Цифровое лекарство: как Китай побеждал пандемию с помощью ИТ

Фото REUTERS / Carlos Garcia Rawlins
Фото REUTERS / Carlos Garcia Rawlins
Наспех разработанные в России системы цифровых пропусков и социального мониторинга вызвали справедливую критику. Однако пример Китая показал, что грамотное использование высокотехнологичного инструментария помогло быстро прекратить распространение заболевания и успешно преодолеть последствия карантина, считает управляющий директор Accenture Technology в России Мария Григорьева

Важнейшую роль в контроле распространения COVID-19 в КНР сыграли сервисы LBS (location-based services) и анализ больших данных местоположения людей. Они способствовали выявлению потенциальных очагов распространения болезни и предотвращения перегруженности системы здравоохранения.

С помощью подобных технологий собирались данные для анализа историй перемещения людей, включая маршруты пациентов с подтвержденным диагнозом. Сопоставляя эти данные с данными из национальной системы идентификации, власти смогли оперативно идентифицировать тех, кто мог быть в тесном контакте с больными.

Госкорпорация Chinese Electronic Technology corporation (CETC) разработала мини-приложение на базе национального мессенджера WeChat — «Детектор близких контактов», которое позволяет гражданам самостоятельно проверять уровень риска заражения. На сегодняшний день самостоятельную проверку прошли более 100 миллионов жителей Китая. Благодаря этому решению были идентифицированы и предупреждены более 70 000 людей с повышенным риском заражения.

Для четкого соблюдения режима карантина использовалась технология QR-кодов, а в Гонконге для соблюдения домашней самоизоляции применялся Bluetooth-трекер. Специальный браслет, синхронизированный с мобильным телефонами, позволял мгновенно выявлять нарушителей, отправляя соответствующие уведомления властям.

Минимизацию контактов между людьми в зонах с повышенным риском заражения также обеспечивали с помощью роботов. Например, для измерения температуры тела на улицах применялись патрулирующие роботы, а для определения скопления людей в карантинных зонах использовались дроны с системами видеоанализа.

Роботы были также привлечены для выполнения задач с повышенным риском: в Ухане их широко использовали для дезинфекции хирургических кабинетов в больницах.

Предупрежден — значит не заражен

В Китае были использованы два способа информирования. Во-первых, были созданы платформы для сбора и распространения информации среди граждан. Во-вторых, компании разработали специальные функции оповещения в своих решениях для минимизации рисков.

Решение компании DXY (DingXiangYuan) позволяет получать ежечасно обновляемую статистику о ситуации с заболеваемостью. Компания использует аналитику для формирования картины по каждому региону страны. Кроме того, платформы агрегировали такую информацию, как доступность различных социально значимых сервисов, часы работы и ограничения по перемещениям в местах повышенного риска.

В сотрудничестве с Accenture страховая компания AIA Hong Kong разработала и запустила сервис оповещения через приложение AIA Connect. Это решение позволяет зарегистрированным пользователям получать оповещения о случаях заболеваемости в различных районах Гонконга. Пользователи, которые находятся в пределах 200 метров от зданий с предполагаемыми или подтвержденными случаями болезни, немедленно получают мобильные оповещения из приложения. Пользователи также могут просмотреть детали — порядковый номер зараженного в конкретной локации, его пол и возраст. Приложение объединяет данные, связанные с распространением инфекции, из офиса начальника государственной информационной службы с данными глобальной навигационной спутниковой системы (GPS) и технологии геофенсинга.

О2О — лекарство от скуки

Один из главных вызовов карантина — психологическое состояние изолированных людей. Далеко не все переносят новые условия жизни и работы без последствий. Удовлетворение базовых жизненных потребностей и социальных привычек в условиях самоизоляции — задача не из легких.

В Китае эту задачу решили через широкое внедрение сервисных платформ O2O (online-to-offline), которые не только облегчают покупку продуктов и доставку готовой еды, но и помогают обеспечивать доступ граждан к медицинским услугам.

Искусственная реальность (AR) или виртуальная реальность (VR) позволяют людям посещать музеи или зоопарки, не выходя из дома. В Китае больше не осталось бизнеса в сегменте B2C, который функционирует только офлайн.

О2О-платформы устанавливают новые стандарты шоппинга в Китае. В отличие от традиционной парадигмы e-Commerce, которая допускает несколько дней ожидания доставки заказа, потребители товаров на O2O-платформах могут получить их в течение часа.

Традиционные виды бизнеса, — люксовые отели, рестораны и бутики, — в которых раньше воздерживались от оказания услуг онлайн, все больше сотрудничают с платформами O2O.

Важно отметить, что сервисы O2O не ограничиваются покупкой товаров. Новые услуги, такие как медицинские консультации, сейчас также доступны. WeDoctor — отличный пример сервиса, который соединяет пациентов с врачами в режиме онлайн. В дополнение к получению медицинской рекомендации, пациентам могут быть доставлены на дом лекарства, отпускаемые без рецепта, спустя час после того, как платформа подключится к офлайн-аптекам.

В Китае даже в условиях карантина люди могут справиться со скукой, например, виртуально занимаясь фитнесом, посещая виртуальную выставку в историческом музее, а затем во время просмотра фильма, общаясь с другими зрителями в SMS-чате прямо на большом экране.

Домашний офис и работа без людей

Закрытие предприятий и пребывание граждан в режиме самоизоляции неизбежно влияет на производительность труда. Китайские компании преодолевают эти вызовы, используя социальные сети и прямые трансляции для поддержания интереса клиентов к своей продукции.

Сервис конференций DingTalk расширил свои возможности и запустил новые функции: ежедневные обновления данных системы здравоохранения, экстренные оповещения, виртуальные конференц-залы более чем для 300 участников и возможности групповых прямых трансляций.

Производственный сектор делает ставку на интернет вещей (IoT) и робототехнику для автоматизации производства. Компании также применяют гибкие решения для развертывания цифровых рабочих мест, позволяющих людям работать дистанционно.

Предприятия, которые ведут традиционную деятельность с офлайн-присутствием, активно исследуют цифровые каналы для привлечения и удержания своих клиентов. Многие автомобильные компании, в том числе BMW, VW и Nissan, начали кампании по продаже автомобилей через прямые трансляции и мини-программы WeChat. Агентства недвижимости начали продажи онлайн, используя технологии AR/VR для создания эффекта цифрового шоурума.

Такие усилия оказались очень эффективными. К примеру, презентация автопроизводителя Dongfeng Nissan Spring 2020 в формате прямого эфира привлекла 900 000 зрителей на разных платформах и собрала за 90 минут 20 000 комментариев «bullet screen».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции