К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как терпеть ужасную работу с помощью мороженого и не быть белкой в колесе гедонизма

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Если вы тоскуете, сидя перед дорогим телевизором, часами ходите по магазинам, не зная, что купить, и подолгу подбираете фильтры, прежде чем выложить фото в соцсети — дела плохи. Возможно, вы попали на гедонистическую беговую дорожку, а бег по ней никогда не приносит счастья. Что это такое и как сконструировать работу мечты и быть счастливым не только в выходные, учат преподаватели Стэнфорда

Книга преподавателей Стэнфорда Билла Бернетта и  Дэйва Эванса «Дизайн работы мечты. Как улучшить свою рабочую жизнь и быть счастливым не только в выходные»  (выходит на русском языке в издательстве «Альпина Паблишер») начинается с посвящения трудящимся всего мира: «Каждое утро вы просыпаетесь, собираетесь и отправляетесь на работу. Спасибо за все, что вы делаете. Надеемся, что благодаря этой книге ваша деятельность станет более осознанной, целенаправленной и начнет приносить больше радости. Вы это заслужили».

Бернетт и Эванс с 2007 года преподают в Стэнфорде популярный курс по дизайну жизни, где учат людей подходить к собственной жизни и карьере так, как продуктовые дизайнеры подходят к решению сложных задач. То есть системно, взвешенно и креативно — изучая все возможные варианты, проверяя прототипы и создавая MVP (минимально жизнеспособный продукт) своей карьеры, чтобы потом довести до совершенства. Их книга «Дизайн вашей жизни» стала бестселлером сразу после выхода в 2017 году и с тех пор не раз попадала в списки «лучших книг для предпринимателей». В новой книге они рассказывают, как спроектировать работу своей мечты с помощью правильных установок, и предлагают конкретные рекомендации, которые помогут найти новую работу, правильно уволиться или обрести новые смыслы и возможности, никуда не уходя. Forbes публикует отрывок. 

Мы уже на месте?

Над входом в Стэнфордскую студию дизайна висит вывеска с надписью «Начните прямо отсюда» (You are here). Нам так нравится эта фраза, что мы использовали ее как название главы в первой книге. Смысл выражения прост: прежде чем решить, куда направиться, нужно понять, где находитесь. Лишь осознав и приняв это, вы сможете спроектировать путь туда, где хотите оказаться. 

 

«Мы уже на месте?» — это нечто иное. Как можно предположить, речь о том, что вы недовольны тем, где находитесь. Такой же вопрос во время долгой поездки на машине задают дети, сидящие на заднем сиденье. 

Мы уже на месте? 

Мы уже приехали? 

А теперь? 

Когда мы доберемся?  

 

МЫ УЖЕ НА МЕСТЕ?

В такой семейной поездке мало приятного. Это не более чем скучный способ добраться до пункта назначения. Вот когда доберемся до места — где бы это место ни находилось, — тогда и начнется веселье. Мы еще не приехали? Значит, нам не весело! 

Мы с вами отнюдь не дети, которые канючат на заднем сиденье семейного авто, но разве многие из нас не ведут жизнь, в особенности трудовую, подобно тем детям? Как часто мы ловим себя на мысли, что ждем, когда же туда доберемся? В волшебное место, куда стремимся всей душой, место, где наконец-то будем довольны и счастливы. По нашим соображениям, когда у нас появится новая и более престижная работа, станет больше денег или придет заветное повышение по службе, тогда мы и окажемся в месте, где все, словно по мановению волшебной палочки, иначе и лучше. Рассуждая подобным образом, многие впадают в глубокое уныние. На самом деле, постоянно живя в ожидании, единственное, чего мы можем добиться, — так это застрять на месте. 

Нам нужно сказать вам кое-что очень важное. На каком бы этапе своей трудовой деятельности вы ни находились, какой бы работой ни занимались, —  это достаточно хорошо. На данный момент. 

Не навсегда. 

 

На данный момент. 

Стало немного легче, правда? «Достаточно хорошо на данный момент» — один из главных рефреймингов в этой книге. Воспитание такого отношения не означает, что жизнь или работа не станут лучше, перемен не дождаться или вы должны перестать учиться и самосовершенствоваться. Напротив, изменение внутреннего настроя на «достаточно хорошо на данный момент» делает возможной трансформацию внешних условий жизни. 

