметные, слабые идеи и подает сигнал переключить на них внимание. Так случается момент озарения, или эврики».

Биман и Куниос обнаружили, что при обдумывании неожиданных идей активность ППК повышается. Сеть пассивного режима работы мозга ищет перспективные возможности, а сеть выявления значимости всегда готова подключиться, если найдется что-нибудь интересное. Но последним этапом тоже управляет передняя поясная кора. Именно она отключает сеть пассивного режима и включает контроль внимания при обнаружении чего-то любопытного. Благодаря чему начинается обдумывание. 

Сон, осознанность и благодарность

И тут перед нами встает еще один чрезвычайно важный вопрос: а что же активирует ППК? Ответ — хорошее настроение. Когда мы пребываем в отличном расположении духа, ППК более чувствительна к странным мыслям и необычным догадкам. Иными словами, если активная ППК говорит о готовности к озарению, хорошее настроение готовит переднюю поясную кору к активизации. Обратное, кстати, тоже верно. Позитивный настрой повышает креативность, а негативный способствует аналитическому мышлению.

В момент испуга или подавленности в мозге ограничивается число вариантов для проверки, и мы выбираем логическое, очевидное, вселяющее уверенность решение. В хорошем расположении духа мы чувствуем себя в полной безопасности, поэтому у ППК есть больше времени на то, чтобы обратить внимание даже на слабые сигналы. А еще в таком состоянии мы более склонны рисковать. И это очень важно. Креативность всегда сопряжена с некоторой угрозой, ведь новые идеи часто порождают проблемы. Они могут оказаться неверными и сложными в реализации или угрожать существующему порядку. 

Но за негатив нам приходится платить по двойному тарифу. Скверный настрой ограничивает не только способность ППК выявлять слабые сигналы, но и готовность действовать в соответствии с тем, что мы узнали. Итак, хорошее настроение служит отправной точкой к повышению креативности, и мы с вами уже встали на верный путь. 

Ежедневная практика благодарности и осознанности, регулярные физические упражнения и хороший ночной сон — были и остаются лучшим рецептом для обретения счастья. Поскольку каждая из этих практик играет в стимулировании креативности дополнительную роль, помимо позитивного влияния на  настроение, они представляют собой отличный способ сразу решить несколько проблем. Высокорезультативные люди слишком заняты, чтобы решать проблемы по одной, поэтому всегда ищут многофункциональные выходы. А перечисленные четыре практики как раз и есть инструменты для стимулирования креативности, так как многократно улучшают нашу способность превращать новое и непривычное в полезное и ценное. 

Характерно, что когда жизнь усложняется, первое, что мы делаем, — исключаем из своего графика эти четыре практики. А между тем, по данным исследований, в такой ситуации этого как раз делать не следует. В тяжелые времена прибегайте к этим занятиям как можно чаще, поскольку именно они дают толчок креативности, столь необходимой для распутывания самых сложных проблем.

Выйди из комнаты

В разгар кризиса мы, как правило, фокусируемся на деталях, стараясь узнать, доступны ли данные, которые позволят решить проблему, прямо здесь и сейчас. Мы начинаем мыслить предельно аналитически, логично и предпочитаем простой план действий с высокими шансами на успех. А когда расслаблены, перспектива расширяется и мы с большей вероятностью начинаем мыслить шире и в результате задействуем правое полушарие мозга. 

Впрочем, это вовсе не значит, что позитивный настрой — единственный способ заставить мозг рассматривать общую картину. Оказывается, широкие перспективы тоже раздвигают границы внимания. Когда вы смотрите вдаль в буквальном смысле слова, то, фигурально выражаясь, действительно смотрите вдаль. Ученые часто связывают озарение со временем, проведенным на природе, которое становится «инкубационным периодом» для созревания гениального решения. Сама природа велит передней поясной коре рассмотреть более широкие возможности. А поскольку пребывание на природе значительно улучшает настроение, то и способность нашей ППК находить отдаленные связи между явлениями повышается, как, собственно, и креативность. 

