Алена Владимирская: «2026 год будет плохим для поиска работы и карьерного роста»

Давать прогнозы — заранее подписывать себе приговор, потому что в нашем турбулентном мире все непредсказуемо. Рекрутинг — производное от экономики, а экономика — от политики, и мы понятия не имеем, какой она будет в 2026-м. Но можно сделать прогноз, исходя из ситуации на декабрь 2025 года, в рамках, так скажем, средней турбулентности, в которой мы живем со времен пандемии коронавируса.
Проблема начинающих
2026 год будет очень плохим для поиска работы и карьерного роста. Этот банальный тезис уже много раз озвучивали, но, к сожалению, он правдив. Речь именно о рынке белых воротничков, так как у синих ситуация совсем другая.
Сложнее всего будет джунам, младшим специалистам. Их обычно набирают, когда компания очень быстро растет и нужны хоть какие-то руки. Если бизнес не особо развивается, потребность в джунах отпадает.
Это важно знать и родителям, чьи дети в 2026 году выпускаются из вузов, техникумов и колледжей. Потому что одна из главных родительских обязанностей — дать старт. Вам придется использовать все свои связи, чтобы трудоустроить детей, если только они не инженеры, химики и технологи, в которых сейчас нуждается промышленный сектор.
Баланс между белыми и синими воротничками
Зарплаты рабочих и креативных специальностей сравняются. В 2026 году мы будем видеть, что дефицитные специалисты, например строители хорошего уровня, будут зарабатывать больше, чем средние маркетологи.
Новые места для топ-менеджеров
Вакансий для топ-менеджеров уже очень мало. По разным оценкам, в 2025 году этот рынок просел в шесть-семь раз по сравнению с 2024-м.
2026-й станет годом поглощений: сильные игроки будут выкупать бизнесы, которые чувствуют себя плохо. Чаще всего после этого меняют команду и ставят в компанию своих людей. Поэтому откроются новые топовые вакансии, скорее всего, антикризисные, так как не всегда у поглощающей компании хватает собственных сотрудников. Такие позиции начнут появляться во II квартале 2026-го, и если с экономикой не случится ничего неожиданного, вырастут в количестве до конца года.
Вместе с этим будет спрос на руководителей для новых небольших проектов, которые станут запускать топ-менеджеры крупных компаний второго эшелона. Это один из способов сохранить и приумножить накопления, так как капитал остается запертым в России, держать его на счетах все менее выгодно, как и вкладывать в недвижимость. У таких топ-менеджеров, как правило, есть инсайты в своей отрасли, и они видят ниши, в которые можно зайти с 50–70 млн рублей и сделать в них бизнесы, чтобы иметь доход или продать основной компании. В технологической сфере это может быть, например, небольшой производитель сложной упаковки для каких-нибудь изделий, потому что ее проблемно везти из Китая и других стран.
Держатели капитала эти бизнесы сами не поведут и станут искать для них руководителей, прежде всего операционных и финансовых директоров, причем на не очень большую зарплату. Это будет новая ниша на рынке труда.
Наем кандидатов 50+
Одна из хороших новостей в том, что из-за кадрового дефицита будет значительно меньше возрастной дискриминации, особенно в промышленности. Сильных инженеров, технологов, технических директоров в этой сфере очень мало. Если специалисту 55 и он бодрый и веселый, то проблем с трудоустройством у него, скорее всего, не будет.
Страх перед ИИ
Много говорят о том, что искусственный интеллект лишит нас всех работы, но в 2026-м ничего подобного не произойдет. Технология частично убьет рабочие места младших специалистов и низкоуровневых исполнителей, которые выдают очень посредственный результат. Остальным бояться нечего.
Серая зона
Часть малого бизнеса закроется, в основном из-за повышения налогов, особенно те, кто делает немасштабируемые и не очень нужные рынку товары вроде свечей и авторских украшений. А вот те самые небольшие бизнесы топ-менеджеров крупных компаний будут процветать.
К сожалению, мы столкнемся с серыми схемами вознаграждений. В большей степени это коснется регионов. Часть зарплаты будет выплачиваться вбелую, часть — всеми способами уходить в серую зону, чтобы снизить налоговую нагрузку, несмотря на большие риски.
Завышенные KPI
Что касается вознаграждений, KPI перестают быть гарантированными. Если раньше топ-менеджеры считали, что в конце года им так или иначе обязательно выплатят премию, то сейчас это не так. Работодатели будут задирать KPI, чтобы они были труднодостижимыми, привязывать к ним большую часть вознаграждения и таким образом менять мотивацию сотрудников, которым в целом некуда бежать, так как на рынке профицит белых воротничков и он растет. Опять же, исключение — промышленный сектор, которому нужны инженеры, химики, технологи.
Корпоративное неравенство
Наконец, вырастет профессиональное неравенство внутри компании. Если сотрудник работает на проекте, который приносит бизнесу деньги прямо сейчас, и занимает ключевую роль в нем, то вокруг него будут плясать больше прежнего, чтобы он никуда не ушел.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