Но будем честными: СМИ, культурная среда, да и все вокруг навязывают нашему обществу установку «Нельзя останавливаться на достигнутом». Назойливый внутренний голос постоянно сравнивает вас с окружающими и твердит, что те добились большего и вы — если добьетесь большего — тоже станете счастливее. И так как у всех остальных есть то, чего нет у вас, вы почти уверяетесь, что остались не у дел. Вы должны понимать, о чем мы говорим: такие соображения регулярно возникают у вас в голове. 

Постоянное желание большего способно вогнать нас в глубокую тоску и заставить лезть на стену. В бесконечной погоне за лучшей работой, машиной, домом или городом нет места остановкам. Вообще. Проблема эта «вещами» не ограничивается. Непрерывная гонка за большей умиротворенностью, заинтересованностью или щедростью способна затянуть не меньше, чем стремление к богатству. Возможно, вы будете преследовать более благородные цели, но в конце этого пути вас все равно ждет разочарование, ведь идеал так и останется недостижимым. Мысли наподобие «сделано недостаточно», «нужно еще» и «так не пойдет» способны разрушить любую сферу жизни. 

У психологов есть термин, обозначающий бесконечное стремление к большему — гедонистическая беговая дорожка («гедонистический» обозначает стремление к удовольствиям). Мы рассматриваем гедонистическую беговую дорожку как пристрастие к новым впечатлениям и приобретению вещей. Как и в случае с другими зависимостями, каждый новый «кайф» сопровождается значительным выбросом эндорфинов, но те быстро выводятся, что вызывает потребность в следующей «дозе». Таковая доставляет чуть меньшее удовольствие и заставляет искателя острых ощущений нестись по гедонистической беговой дорожке все быстрее и дальше. Проблема в том, что добиться тех же ощущений, что принес самый первый «кайф», не получится. Каждая новая вещь, каждое новое переживание доставляют удовольствие, но спустя непродолжительное время оно иссякает. В битве за большее вам не победить. Поверьте, в конце пути по этой беговой дорожке редко поджидает удача. 

 

По-настоящему важный вопрос не в том, сколько у вас денег, времени, власти, влияния, каковы ваши вес в обществе, статус, состояние пенсионных накоплений (дополните тем, чего бы хотелось иметь, да побольше). 

По-настоящему важный вопрос в том, как обстоят ваши дела прямо здесь и сейчас. 

Человек, который не занимается дизайном своей жизни и увяз где-то в непосредственной близости к «недостаточно хорошо», тот, кто слегка недоволен всем, что имеет, вновь и вновь будет отвечать следующим образом: «Так себе. Мы еще не на месте?» 

Тот, кто занимается проектированием жизни, услышав аналогичный вопрос, скажет: «Жизнь хороша. Конечно, я стараюсь выказывать бóльшую благодарность и постоянно работаю над панелью «Здоровье, работа, отдых, любовь», а еще стремлюсь внести больший вклад как работник, но могу со всей честностью сообщить, что все хорошо и в целом я доволен тем, что имею. У меня есть все, что нужно, и пока мне этого достаточно». 

Основная разница вот в чем: тот, кто занимается дизайном жизни, перестал быть белкой в колесе «как добиться большего» и занял жизненную позицию, согласно которой ему всего достаточно и его все устраивает. Очевидно, что в значительной степени мы не удовлетворены собственной жизнью, так как не понимаем, что имеем достаточно, а зачастую — даже больше, чем нужно. Недовольство проявляется в разных формах, но чаще всего о нем свидетельствует ощущение, что вам недостает: денег, признания, социального статуса, подписчиков в соцсетях, развлечений и т. п. 

 

По каким признакам можно определить, что вы встали на гедонистическую беговую дорожку и движетесь в никуда? Если вы, сидя на новом диване, смотрите большой плоский телевизор под аккомпанемент многоваттной суперсистемы объемного звука и тоскуете — это тревожный знак. Если до того, как выложить фотографии в соцсетях, вы битый час занимаетесь ретушью — создавали видимость более гламурной жизни, это тоже тревожный знак. Если вы бродите по торговому центру, хотите что-то купить, да не находите ничего стóящего и, испытывая смертную скуку, задаетесь вопросом, как сюда попали и в чем смысл —  это также тревожный знак. Выключите компьютер, переведите смартфон в беззвучный режим. Срочно отправляйтесь на ближайший пляж, в лес или в то место, где сможете наблюдать живописный закат. Остановитесь, сделайте глубокий вздох и оглядитесь по сторонам. Чтобы усилить значимость момента, возьмите с собой друга, члена семьи или любимого человека. Иногда очень полезно напомнить самому себе, что именно это и есть настоящая, реальная жизнь. 

