К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Приостановили запись к массажисту»: как IT-компании сокращают расходы из-за кризиса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российские технологические компании отказываются от пива для сотрудников по пятницам, закрывают спортзалы и фрэш-бары, приостанавливают запись к массажистами и отменяют вечеринки. Но что еще хуже — многие заморозили повышение зарплат. Настроение сотрудникам теперь повышают в онлайн-режиме. Так российский IT-сектор приспосабливается к жизни в условиях пандемии коронавируса

Технологические компании в России и мире стремятся сделать офис не только местом работы для сотрудников, но и площадкой, где можно отдохнуть и получить всевозможные услуги. Спортзал, кафе, салон красоты, кабинет массажиста — все это должно создавать комфортную атмосферу, которая помогает сконцентрироваться на работе. Игроки IT-индустрии первыми перевели большинство сотрудников на удаленную работу еще до официального объявления карантина в России. Сейчас они стараются перенести большинство процессов в онлайн, а также сократить расходы.

Без корпоративов и массажистов

О сокращении расходов в «Яндексе» компания объявила во время конференц-колла, посвященного финансовым итогам за первый квартал 2020 года. Топ-менеджеры отказались от денежных премий, а также приняли добровольное решение сократить свои зарплаты до конца года, рассказывал 28 апреля финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский. «Мы снизили темпы нашего найма и продолжаем нанимать только на стратегические позиции. Мы отменили все командировки, конференции и праздничные мероприятия, сократили неприоритетные маркетинговые активности», — сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос Forbes.

Двое сотрудников «Яндекса» рассказали, что компания сократила расходы на питание в два раза с 9000 рублей в месяц до 4500, а также отменила до конца года командировки, тимбилдинги и образовательные курсы. «Обещают вернуть, когда все стабилизируется», — говорит один из собеседников Forbes. В «Яндексе» дважды в год после успешного прохождения ревью (оценки результатов работы) сотрудники получали повышение зарплаты, но теперь повышение отложат, отмечает он.

 

«Образовательные офлайн-курсы отменены, но есть внутренние онлайн-курсы, доступные всем сотрудникам. Мы также временно сократили лимит на бейджиках сотрудников, которыми они оплачивают питание в офисных столовых (они сейчас закрыты) и ближайших кафе. Что касается зарплаты — общей индексации по итогам весеннего ревью не было. Изменения были только для тех сотрудников, кто получил повышение. Решение про индексацию по итогам осеннего ревью пока не принято», — пояснили в пресс-службе «Яндекса».

Терраса на крыше, бассейн и парк для горожан: «Яндекс» показал свой новый офис

 

От тимбилдингов, мероприятий в офисе и летнего корпоратива отказались и в Mail.ru Group, рассказала директор по организационному развитию компании Лия Королева. «Мы продлили дистанционную работу до 1 сентября, закрыли офисный спортзал, где можно было бесплатно позаниматься, и фрэш-бар со свежими фруктами, приостановили запись к массажисту и так далее. Но все эти меры были приняты не для того, чтобы сократить расходы, а для того, чтобы обеспечить сотрудникам безопасность», — отметила Королева.

Летний корпоратив отменили и в «Авито», также до конца года сотрудникам не будут повышать зарплаты, кроме случаев роста в должности, рассказал Forbes один из сотрудников компании. В пресс-службе «Авито» отказались от комментариев.

Пандемия заставила всех задуматься об экономии, для сервиса заказа такси самоизоляция россиян стала серьезным вызовом, рассказал представитель «Ситимобил» Георгий Лобушкин. Несмотря на то, что уже в начале июня «Ситимобил» удалось практически полностью восстановить объем поездок по сравнению с мартом, во время пандемии компания начала заниматься оптимизацией бюджетов, отметил он.

 

«В апреле мы попросили каждый отдел компании оптимизировать бюджет на 20%. Это, например, маркетинговые бюджеты, дополнительное обучение сотрудников (во многом из-за того, что его сложно перенести в онлайн). Мы действительно отменили корпоратив в мае по случаю дня рождения компании, но не из соображений экономии, а ради здоровья сотрудников. Как только будет возможность сделать это безопасно, обязательно проведем», — отметил Лобушкин.

«Лаборатория Касперского» традиционно проводит в России большой выездной корпоратив для сотрудников в июле, но в этом году из-за пандемии традиции пришлось изменить, говорит руководитель отдела по организации корпоративных и внутренних мероприятий компании Татьяна Ельфимова. «Сейчас мы тщательно следим за эпидемиологической обстановкой, чтобы не подвергать сотрудников лишнему риску. Пока в компании официально отменены все массовые мероприятия, мы не будем проводить корпоратив, но как только это станет возможным — назначим новую дату праздника», — заявила она.

Без офиса и командировок

Часть компаний смогли сократить расходы на офисные нужды. Сотрудники IT-компании «Мегаплан» ушли на удаленку с 16 марта, а офис пустовал полтора месяца, рассказал ее гендиректор Сергей Козлов. «С арендодателем договориться о снижении ставки или каникулах не удалось, тогда пришли к соглашению, что откажемся от офиса без уплаты штрафа», — отметил он. В результате по итогам мая и июня «Мегаплан» сэкономил 1,5 млн рублей, продолжает Козлов: не только на арендных платежах, но и на всех остальных услугах, связанных с содержанием офиса — услугах клининга, охраны, фруктах (в компании по утрам были свежие фрукты в офисе и горячие каши), чае и кофе, а также пицце и пиве по пятницам.

