Для тела и дела: что советует прочитать на каникулах основатель Ecwid Руслан Фазлыев
![Руслан Фазлыев (Фото Ecwid)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2021/12/De6WB1QWsAAOA8M-61c1bd310fcb2.jpg)
«Любовь к чтению в моем поколении ничуть не отличается от любви к интернету в современном. Это же источник информации и развлечение, когда альтернативы нет», — рассуждает в беседе с Forbes основатель конструктора онлайн-магазинов Ecwid (сейчас Ecwid by Lightspeed), 41-летний Руслан Фазлыев. Когда ему было семь лет, родители купили ему несколько книг о программировании. К удивлению домашних, он погрузился в них с головой и начал записывать код на бумаге от руки. Когда в доме появился компьютер, Фазлыев стал писать простые программы, а впоследствии вместе с одноклассниками выиграл всероссийскую олимпиаду по программированию.
В начале 2000-х Фазлыев вместе с партнерами создал компанию X-Cart, которая предлагала программное обеспечение для запуска интернет-магазинов с помощью готового кода. Доступ к коду создатели продавали как лицензию. Со временем Фазлыев заметил, что многие клиенты X-Cart просят не просто продать лицензию на типовой интернет-магазин, а добавить функцию продаж в уже работающий сайт. В 2009 году команда X-Cart вышла на рынок с новым продуктом Ecwid — платформой, которая позволяла без участия программиста встроить функцию онлайн-продаж в работающий сайт или страницу в соцсетях.
За годы работы Ecwid привлекла почти 50 млн инвестиций и вышла в 175 стран мира. В июне 2021 года стартап за $500 млн приобрела канадская платформа электронной коммерции Lightspeed.
В запуске и развитии бизнесов Фазлыеву тоже помогали книги. «Я все время чувствовал себя Левшой, подковывавшим блоху. Мы начинали абсолютно без образования, без бизнес-практик. Нанимать специалистов денег не было, хотим что-то изучить — читаем книжку», — рассказывал он Forbes ранее.
В 2019 году Фазлыев завел блог на платформе Medium и стал публиковать рецензии на прочитанные книги. Блог вырос из его привычки конспектировать прослушанные во время занятия бегом аудиокниги. «Обязательство самому себе выложить конспект приводит к тому, что лучше усваиваешь контент — иначе в одно ухо залетает, в другое вылетает, — объясняет Фазлыев. — Эти конспекты прежде всего для меня и лишь заодно — для остальных. Я просто за то, чтобы масштабировать пользу, когда это легко».
По просьбе Forbes Фазлыев выбрал несколько книг для длинных новогодних выходных и коротко описал, почему их стоит прочитать.
Марк Мэнсон. «Тонкое искусство пофигизма»
«В мире происходит много разного, и не всякий раз приятного. Сохранять покой — крайне важно для продуктивности. Но книга — не только про пофигизм. Идея следующая: сохранив энергию на том, из-за чего не стоит расстраиваться, можно вдвое мощней посвящать себя тому, что на самом деле важно. А под оливье пофигизму учиться гораздо проще».
Фрэнк Герберт. «Дюна»
«У «Дюны» было несколько экранизаций, в одной даже играл Стинг. Недавно вышла очередная, вновь вернув внимание к классической фантастике. Есть в книге то, что фильм не раскрыл — любовь к романтике пустыни и история того, как юноша становится мужчиной. Если вы любите Восток — книга стоит прочтения. А очевидно вдохновленные арабским миром топонимы прекрасно читаются во время новогоднего перелета в Эмираты».
Дэвид Аллен. «Как привести дела в порядок»
«Есть много книг о том, как решать те или иные конкретные задачи. Но как работать над самим процессом взаимодействия с задачами? С потоком неопределенности, который мир обрушивает на нас каждый день? Книга дает четкую систему организации рабочего процесса, которая совмещает в себе большую гибкость, абсолютный порядок, контроль стресса и продуктивность».
Лев Толстой. «Казаки»
«Невероятно теплое произведение, полное любви к жизни. Я получил гораздо большее удовольствие от прочтения, чем от какого-либо романа Толстого или русских классиков той эпохи. Это не про уроки, выводы или нравоучения. Это ностальгическое воспоминание приключения молодости. И Толстой дает тебе возможность пережить его как свое».
Сет Годин. «Это маркетинг»
«Короткие, цепкие предложения захватывают внимание и «открывают» мозг. Как результат — книгу очень легко и приятно читать. Автор бьет лозунгами — резко, хлестко, как Владимир Маяковский. Развенчание мифов про маркетинг и возврат к сути этой дисциплины».
Тимоти Феррис. «Совершенное тело за 4 часа»
«С Нового Года пойду в зал, приду в форму», — говорят многие в канун праздника. Благие намерения — это отлично, но хотелось бы и результатов. Да, 4 часа из названия — это вранье. Но что правда — подходы из книги действительно стремительно трансформируют тело. Я за полгода после прочтения достиг большего, чем за три года до этого. Кубики пресса могут быть реальностью».