Исследования двух последних десятилетий в области позитивной психологии, проведенные такими учеными, как Мартин Селигман, Михай Чиксентмихайи, Дэниел Гоулман и др., показали, что обладание чем-то «бóльшим» не приносит счастья. Изучение победителей лотерей, которое велось примерно в течение года после выигрыша, продемонстрировало: несмотря на удачу и внезапное богатство, люди не стали счастливее. В свою очередь, другие изыскания выявили, что счастливые люди не тратят время на беспокойство о ненужных вещах — они получают удовольствие от того, что имеют. Исследования совершенно ясно демонстрируют: один из секретов счастливой жизни — научиться наслаждаться тем, что есть. 

Другой секрет счастливой жизни можно найти в изыскании гарвардского ученого Гранта, которое является частью самого длительного продольного исследования развития взрослого человека в западном обществе (Study of Adult Development at Harvard Medical School). 75-летняя работа показала, что нет никакой взаимосвязи между счастьем и количеством заработанных денег, социальным статусом или прочими внешними показателями успеха. (Предполагается, что ежемесячного дохода хватает на удовлетворение базовых потребностей, а деньги, полученные сверх того, не имеют большого значения — так гласит наука.) Отношения с теми, кого вы любите и кто любит вас — вот что придает жизни смысл и в наибольшей степени способствует счастью и долголетию. Существует сильная зависимость и с деятельностью на благо других людей. Джордж Вэйллант, психолог из Гарварда, завершавший исследование Гранта, вывел следующее резюме: «Счастье — это любовь. Точка». 

Поэтому, занимаясь проектированием работы, которая будет мотивировать, не будем забывать, что мы, люди — стадные животные, отчего наиболее эффективно работаем совместно с другими представителями своего вида. Отношения, клубы, церкви, сообщества — вот что действительно движет миром. Взаимодействие с людьми, а не с вещами — это один из способов сойти с гедонистической беговой дорожки. 

Установка «достаточно хорошо на данный момент» оставляет возможность для роста и изменений, но не делает самоцелью изменения ради самих изменений и выводит «большее» из списка приоритетных задач. Это мощный рефрейминг, точка зрения, которая дает возможность контролировать то, что вам нужно в жизни и чего в ней не хватает. Также это лучший способ стать максимально счастливым как работник. Прямо сейчас. Сию же секунду. Заняв позицию «дела обстоят достаточно хорошо на данный момент», вы покончите со своим образом «несчастного, отстраненного сотрудника» и станете счастливы вне зависимости от того, что еще происходит в вашей жизни, и до того, как прочтете хотя бы еще одно слово из этой книги. 

 

У Гарта все достаточно хорошо на данный момент 

Гарт был уверен, что все сделал правильно. Он изучил отрасль, проверил компанию и пообщался со всеми нужными людьми. Собеседование прошло прекрасно. Правда, женщина, прежде занимавшая эту должность, так и не перезвонила, но, поскольку Гарт получил исключительно положительные отзывы ото всех, с кем смог поговорить, он с готовностью принял поступившее предложение о работе. В официальном статусе руководителя отдела маркетинга крупной телекоммуникационной компании Гарт стал ответственным за несколько товарных направлений. Счастью его не было предела. 

На второй рабочий день неуловимая женщина, которая не отвечала на его звонки, пока шли собеседования, наконец-то перезвонила.

 — Вас было непросто поймать, — сказал Гарт. 

— Не догадываетесь почему? — парировала та. В этот момент Гарт, который сидел за новым столом в своем новом кабинете, почувствовал, как в горле у него образуется ком, и глубоко вздохнул. 

— Нет, — ответил он. — Почему? 

 

— Мне не дали с вами поговорить, так как знали, что я честно расскажу, насколько ужасна эта должность. Она совершенно не такая, какой кажется. Я еле ноги унесла. 

Гарт выслушал подробный рассказ о подковерных играх и о доставшемся ему управленческом беспределе. Женщина, конечно, радовалась переводу в другой штат, но не из-за желания переехать — она отправилась бы куда угодно, лишь бы сбежать из того ада, которым являлась ее старая, а теперь и новая должность Гарта. Гарт оказался в одной из самых плохих ситуаций, какую только можно было представить. Он основывался на достоверных сведениях относительно перспектив на новой работе и, исходя из этого, сделал хороший выбор, принял наилучшее решение. И так как важная часть информации скрывалась умышленно, повода для самобичевания у него не было. Рон Ховард, профессор Стэнфордского университета, которого считают отцом теории анализа решений, говорит: «Не путайте качество решения с качеством результата — на самом деле это две разные вещи. Единственное, что вы можете контролировать, — это качество своего исследования и качество принятого решения». Это ценная идея о решениях, которую следует осознать. Но Гарт, конечно, осознавал только то, что у него были проблемы… 

Повесив трубку, Гарт понурился, так как не имел представления, что теперь делать. Он понимал, что увольнение на второй рабочий день станет ошибкой, к тому же они с женой только что стали родителями, купили дом, что означало множество подлежащих оплате счетов. Гарт знал, что не сможет прокормить семью без этой должности. Да и как бы он объяснил будущим работодателям такую быструю смену работы? О его назначении уже знали в отрасли, поэтому любой потенциальный наниматель обязательно поинтересовался бы случившимся. Это произвело бы плохое впечатление. Причин, почему Гарту стоило задержаться на этой работе, был миллион. Предстояло стойко выдержать испытание. Вскоре Гарт понял, что предшественница говорила правду: должность оказалась по-настоящему ужасной. Начальник Гарта был, мягко говоря, так себе, да и вся ситуация выглядела довольно плохо. Гарт предположил, что со временем все станет только хуже. 

Так и произошло. Гарт оказался перед выбором. Каждый день с утра до вечера он мог оставаться несчастным. Мог корить себя за то, что принял плохое решение (к сожалению, Гарт не посещал лекции профессора Ховарда о разнице между решениями и результатами). Мог превратиться в одного из тех сотрудников, которые постоянно жалуются на работу, руководителя, компанию, но не предпринимают никаких действий. Или он мог изменить свою точку зрения и найти способ сделать должность «достаточно хорошей на данный момент». Гарт предпринял действия, с которых всегда начинают дизайнеры: принял ситуацию, после чего стал проектировать свою трудовую жизнь. 

Во-первых, Гарт запланировал перерывы для подзарядки позитивной энергией. Каждые три часа он вставал из-за стола, прогуливался по офису, затем шел в кафетерий, где покупал рожок мороженого. Да, Гарт прибавил в весе, однако обрел то, что радовало его по нескольку раз в день и помогало возвращаться к должностным обязанностям. Запланированные перерывы сделали рабочие будни более сносными, и Гарт перестал чувствовать, будто бы отбывает тюремный срок. 

 

Покупка рожка мороженого была вполне осуществимым действием, и это стало первым решением. 

Во-вторых, Гарт проанализировал сложную иерархию этой крупной компании и понял, что ему есть чему поучиться у более толковых коллег, особенно у тех, кто не занят в сфере маркетинга. Чтобы разузнать как можно больше, он решил познакомиться с сотрудниками из других подразделений. Особо тесные отношения получилось завязать с представителями отдела продаж, поэтому очень многие знания Гарт почерпнул из области продаж телекоммуникаций. Оказалось, что наличие друзей в  подобном подразделении может положительно сказаться на работе в сфере маркетинга. Должность оставалась отстойной — совсем не такой, как ему обещали. Но Гарт проявил любопытство, начал общаться с людьми и каждый день узнавать что-то новое. Со своими обязанностями он справлялся хорошо, зарплата была приличной, поэтому позиция «достаточно хорошо на  данный момент» его вполне устраивала. Через полтора года (этого времени было достаточно, чтобы не испортить резюме) Гарт сменил работу, причем благодаря ряду положительных рекомендаций, которые дали его друзья из  отдела продаж, смог перейти на более высокую должность в гораздо лучшую компанию. Увольняясь, он чувствовал себя успешным, обладал отличными связями и незапятнанным резюме (и душой). 

Гарту помог рефрейминг «достаточно хорошо на данный момент». Вам он тоже поможет включиться в работу, перестать быть статистом и начать проектировать свою трудовую жизнь. 

Давайте проясним ситуацию: мы не заставляем вас лгать самому себе и соглашаться на недостойную работу, которая не принесет никакого удовлетворения. Мы предлагаем вам изменить точку зрения, не дожидаясь, пока что-то или кто-то изменится, и начать двигаться к большему счастью. Вам не по силам контролировать других людей, а иногда и обстоятельства (просто спросите у Гарта). Приступая к проектированию своей трудовой жизни, мы принимаем текущую ситуацию, а затем изыскиваем лазейки, чтобы ее изменить. Мы проявляем любопытство, общаемся с людьми, пробуем разные вещи и начинаем рассказывать новую историю. В ходе этого становимся более вовлеченными и энергичными. И все это будет возможным, если мы поверим: то, что у нас есть, «достаточно хорошо на данный момент». 

Не навсегда. 

 

На данный момент. 

Переменить, а не переименовать

Мы хотим, чтобы вы поняли: мы не призываем вас смотреть на вещи оптимистически или же, закрыв глаза, убедить себя, что все в порядке. Мы не игнорируем реальность действительно плохой рабочей ситуации. «Достаточно хорошо на данный момент» — это способ переменить свое отношение, а не переименовать проблему. 

Переименовать — значит навесить новый ярлык на старый добрый беспорядок. Если вы напишете «йогурт» на упаковке с прокисшим молоком или наклеите этикетку «достаточно хорошо» на проблемную должность, ситуация не станет лучше. Гарт сделал совсем не это, да и мы не рекомендуем вам так поступать. 

Все мы слышали призывы типа «выжать из трудностей максимум». Совет неплохой, однако, даже последовав ему, вы все равно останетесь в затруднительном положении. Корень проблемы не ликвидируется, возможность исправить ситуацию не появится. Вы будете легче справляться с неприятностями, но улучшение это незначительное, к тому же поддерживать его трудно. 

Переменяя свое отношение, вы действительно полностью пересматриваете ситуацию (и это, конечно, означает новую точку зрения), что коренным образом сказывается на фокусе вашего внимания и нацеливает вас на действие. Если все получится, то ваши история и опыт существенно изменятся. 

 

Давайте проанализируем то, как Гарт применил рефрейминг «достаточно хорошо на данный момент», но при этом будем держать в голове разницу между переименованием и переосмыслением. Для начала он принял ситуацию, а затем сменил точку зрения с «довольствоваться текущими работой и начальством» на «находиться среди новых талантливых людей и узнавать новое». Гарт также выявил нечто, что приобрело реальную ценность для его работодателя (и для него самого), и сосредоточил на этом свое внимание. (В случае с Гартом такой вещью стала совместная работа отделов маркетинга и продажи.) Гарт не делал хорошую мину при плохой игре — он разработал совершенно новый подход к своей деятельности и переменил отношение к проблеме. Теперь на вопрос «Как дела?» Гарт мог сказать: «Неплохо, спасибо»,  и это было бы честным ответом, основанным на переосмысленной реальности. Конечно, неприятные моменты никуда не делись, но, приняв ситуацию и сфокусировавшись на других вещах, Гарт заставил работать даже такую работу. 

Разумеется, так получается далеко не всегда. Будучи реалистами, мы полностью отдаем себе отчет в том, что порой жизнь никуда не годится. Случаются трагедии, люди теряют близких, состоят в нездоровых и абьюзивных отношениях, ходят на ужасную и унизительную работу. Мы понимаем, что время от времени случаются паршивые вещи, и вот тогда нужно проявить решительность. Если ваша работа унизительна, вы подвергаетесь дискриминации или вынуждены совершать аморальные и/или незаконные действия — бегите без промедления. Жизнь слишком коротка, чтобы терпеть подобное обращение. Но если это заурядная, пусть и тяготящая вас деятельность на неинтересной должности или в компании с недостаточно плодотворной или вообще неплодотворной обстановкой — советуем задержаться. Смеем полагать, что у нас найдется ряд исключительно эффективных способов улучшить ситуацию. 

Или как минимум сделать ее достаточно хорошей на данный момент. 

Запомните, что «на данный момент» — это надежда на то, что в будущем все может измениться в лучшую сторону, а сейчас мы получаем пространство для маневров — для прототипирования. Именно так работают дизайнеры жизни: они принимают текущую ситуацию или работу, переосмысливают ее и, нацелившись на действие, создают некий прототип, узнают новое и делают выводы — и повторяют все это снова и снова. Процесс — мы называем его «шаги к дальнейшему развитию» — применим к практически любой ситуации. В конце концов он приведет к большому успеху. (В худшем случае вы будете ежедневно есть мороженое.) 

Иногда лучшим решением становится непродолжительное ожидание. Мы вечно торопимся, но, если сделаем небольшую паузу, сможем открыть для себя новые пути и возможности. «Достаточно хорошо» всегда соотносится с вашими потребностями и ситуацией. «На данный момент» — тоже относительное понятие, поэтому перемены к лучшему возможны почти всегда. 

 

Когда думаешь как дизайнер, у тебя всегда будет выбор. Просто спросите у Гарта. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+