Ну и, само собой, нахождение в небольших тесных помещениях оказывает противоположный эффект: сужает фокус внимания, заставляя сосредоточиться на деталях, а не на общей картине. Так что вот вам полезный совет: встаньте из-за рабочего стола и выйдите на улицу. Осмотритесь. При необходимости повторите прогулку. 

Значение вневременья и уединения

Термин «вневременье» придумал я сам, подразумевая под ним огромную «полосу» пустоты между четырьмя часами утра, когда я начинаю писать, и половиной восьмого, когда просыпается весь остальной мир. Это и есть вневременье — кромешная тьма, которая никому не принадлежит. Утро еще не наступило, и насущные повседневные заботы пока не поглотили меня. Самое время для недопустимой позже роскоши — терпения. Если на правильное написание одного предложения требуется два часа, кого это волнует? Это же вневременье. Если мне придется написать пять абзацев, выбросить их и написать пять новых — ну так что же, во вневременье часы не тикают. И этот период просто находка для креативности! 

Четкие сроки часто вызывают стресс. Когда мы чуть ли не физически ощущаем, как утекает драгоценное время, этот прессинг заставляет мозг сосредоточиться на деталях, активируя левое полушарие и, соответственно, блокируя общую картину. Хуже того, когда на нас давят, мы переживаем стресс. Спешка делает нас нервными, портит настроение и, как следствие, еще больше фокусирует внимание на частностях. Иными словами, жесткая привязка ко времени становится криптонитом для креативности. 

При этом высокоэффективные люди не терпят простоев. Поэтому, как вы помните, «восстановление» считается ими навыком, требующим упорства. Теперь вы понимаете, почему нам всем необходимо вставить в свое расписание период вневременья. Это время мечтаний и психологического дистанцирования. Грезы и фантазии включают сеть пассивного режима работы мозга по умолчанию. И если наша цель — позволить подсознанию находить отдаленные ассоциации между идеями, то активировать ее нужно обязательно. 

А еще нам нужно несколько дистанцироваться от проблем, и это еще одна причина огромной важности вневременья. Дистанция позволяет увидеть ситуацию с разных сторон и, как следствие, учесть иную точку зрения. Но если у нас нет возможности (и времени) абстрагироваться, отстраниться от эмоций и отдохнуть от окружающего мира, то роскошь терпения нам будет недоступна и мы не сумеем воспользоваться альтернативными вариантами решения. 

Реклама на Forbes

Помимо вневременья, мы нуждаемся и в уединении. Оно крайне важно. Конечно, креативность предполагает сотрудничество и взаимодействие с людьми, но стадия инкубации требует обратного. Отдых от бесконечной «сенсорной бомбардировки»  — это еще один способ дать мозгу возможность блуждать в неизведанных мирах. Так, исследование, проведенное в 2012 году психологами из Университета штата Юта, выявило, что через четыре дня пребывания в одиночестве на природе испытуемые при прохождении стандартных тестов на креативность показывали на 50% лучший результат. Согласитесь, это весьма веская причина ни на что не отвлекаться и начать день с полутора-двух часов непрерывной максимальной сосредоточенности. Такое вот интенсивное вневременье в долгосрочной перспективе несомненно принесет отличные дивиденды.

Три мартини за обедом 

Надо признать, исследование было довольно странным. В январе 2012 года ученые из Чикагского университета показали сорока добровольцам анимационный фильм. Первая половина группы просто его смотрела, а вторая во время просмотра попивала коктейли из водки с клюквенным соком. После этого всем дали уже знакомое нам задание на поиск отдаленных ассоциаций, требующее креативного мышления. Добровольцам показали три слова наподобие уже известных нам («ученый», «мешок» и «хвост») и попросили подобрать четвертое, которые сочеталось бы с каждым из трех («кот»). 

Перед началом эксперимента обе группы выполнили задание примерно одинаково. А потом все пошло не так. Как оказалось, «выпивохи» (конечно же, это преувеличение, поскольку уровень алкоголя в их крови составлял всего 0,075 промилле, что не дотягивает даже до допустимой для вождения нормы 0,08) превзошли «трезвенников» в скорости и точности решения. В среднем они находили его за 11,5 секунды, тогда как остальным требовалось 15,2 секунды. Более того, «пьяницы» дали в среднем девять правильных ответов, а «трезвенники» всего шесть. 

Какова же мораль этой истории? Неужели для повышения креативности стоит вернуть времена трех мартини за обедом (До введения в США в 1990-х годах нового налогового законодательства представительские расходы можно было списывать как расходы на ведение бизнеса, поэтому за деловым обедом многие менеджеры позволяли себе выпивать. Феномен «трех мартини за обедом» изображен в американском драматическом телесериале 2007 года «Безумцы» — Прим. ред.)? 

Все может быть. Хотя, возможно, найдется способ проще и безвреднее. Во-первых, давайте разберемся, почему алкоголь помогает решать такие задачи. Мозг предназначен для распознавания паттернов, и мозг трезвого человека ищет их в знакомых, локальных сетях. Креативность же требует более экзотического подхода. Поэтому , вместо того чтобы обыскивать знакомую территорию, нужно порыться в пыльных уголках мозга, образно говоря, в  его подсобных помещениях и кладовках. Ну и какова здесь роль спиртного? Алкоголь делает внимание рассеянным, расширяя его охват. Опьянение действует примерно так же, как созерцание необъятных просторов природы. 

Реклама на Forbes

В таком состоянии передняя поясная кора головного мозга начинает охоту за не связанными друг с другом идеями, параметры поиска расширяются и увеличивается массив базы данных, в которой поиск выполняет система распознавания паттернов. А еще пьяные люди более расслаблены и игривы. В этом состоянии страх перед неудачей уменьшается, а готовность рисковать, наоборот, повышается. По этой же причине после просмотра хорошей комедии люди успешнее решают задачи на словесные ассоциации. Юмор поднимает настроение, и мозгу удается эффективнее выявлять более отдаленные связи. 

Как видите, вовсе не обязательно выпивать три мартини, раз смешной видеоролик дает примерно такой же результат. Впрочем, другие приемы и  подходы к  стимулированию креативности тоже стоит рассмотреть, например привычку начинать с незнакомого. При решении творческой задачи то,  с  чего вы  начинаете, непосредственно влияет на результат. Если вы намерены повысить свой уровень креативности, беритесь за идею, которая напрямую не связана с тем, что вам уже известно. Начиная с незнакомой информации, мы заставляем мозг расширить параметры поиска и активировать навыки обнаружения отдаленных ассоциаций. Так, если вам поручили составить информационный бюллетень компании, начните с чего-нибудь странного и неожиданного. Не пишите: «В прошлом месяце мы достигли намеченных квартальных показателей», — попробуйте так: «В прошлом месяце наши сотрудники нашли слоненка в столовой». Конечно, ваш бюллетень необязательно должен так начинаться, потом вы его, вероятнее всего, отредактируете. Скорее вы предпринимаете попытку заставить мозг, следуя за темой слона, искать и устанавливать необычные связи. И  кстати, еще один бонус: вам не грозит похмелье.

Мыслите стандартно 

«Думайте нестандартно!» — призывают нас со всех сторон, но, возможно, имеет смысл сделать все наоборот? Может, полезнее научиться мыслить стандартно, стереотипно. Ограничения стимулируют креативность. Как однажды объяснил великий джазовый музыкант Чарльз Мингус: «Ты не можешь импровизировать на пустом месте, старик. Изучи сначала реальность, а уж потом импровизируй». 

В серии исследований Университета Райдера, нацеленных на выявление взаимосвязи между ограничениями и креативностью, одних студентов попросили использовать восемь заданных существительных в рифмующихся строфах, чтобы составить текст к поздравительной открытке. Второй группе предложили просто написать рифмующиеся строфы. Креативность их трудов оценивала независимая экспертная комиссия. Участники, стартовавшие с восьми конкретных существительных, то есть заранее оговоренного условия, неизменно превосходили другую группу. 

Психолог Кит Сойер из Университета Северной Каролины обнаружил то же самое при изучении трупп театров импровизаций. «Актеров, работающих в жанре импровизации, учат выражать свои мысли максимально конкретно, — объясняет Сойер. — Фразу «Осторожно, у него пистолет!» нужно заменять на «Смотри, у него новое лазерное устройство уничтожения ZX-23!». А  вместо того, чтобы просто спросить, в чем проблема, нужно сказать: «Только не говори, что все еще злишься на меня за то, что я уронил твое ожерелье в унитаз». Дело в том, что ограничения стимулируют креативность. Белая страница слишком пуста, чтобы быть полезной, именно поэтому в работе я всегда следую такому правилу: садясь писать, всегда знай, с чего начинать и чем заканчивать. Такие условия меня раскрепощают. Я расставил два краеугольных камня по местам, и теперь все, что между ними — книга, статья или речь, — просто соединит их. Но без ориентиров я могу застрять или, что еще хуже, зря потратить массу времени на блуждание по прилегающим территориям. Кстати, именно по этой причине на мой первый роман ушло целых 11 лет. Словом, когда речь идет о креативности, незнание того, куда вы идете, — верный способ никогда туда не попасть. 

Реклама на Forbes

Еще одно важное предостережение: многие считают, что временные ограничения, то есть четко оговоренные сроки, стимулируют креативность. И да, и нет. Ранее мы уже говорили, что ощущение достаточности времени может способствовать развитию креативности. Так и есть. Но верно и то, что сроки спасают творческие проекты от неоправданного затягивания, поэтому устанавливать их надо на достаточно далекое будущее, чтобы включить в график исполнителя длительные периоды вневременья. Иными словами, сроки должны вписываться в  оптимальную зону баланса между сложностью задачи и навыками ее выполнения и быть достаточно строгими, чтобы заставлять нас напрягать силы, но не слишком жесткими, чтобы нас сломать.

Загрузите систему

Творчество предполагает процесс распознавания паттернов. А что для этого нужно системе? Соответствующий материал. Если регулярно не снабжать ее новой информацией, мозгу не хватает данных для установления связи между идеями. Не зря же французский химик Луи Пастер говорил: «Счастливый случай благоприятствует подготовленному разуму», хотя тут под случаем мы имеем в виду дофамин. Распознавание паттернов настолько важно для выживания, что мозг щедро вознаграждает нас за этот опыт. 

Всякий раз при обнаружении связи между двумя идеями (мозг распознает паттерн) вырабатывается немного дофамина. Это ощущение знакомо каждому, кто когда-нибудь разгадывал кроссворд или играл в судоку. То небольшое удовольствие, которое мы испытываем при нахождении очередного правильного ответа, как раз и обеспечивает прилив дофамина. Этот гормон также регулирует соотношение сигнал/шум, способствуя распознаванию еще большего количества паттернов. Разгадывая кроссворд, после первого же правильного ответа мы тут же заполняем вторую и третью строчку. Дофамин, произведенный мозгом при первом действии, стимулирует дальнейший успех и так далее по нарастающей. Вот почему творческие идеи развиваются по спирали. 

Впрочем, и здесь есть нюансы. Если переданная в систему распознавания паттернов информация имеет прямое отношение к тому, с чем мы ее связываем (знакомый паттерн), нам просто не хватит новизны для желательной реакции. И в современном узкоспециализированном мире этот эффект может стать серьезной проблемой. Хотя специализация — это стандартный путь к знаниям, он крайне неэффективен для распознавания паттернов. «Специальные знания — обоюдоострый меч, — объясняет Скотт Барри Кауфман. — Некоторые из них полезны для развития креативности. Но если вы находитесь на самом краю кривой и обладаете огромным опытом, это может помешать вам заметить отдаленные ассоциации». 

Решение проблемы — забросить сеть пошире. Читайте от 25 до 50 страниц в день на темы, выходящие далеко за рамки вашей специализации. Выбирайте для изучения предметы, находящиеся на пересечении нескольких областей вашего интереса, но при этом у них не должно быть ничего общего с вашей привычной работой. В ходе чтения дайте себе время помечтать. Если какая-то идея привлекла ваше внимание, сделайте паузу и позвольте мозгу установить связи. Не перетруждайте себя в ее поисках. Мозг распознает паттерны автоматически и, если снабдить его достаточным материалом, может устроить настоящий фейерверк из инновационных идей.

Реклама на Forbes
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021