Из-за того, что границу закрыли, командировок не стало, добавляет гендиректор «Мегаплана». «Раньше приходилось регулярно навещать наш второй офис в Минске. А 8 июня в прошлом году у нас состоялся последний корпоратив для ребят из белорусского офиса: тогда на это мероприятие мы потратили порядка $3000», — вспоминает он.

Кроме того, раньше в офисе каждую неделю приходил сборщик дани и собирал очередные 500 рублей на подарок имениннику, говорит Козлов. «Но вот уже 2,5 месяца отделываюсь бесплатным смайликом в чате поздравлений», — смеется он.

 

Пустые кухни, «ульи» для интровертов и бум коворкингов: как будет выглядеть офис после пандемии

В Ozon сейчас часть сотрудников работает удаленно, что сказалось на частоте клининга в офисе — сэкономленные средства компания использует для проведения регулярной дезинфекции, рассказала заместитель гендиректора по связям с индустрией Ozon Мария Заикина. «Немного сократились расходы на канцелярию и хозтовары, поскольку более 70% сотрудников находятся на удаленке. В то же время мы инвестировали в более здоровое питание — дополнили ежедневный рацион кашами, овощами на пару, полезными снеками для тех, кто работает в офисе», — отметила она.

С момента перехода на удаленную работу в середине марта в HeadHunter все внутренние корпоративные офлайн-активности поставлены на паузу, рассказала директор по организационному развитию Марина Львова. Прогноз по их возобновлению — октябрь, добавила она. Также компания приостановила закупки питания в офисах: печенья, фруктов, чая и кофе. Командировки в hh.ru отменены до конца третьего квартала, некоторые программы обучения частично на паузе.

Ограничения внутри «Цайняо» (логистический оператор, принадлежит Alibaba Group) начались в момент введения карантина в Китае в январе-феврале: сначала отменили внутрикитайские, а затем и международные командировки, рассказала HR-директор «Цайняо» в России Евгения Волкова. Одновременно компания ввела новые правила для международных перелетов — теперь перелеты в комфорт-классе положены только топ-менеджменту и в случае, если перелет длится более десяти часов. В остальных случаях лететь нужно будет экономом, заключает Волкова.

 

В онлайн-режиме

Часть мероприятий технологические компании перенесли в сервисы видеосвязи — и не только рабочие, но и личные.

В «Цайняо» внутри корпоративного мессенджера сотрудники завели специальную группу, где по вечерам пятниц устраиваются специальные «Zoom-вечеринки». «Это не является обязательным или рабочим созвоном: каждый сам решает, хочет он присоединиться или нет. Нам очень хотелось, чтобы кроме рабочего формата, коллеги лучше узнавали друг друга в полунеформальной атмосфере, пусть даже в онлайне», — говорит Евгения Волкова. Кроме того, 23 июня компания перевела в стрим ежегодный Cainiao Smart Logistics Summit, на котором выступают топ-менеджеры Alibaba, отметила она.  «Наши менеджеры регулярно ездят в Китай и другие страны для обмена опытом и подготовки проектов. Им нужно посещать IT-лаборатории, поставщиков и склады, сейчас это все перетекло в онлайн, но отменять в будущем поездки не планируется — коллеги смогут восстановить график поездок, как только будет на 100% понятно, что полеты и командировки безопасны для здоровья», — добавила Волкова.

Самоизоляция и массовый переход сотрудников на удаленную работу — сложный период, в том числе в психологическом отношении, говорит HR-директор компании «Ростелеком-Солар» Мария Сигаева. «Он заставляет искать новые способы поддержания хорошего настроения сотрудников, корпоративного духа и ощущения единства команды. Для этого мы организовали ряд онлайн-активностей, которые направлены на тимбилдинг и просто помощь сотрудникам в этот период», — объясняет она. Это курсы на актуальные сейчас темы — от менеджмента удаленных команд до борьбы со стрессом во время пандемии и самоизоляции, онлайн-занятия йогой с инструктором, а также мероприятия для детей сотрудников, перечисляет Сигаева. Для дошкольников «Ростелеком-Солар» организовала детский сад — с утра до полудня воспитатели ведут с ними онлайн-занятия, а по пятницам проходят детские развлекательные шоу.

Отмену офлайн-активностей в Mail.ru Group компенсировали в онлайне с первого дня на удаленке, утверждает представитель компании. Вместо спортзала запустили для сотрудников ежедневные онлайн-занятия с тренерами. Вместо бесплатных фруктов и печенья в офисе выдали каждому коллеге промокоды на скидку в Delivery Club. В онлайн переместились консультации психолога, курсы, конференции и тимбилдинги. «Мы вместе готовим завтраки и ужины под руководством шеф-поваров, проходим квизы, обсуждаем фильмы с кинокритиком», — добавила Королева из Mail.Ru Group. Компания планирует вернуться к офлайн-мероприятиям, когда это позволит сделать эпидемиологическая обстановка, пообещала она.

 

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости